461 мир бывает разный

461. Мир бывает разный.
Даже после ухода кунайцев, у противника еще оставалось численное преимущество.  А с учетом крылатых гусар, говорить о сражении в чистом поле не приходилось. Тем более, что до двухсот крылатых гусар пришло и в ливонском отряде. А двум хоругвям таких гусар можно было противопоставить только пушки и мушкеты гуляй-города. Все зависело от того, держится ли еще Полоз и что смог отряд Батура, посланный перекрыть дорогу на юг. Через два дня приплыли рыбацкие лодки, посланные помочь нашим всадникам переправиться через реку. Они привезли порох! Рыбаки рассказали, что помогли конному отряду переправиться через реку ниже по течению. Вверх по течению река мельчала, был брод, и их помощь была не нужна. А два дня назад, наш отряд захватил обоз с пушками и порохом. Часть пороха рыбаки перевезли через реку, а затем помогли переправиться и отряду. Плыли они по ночам, а днем прятались в камышах. Что стало с пушками и оставшимся порохом, они не знают. Так вот почему ушли кунайцы, предположил Николай. Оставалось дождаться возвращения отряда. Но посылать гонцов в Столицу, пока не рискнули.
В Столице царило в тревожное ожидание. Маршалл докладывал из Ряжска, что уже собрал полк пехоты и два эскадрона помещичьей конницы. И ждет еще один полк и батарею пушек из Огнеграда. Раз в три дня прибывал гонец из Дубового Дозора. Собственно доклады были сухими: Полоз держится, а гусарские эскадроны кружат по тылам ливонцев, иногда наведываясь в Дубовый Дозор передохнуть. Реже приходили вести из Вороньего Дозора, так что понять, что твориться под Турой было сложно. Пока егеря не привезли доклад Ольгерта и письмо Геры. Радовало, что Ольгерт отражает все атаки, но огорчало ливонское подкрепление. Зато появилась уверенность, что Туру не сдадим. Это хорошо, что Гера задержался в Туре, промолвил Иоанн. Сашка в ответ скромно промолчал. И тут в дверь постучали и оруженосец передал Иоанну срочное донесение из Дубового Дозора.  Командир Дозора сообщал, что прибыл Ливонский Посол, и просит разрешения проехать в Столицу. После минутной паузы, Иоанн спросил Сашку, что бы это значило. Думаю, что они завязли в Полозе, и согласны на мир, предположил тот.  И добавил, вопрос только в том, что они потребуют за это. Даже если гонца отправить сейчас, то Послы прибудут не раньше завтрашнего вечера, а то и позже. Помолчав, Сашка спросил разрешения рассказать об этом Графу. Иоанн укоризненно посмотрел на него, но согласие дал. Дабы чего не вышло, за Послом отправили полсотни царских конных гвардейцев. Не ровен час, свои по глупости или жадности порубают.
Иоанн восседал в Большом зале, но рядом с ним были только Первый Канцлер и Сашка. Посол был все тот же, что привозил требование отдать Медвежий угол. Король Генрих предлагал мир, при условии возвращения Медвежьего угла, Орешка и Большого зуба. И укорял Иоанна, что вернул бы тот сразу Медвежий угол, то жили бы в мире и дружбе, как и прежде. Когда толмач кончил читать, Иоанн сухо проговорил, что ответ будет через два дня. Был уже вечери Иоанн молча ушел в опочивальню. Сашка поехал посоветоваться к Графу. Витториоспокойно выслушал Сашку и спросил, есть ли новости из Туры и Полоза. Свежих нет, вздохнул тот. Но судя по всему они еще держаться. Тогда почему торопиться Генрих, размышлял Граф.С одной стороны, на помощь Полозу, Вам посылать не кого. С другой стороны и они ничего пока не могут сделать. Ливонцы и бессарабцына вашей территории. Им постоянно нужны боеприпасы и провиант. Надо бы потянуть время и уточнить обстановку. И еще, мир предлагает Король Генрих, а чего хотят бессарабцы и кунайцы? От них-то Посла не было!
Утром Сашка передал Иоанну свой разговор с Графом. Иоанн зло усмехнулся, а твой Граф прав, мы вызовем Посла сегодня! В полдень Иоанн восседал на своем месте и в том же составе. Посол выглядел настороженно. Иоанн усмехнулся, я не Восточный Хан, Послам головы не рублю, и выжидательно посмотрел на Посла. Посол напрягся и молча смотрел на Царя. Иоанн спросил, а где сейчас находится Король Генрих? Когда я выезжал, он был во главе войска под Полозом. А где находится Король Бессарабии и Самбек хан? Я не знаю, спокойно ответил Посол. А где находятся их войска, с издевкой спросил Иоанн. Насколько мне известно, под Турой, ответил Посол. Получается, что Король Генрих требует у меня три приграничные крепости, с прилегающими землями, при этом войска бессарабцев захватили одну из них, а сейчас осаждают Туру! Посол молчал, пытаясь понять, куда клонит Древлянский Царь. Иоанн предложил Послу подождать за дверью, пока будет подготовлен ответ. Что будем делать, спросил Иоанн Первого Канцлера, когда Посол вышел за дверь. После недолгих обсуждений, вызвали писаря. Иоанн писал Королю Генриху, что с ним он готов обсуждать только Медвежий угол! А если Генрих претендует на большее, то переговоры надо вести вместе с бессаарабцами и кунайцами. Сургуч был еще теплым, когда письмо было передано Послу.
На следующий день пришли новости из Дубового Дозора. Полоз держался, но два из трех гусарских отряда ливонцы изрядно потрепали. Но гусары разграбили с сожгли обоз с порохом и пару обозов с провиантом. Еще через день пришли прибыл гонец из Туры. Ольгерт доложил, что после того, как наши гусары перехватили обоз с порохом и двенадцати футовыми гаубицами ушли кунайцы. А через два дня ушли бессарабцы и ливонцы. Уходя они сожгли Вороний Дозор и перебили половину стражей Вольного города. Вторая половина была в Туре. Девятерых стражей, во главе с Лодыгой, обменяли на пленных бессарабцев и кунайцев. Ольгерт пока остается в Туре и ждет приказ Иоанна. Иоанн улыбнулся, пора проводить Военный Совет, вызывайте Маршалла со всеми полками из Ряжска.
Утром Сашка с удивлением за столом увидел не только Алекса, но и Первого Канцлера. А действительно, чего зря в зале собираться, улыбнулся Канцлер-Секретарь. Иоанн пришел хмурым. Бессарабцы и ливонцы захватили три наши крепости и осаждают Полоз. Сил, чтобы дать им генеральное сражение и победить, у нас нет! Пока нет, зло добавил Иоанн. Все молчали, понимая, что надо отдать древлянские земли, но никто не хотел об этом говорить первым. Наконец Иоанн процедил, если и отдавать, то только Медвежий угол. Но аппетиты Генриха мы уже видели. Надо оставить в Туре усиленный гарнизон и тяжелые пушки, а Ольгерту возвращаться в Столицу, предложил Сашка. И что дальше, не выдержал Первый Канцлер. А дальше к Столице подойдет Маршалл с войском. Посол наверняка скоро вернется и увидит, что войска собираются. Чем закончилась осада Туры Генрих уже знает или скоро узнает, уточнил Сашка. Пока объединенные войска выступят к Дубовому Дозору, Посла пару дней подержим в Столице. Ты предлагаешь дать бой под Полозом, спросил Алекс. Нет, я предлагаю выдвинуться к Дубовому Дозору. Оставить Полоз в тылу, Генрих вряд ли рискнет, тогда и начнем договариваться. Иоанн оглядел присутствующих, еще мысли есть? Все молчали. Ладно вызываем Ольгерта, и ждем ливонского Посла, отрезал Иоанн


Рецензии