Памяти Леонида Финкеля

Памяти Леонида Наумовича Финкеля

Два года прошло с тех пор, как нет с нами
Леонида Наумовича Финкеля — прозаика, драматурга, публициста, многолетнего ответственного секретаря Союза русскоязычных писателей Израиля.

Леонид Финкель родился 24 июня 1936 года в Полтаве (Украина, СССР), ушёл из жизни 12 февраля 2024 года в Израиле. Он вырос в семье потомственных дирижёров и литераторов. Его прадед, Мендель Финкель, был известным скрипачом, дед и отец — дирижёрами. В доме хранилась дедовская дирижёрская палочка в чёрном бархатном футляре. В 1941 году, когда семья покидала уже горящую Полтаву, эта дорогая сердцу реликвия осталась в доме…

Леонид учился в Московском Литературном институте и во Львовском политехническом институте. Большую часть жизни прожил в Черновцах. В 1992 году репатриировался в Израиль. Он написал более двадцати книг прозы (из них только три вышли в бывшем СССР), исследовал творчество Пушкина, выступал как драматург, публицист и эссеист. Его произведения публиковались в журналах России, Украины, Израиля, США, Германии, Великобритании, Австралии.

Семнадцать лет назад моя жизнь сложилась так, что я всё чаще стал рассказывать читателям — сначала в Фейсбуке, а затем и в книгах — о музыкантах, с которыми меня свела судьба. Формат менялся, тексты множились, и в итоге вышло семь сборников очерков о музыке, музыкантах и музыкальных коллективах.

А потом в моей жизни появилась прозаик и литературовед Ася Тепловодская. Именно она представила меня издателям израильских русскоязычных журналов и познакомила с Леонидом Финкелем — ответственным секретарём Союза русскоязычных писателей Израиля.

Наше знакомство оказалось глубоким и содержательным, хотя, увы, недолгим.
Неожиданно для нас обоих обнаружилось много общего. Его семейная история, связанная с музыкой, отозвалась во мне особенно сильно. Леонид родился в семье дирижёра военного духового оркестра, и эта музыкальная среда, безусловно, оставила след в его душе. Возможно, поэтому его внимание задержалось на моих очерках.

Он рассказывал о своём отце, о музыкантах его оркестра, о сохранившихся фотографиях. Я делился воспоминаниями о годах службы в военных оркестрах.
Ему было интересно всё — детали, имена, программы концертов. Оказалось, что он бывал во Львове на выступлениях оркестра штаба Прикарпатского военного округа, в котором я тогда играл. Меня поразило, что он помнил некоторые подробности наших программ.

Мы общались только по телефону — то было время пандемии, и жили мы в разных концах страны. Мы так и не встретились… Вскоре его не стало.

Но в моей жизни он оставил неизгладимый след. Шесть лет назад по его инициативе я стал членом Союза русскоязычных писателей Израиля. Для меня он навсегда останется литературным наставником — внимательным чутким, мудрым. Все члены Союза
руссоязычных писателей Израиля будут помнить Леонида Наумовича — его доброжелательность, его требовательность к слову, его преданность литературе. Мы высоко ценим его вклад в развитие русскоязычной культуры Израиля, в укрепление литературных связей между странами и поколениями.

Его имя останется в истории Союза и в сердцах тех, кто имел счастье знать его лично.

Борис Турчинский
Музыкальный публицист
Февраль 2026


Рецензии