Судьба ликвидаторов

                Судьба ликвидаторов
Незабываемо трагичное происшествие на Чернобыльской АЭС, которое произошло той печальной ночью в апреле 1986 года.  Для многих людей оно стало особой отметиной и начальной точкой отсчёта худших событий в их жизни. Из нашего Тербунского района попали на расчистку «атомной грязи» десятки молодых людей. У большинства из них жизнь, в связи с этим, оказалась сильно укороченной. Несколько лет назад в нашем Берёзовском поселении безвременно ушли из жизни двое ликвидаторов, чья искалеченная судьба и оборванная жизнь так же, напрямую, связана с той аварией. Логачёв Анатолий Гаврилович и Калинин Владимир Николаевич в то время молодые и крепкие  ребята имели свои мечты, планы на жизнь, которая, по сути, только начиналась. В чём- то их судьбы близки- учились вместе в Воейковской школе, отслужив положенный срок в рядах Советской армии, работали в Воронеже на шинном заводе. Командировка по повестке из военкомата осенью 1986 года стала неожиданной отправной точкой, от которой жизнь обоих покатилась под уклон с ускорением.
Вспоминаю рассказ Анатолия. Задача, по прибытию в зону аварии, ставилась простая- зачищать радиоактивные завалы последствий взрыва. Уже несколько месяцев шли работы по расчистке территории, но информация из тех мест поступала скудная - определяться пришлось на месте. Всё открыто и без защиты- радиация кругом, как воздух. Ты её не видишь, а она проникает в тебя - почти ощущаешь это! Владимира прикомандировали к сельскохозяйственным строениям в 30 километрах  от очага, обеззараживать стены сельскохозяйственных помещений, почву. При том, работать в большей степени самостоятельно, без особого контроля, и друзья там больше не встречались. А самому, Анатолию, пришлось работать непосредственно в зоне взрыва, в самом пекле. Работа, кажется, не сложная, хотя и морально тяжёлая- работать в нескольких метрах от стены аварийного реактора, подчищать строительный мусор, куски бетона, не поднимая пыли. Условия необычайно строги: работа в масках, в защитном комбинезоне, забыть о курении, меньше разговаривать и через 15 минут вас сменяют.
Спустя эти пятнадцать минут слабость в ногах ощущается то ли от нервного напряжения, то ли действительно, из-за активности радиации. Но это только в первые дни. Потом привыкаешь, и, кажется, тебе и радиация нипочём. А с неба солнце жарит, пот градом,  курить охота - оглядываешься по сторонам- ни кого из начальства, маску набок, пару- тройку затяжек и уже полегчало. Но знали б эти ребята, как аукнутся эти «затяжки» потом. Отработали в зоне всего месяц, а в общей сложности под стенами разрушенного реактора и три дня не наберётся. Прошли проверку на определение полученной дозы- десятикратная!
Прибыли домой. Утром вставал с подушки, покрытой выпавшими волосами, стали выпадать зубы. Почти сразу направили на реабилитацию в санаторий. Уже там почувствовал тяжесть в ногах, ломота в суставах, и в жару ноги стали мёрзнуть, кожа на них потемнела и покрылась язвами. С кем- то поговоришь, расскажешь про свою порцию нейтронов- больше знакомый с тобой общаться не спешит. А кто и прямо скажет: «Ты ж светишься!» Хотя врачи и пытались внушить - радиация от тебя не передаётся, но невольно думается- много чего говорят, а делается вопреки сказанному. И пусть кому- то она не передастся, а тебе всё уже сделала.
Вернулся из санатория домой - шкафы пустые. Жена ушла. Всё. Надо было настраиваться жить в одиночестве.  Не обиделся - он уже не мужик. У Анатолия стали отказывать ноги, без бадика не мог пройти и десятка метров.
Тогда казалось, месяц- так мало, но через несколько лет стало понятно- жизнь сломана и клонится к завершению. Семейная жизнь не сложилась и у Владимира, здоровье тоже оказалось заметно подорвано. Владимир не смог справиться с психологическим грузом одиночества- алкоголь не отпустил его от себя до последнего дня.  Всего несколько лет назад чернобыльцы были частью нашего общества, встречались, как друзья, интересовались жизнью друг- друга. Теперь их ряды заметно поредели- то в одном номере газеты, то в другом читаешь о них наших защитниках некрологи.
Теперь по прошествии стольких лет, может быть найдутся честные люди, кто даст реальную оценку последствий той катастрофы. Только уже не вернуть тех жизней, что отдали молодые парни за чьи- то нелепые просчёты и жестокие ошибки, ради того, чтоб жили мы.
 А эти настоящие мужчины, награждённые Орденами Мужества, останутся навсегда в памяти нас, живых, и тех, кто будет жить в будущем, настоящими героями. И мы должны быть гордыми, что знали их лично.
13. 04. 2021 г.                Колесник А. В.


Рецензии