Кремль Март Н. Новгород

   Человек создание общественное и без общества он потерял бы свою сущность. Робинзон Крузо не потерял потому что у него было общество Пятницы. А не было бы его, то вряд ли бы мы увидели счастливый конец этой истории. Думаю, что многие согласятся со мной в том, что человеку иногда необходимо и одиночество. Порой побыть одному в одиночестве не как в состоянии всеми забытом и невостребованным, а просто наедине с собой, с мыслями или с природой. Кому-то это требуется чаще, кому-то реже, но однозначно – уединение необходимо. И когда случаются такие моменты, я стараюсь уйти от повседневной обыденности от окружающих людей, от будничной суеты подальше. Всегда найдётся такое место, где можно уединиться и отвлечься от мирских забот, от проблем.
   Был мартовский хмурый день. В стране разразился очередной экономический кризис, и предприятие на котором я работал, перешло на сокращённую рабочую неделю. В понедельник завод не работал и у меня был дополнительный выходной. Я собирался поехать в верхнюю часть города в Кремль, чтобы в последний раз посмотреть на развалины Зачатской башни, останки которой в скором времени уберут, и на этом месте начнутся работы по строительству новой Зачатской башни и участка разрушенной крепостной стены. Много лет я видел эти огромные обломки, и каждый раз рассматривая куски древней кладки, представлял далёкую историю событий, свидетелем которых являлись и Кремль и эта разрушенная башня.
   Моё трогательное отношение и к Кремлю, и к старой части города с купеческими домами дореволюционной постройки всегда влекло меня в этот район. Я всегда хотел прикоснуться к истории города, и при малейшей возможности приезжал сюда. Мне всегда нравилось побродить старым по закоулочкам, руками прикоснуться к стенам дома, мимо которого проходил. Меня бесконечно удивляла работа архитекторов, их вычурные выдумки при строительстве зданий, удивительная лепнина на фасадах каменных домов и необычные узоры на наличниках домой деревянных. Мне не редко представлялись образы жителей того или иного дома, я пытался представить их характеры, одежду. Я видел немало фотографий дореволюционных фотографов, и эти образы ассоциировались с теми людьми на старых пожелтевших фото.
   Полупустой автобус, в котором я ехал сюда остановился на остановке рядом с главной башней Кремля, я вышел на улицу и осмотрелся вокруг. Народу нет, лишь одинокие прохожие. На многих предприятиях и в организациях не было выходного, как на нашем заводе. Время было рабочее, поэтому и обычных шумных экскурсий по Кремлю, которые проводились регулярно по выходным, не было. В воздухе зиждилась неприятная изморось, скорее летел по холодному ветру мелкий мокрый снежок. Погода была отнюдь не для прогулок, но мне было уютно в тёплой одежде. Я прошёл в арку под башней на территорию Кремля и заметил, что вокруг вообще не было ни души. Мне всегда нравилась бывать в таких ситуациях. Можно было чувствовать себя абсолютно свободным, в ощущении, что весь мир существовал только для тебя. Не было лишних глаз, вообще ни кого кроме меня на территории в тот момент не было. Я не торопясь шёл по брусчатке, на которой местами уже лежал тонкий слой снега. Ветер кидал в лицо мокрые снежинки. Они кололи щёки, но я при всей такой непогоди я чувствовал себя просто великолепно. Мне всегда нравилось вот такое одиночество.
   Я достал фотоаппарат и сделал снимок – серое состояние мартовской непогоды. Брусчатка, фонарь и обрыв вниз к тому месту годы была разрушена крепостная стена и лежали останки разрушенной башни. Туда я спущусь позже и сделаю на память серию снимков. А пока я стоял лицом к Волге и умилялся сиюминутной красотою – серостью мартовской непогоды. Ни замёрзшего русла, берегов реки, ни дальние дали за ней не были видны из-за летящего по ветру колючему снегу, но я представлял себе эту знакомую картину, которую наблюдал много, много раз. Внутри я чувствовал лёгкое волнение от осознания того, что находился здесь посреди старины, внутри Кремля, любимого с детства и словно окунулся в саму старину, в историю. А ещё радость от  того, что снова смог побывать здесь благодаря сокращённой рабочей неделе.
   Долго медитировать мне не позволил шум приближающейся толпы, который послышался за спиной. «Удивительно, - подумал я, - Какие могут быть в это время и в такую мерзкую для многих погоду экскурсии?!» И обернулся на шум и картина, которую я увидел, ввергла меня в шок! Ко мне приближались на полусогнутых ногах, пригнувшаяся от сильного студёного ветра, группа молодёжи. «Свадебная процессия!» - сразу же определил я, заметив в центре группы невесту с женихом. Возглавлял процессию фотограф с камерой в руках и двумя фотоаппаратами на шее. Невеста была голой! Невозможно в это поверить, но я всё-таки поверил своим глазам. Весь её подвенечный наряд состоял из тончайшей невесомой фаты и гипюрового белого свадебного платья. Но было не толще марли и всё насквозь прозрачное от выбитых на материале узоров. Под длинным подолом ажурного платья туфель было не разглядеть, но я мог представить, что невеста была не в валенках обута. «Мама дорогая! У-у-у…» -  вырвалось у меня из уст. И по спине пробежала ледяная дрожь. Я стоял в оцепенении с открытым ртом и чувствовал, как в рот залетают мокрые снежинки. Процессия свернула в сторону Вечного огня. Я провожал компанию изумлённым взглядом. Около огня они недолго потусили, фотографировались, но точно НЕ согрелись. И снова на полусогнутых ногах и упираясь головами против ветра, но весёлые, все подались обратно на выход. Обалдеть! Молодой жене гарантировано воспаление придатков, а то и хуже вообще грозит бездетность. И чего ради? Ради нескольких снимков и видео на память! Глупость человеческая и безалаберность не имеют предела. Факт! Мне после созерцания этой сцены с фотосессии стало ещё уютнее в тёплой одежде. Я спустился вниз к руинам и сделал там уже собственную фотосессию. А эта фотография фонаря у тротуара в сумрачном март напоминает мне о том, что я увидел тогда и о чём я написал в этом небольшом опусе, как текстовке к фото.

15.10.2025 г (Фото автора 01 марта 2008 года)


Рецензии