Блокада Ленинграда. часть 8
Жизнь в блокадном Ленинграде с весны 1942 года, конечно, немного стала легче. Как уже было написано в предыдущей главе, увеличили норму выдачи хлеба, иногда выдавали и другие продукты. Некоторым совсем больным людям выдавали дополнительное питание, прикрепляли к столовым для усиленного питания, клали в госпиталь. Летом 1942 года решали стратегические вопросы города: по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью — энергетический кабель. Рассказывая о жизни в блокадном Ленинграде, нельзя забывать о том, какие меры принимали руководители города, чтобы не повторить блокады 1941 года.
Ульяна с внучкой находились теперь почти всегда в госпитале, многое узнали за это время, были незаменимыми помощниками в любом деле. Родные спасённых детей, которых спас Володя , помогали им как могли, хоть Ульяна и дочь Валентина были против. Капуста, морковь и свёкла — это было принесено этими благодарными людьми.
Теперь в семье были запасы, картошку выкопали. Это был ощутимый набор продуктов на зиму. Потеря внука нанесла бабушке глубокую травму, она совсем не хотела оставаться в квартире. И Ульяна, и внучка Людмила почти сутками были в госпитале, работы было очень много. Одних раненых выписывали, другие поступали.
В ноябре на несколько дней по долгу службы приехал муж Валентины, Александр. Так как он устраивал Ульяну и дочку работать в госпиталь, там их и нашел. Узнав о трагической смерти сына, был расстроен, убит горем.
Они на несколько дней собрались всей семьей в квартире, но, несмотря на время, рана потери еще не затянулась. Им казалось, что вот-вот в дверь зайдет Володя и все будет по-прежнему.
Зять Александр опять привез продукты, и бабушка украдкой вытирала слезы, вспоминая, как плясал и прыгал внук, когда узнал о приезде отца. Воспоминания о прошлом давили на семью. Они понимали: жить в этой квартире им будет тяжело.
Зять опять предложил семье эвакуацию, но встретил отпор, который не понял. Самое страшное, что город обстреливали, теперь переживать о том, что им нечего будет есть, не стоило. У них было много продуктов, к тому же бабушку и внучку кормили в госпитале, жену Валентину — в институте. Долго убеждал Александр своих родных, но не переубедил. Тогда он решил поменять квартиру. Пока находился в городе, подготовил все документы и сдал их на рассмотрение , приложил все наградные листы. Никому из семьи об этом не сказал. В предпоследний день отпуска они всей семьёй ходили в зоопарк. Зверей было мало, но то, что животные выжили, уже было чудом в сравнении с тем, сколько умерло людей. Несмотря ни на что, жизнь возвращалась в город.
Это был последний приезд зятя Александра. Он был назначен в один из ударных полков — по 2750 человек в каждом. Всего их было три. Их незамедлительно перебросили в район Невской Дубровки. Начиная с 10 ноября 1942 года, эти полки пять дней штурмовали немецкие позиции, но, встреченные ураганным огнём противника, понесли большие потери. Фактически из каждых трёх человек погибли двое. Но ни прорвать блокаду, ни даже удержаться на Невском пятачке Красной Армии не удалось. Семья о гибели Александра узнала намного позже.
Неизменным было для всех стремление как можно быстрее спасти осаждённый город. Невский пятачок, Синявинские высоты, Любанская операция — все попытки прорвать кольцо в сентябре и октябре 1941 года, в начале и затем в августе-сентябре 1942 года, к сожалению, не увенчались успехом. Но летом-осенью 1942 года противнику не удалось перебросить из-под Ленинграда какие-либо крупные резервы на южный фланг советско-германского фронта. Блокаду удалось прорвать лишь 18 января 1943 года в ходе операции «Искра».
До марта 1943 года по льду и водным путём в город было доставлено 1,6 млн тонн различных грузов, эвакуированы более 1,3 млн ленинградцев и раненых воинов. Это единственный в истории случай эвакуации такого огромного числа людей из осаждённого города.
От частей Ленинградского фронта требовалось не просто героически держаться, но и атаковать. В октябре 1942 года дивизии полковника Краснова было приказано форсировать Неву в районе посёлка Невская Дубровка, где ширина блокадного кольца составляла всего 15 километров.
Эта задача казалась невыполнимой. Враг создал здесь мощнейшие оборонительные позиции, долговременные огневые точки, минные поля, проволочные заграждения. Немецкая крупнокалиберная артиллерия вела систематический обстрел переправ и мест сосредоточения советских войск на правом берегу, что затрудняло переброску подкреплений на плацдарм и эвакуацию раненых на правый берег.
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №226021300209
Компактный и доходчивый слог.
Зелёная дорога.
Георгий Овчинников 13.02.2026 09:45 Заявить о нарушении