Судьба вне человека
В историко-философском контексте каждая эпоха и тот или иной тип философствования формулировали свои универсалии по поводу судьбы, придавая ей всеобщее и раз навсегда данное значение. «Философия возникает в кризисной ситуации, когда привычное понимание мира и человека перестает удовлетворять тех, кто мыслит. И она появляется как критика повседневного мира, способ выхода за рамки принятых культурных стереотипов… Выстраивая свою картину мира, философия всегда пыталась не только отделить ее от мира обыденных представлений, но и найти переходы между ними – как в понимании реальности, так и в отношении того, что человек должен делать» [Лекторский 2018, 27;28].
Каждый из людей, живущих на земле, рано или поздно задает себе вопрос: «Кто он, и зачем он на этой земле появился?». Другое дело, каков будет ответ, и будет ли он полным и окончательным. У каждого человека есть своя судьба, без которой индивид не может жить, она направляет его, планирует и корректирует действия, чтобы человек не сбился с правильного пути.
Вся деятельность человека связана с решением жизненных ситуаций. В то время как возможность влиять на духовную эволюцию человека, создание различных способов обучения этому пришло к нам из глубокой древности. Каждый раз новое поколение осуществляет свои интересы и удовлетворяет свои потребности, и каждое поколение и человек проживают только свою собственную жизнь.
В этой связи все размышления о трагической судьбе человека по причине его случайного появления в мироздании чаще всего связаны с осознанием смертности человека и конечности его земного существования, с той тревогой о своей судьбе, которая делает любого из нас в определенной степени мистиком.
Что сегодня происходит с человеком, насколько в условиях глобального кризиса и цивилизационных трансформаций возрастает роль культуры, философии, которая предполагает возможность генерировать смыслы новых реалий? Он постоянно движим целью обнаружить в себе некое доселе неведомое универсальное качество, свойство, имманентное и релевантное его феноменальной целостности, для того чтобы положить его в основу гносеологического самоопределения».
Логика развития информационного общества во второй половине XX века, как и философии, привела к формированию нового типа человека — homo informaticus. Но она же привела к парадоксальной ситуации, которую можно выразить вопросом: человек информационный — человек ли он? В своем индивидуальном поиске каждый отдельный индивид пытается осмыслить свою собственную роль в этой жизни, роль любого отдельного человека и роль человечества в целом. Именно, развитие человека и культуры делает процесс категориального саморазвития опыта передачи знаний и умений в образовании осознанным главным предметом социально-гуманитарного познания.
«Человек постоянно пытается не только символизировать элементы внешнего мира, но и осуществлять самосимволизацию, определять неопределяемое, постигать непостижимое — свою собственную сущность. Ныне в условиях глобализации планетарного бытия — масштаб и алгоритм обозначенных (античеловеческих) процессов заставляют менять само отношение.
Человек является существом, способным мыслить и творить. Наделенный творческим разумом, он активно ищет свое место в мире, пытается определить смысл своего бытия, законы, которым оно подчиняется. Знания о человеке и человечестве всегда являлись результатом движения к познанию истины, при этом граница между миром физическим и миром духовным всегда была относительна. То есть, человек познает и изучает сам себя.
Вся история человеческой мысли в её научных, философских, религиозных и обыденных формах пронизана размышлениями о человеке и его месте во Вселенной. Во временных пределах жизни человек конечен, но в творчески-активных деяниях своих - бесконечен. Согласно умеренному оптимизму, который развивался с XVII в., пережил расцвет в эпоху Просвещения; несмотря на то, что человек по своей природе эгоистичен, и убеждает в том, что наш эгоизм может быть умеренным, сбалансированным, скорректированным естественным разумом и даже, summa summarum, уменьшен с помощью преобладания разумной составляющей.
Человеческая натура проявляется в разном, но в чем-то обнаруживается верховное, самое важное качество человека. Он добрый и злой, любит и ненавидит, верует и грешит одновременно. Субъективность мнений об одном и том же объекте познания - о человеке - привела к тому пестрому разнообразию высказываний о нем, которое можно обнаружить в истории философской мысли.
Среди различных человеческих качеств имеются определяющие, принципиально значимые «Раскрыть человеческое в человеке, т. е. выявить его главенствующую черту, означает постичь сущность человека». И все же, - кто или… такое Человек? Какова его природа? Что есть его сущность?
Свидетельство о публикации №226021300191