Энтони Дорр. Весь невидимый нам свет
Я только добралась, и книга мне очень понравилась. В отличие от Галины Юзефович, которая в давней рецензии, вошедшей в ее книгу «Удивительные приключения рыбы-лоцмана», отметила, что предпочитает «вещи менее эфирные и кремово-воздушные». А роман «дробится и отблескивает добрым десятком граней, одновременно утомляя и завораживая читателя». Вот честно, не представляю, где там можно утомиться:)
Итак, Вторая мировая война, основные события разворачиваются в Германии и Франции. Интересный, почти приключенческий сюжет, сконструированный, за счет временных скачков, как головоломка. А внутри – тяжелейшие темы.
Грозовая предвоенная атмосфера. Во Франции – слухи и неверие, паника эвакуации. В Германии – нарастание нацистского угара, обработка детей, гитлерюгенд, преследование евреев.
Пожалуй, самые тяжелые страницы посвящены Школе национал-политического образования, готовящей нацистскую элиту. Лучшие мальчики Германии проходят при поступлении строжайший отбор и проверку расовой чистоты (с замером всех частей тела). «Готические лица, прямые носы, острые подбородки. Голубые глаза – у всех без исключения». Жестокость, дисциплина, страх. Единственную белую ворону – увлекающегося орнитологией мечтательного близорукого мальчика – мучают, а затем навсегда калечат однокашники. «Отрешенность Фредерика, его инаковость – как запах, который чуют все остальные».
Мало кто может противостоять пропаганде, даже внутри себя. Разве что двенадцатилетняя Ютта: «Правильно ли делать что-то только потому, что все остальные так поступают?»..
Еще одна волнительная линия романа – «старушечье сопротивление». Местные жители французского портового города Сен-Мало храбро участвуют в большом Сопротивлении. Но рядом с подвигом всегда таится предательство.
И все-таки, несмотря на трагизм, доминанта этого романа (что совершенно удивительно) – бережность к окружающему миру. «Так как же мозг, живущий средь вечной тьмы, выстраивает для нас мир, полный света?»
Вообще это очень тактильная книга. Прежде всего благодаря главной героине – веснушчатой девочке Мари-Лоре из Парижа. Ослепнув в шесть лет, она трогает, гладит, изучает предметы, ощупывает раковины моллюсков. Любящий терпеливый отец, главный ключный мастер Национального музея естествознания, создает удивительные точнейшие макеты мест, которые помогают ей ориентироваться. И мы вместе с девочкой и ее тростью ходим по улицам, погружаемся в «амфитеатр звуков и запахов», читаем брайлевского Жюль Верна.
Второй главный герой тоже связан со звуком. Талантливый немецкий мальчик Вернер вырос в сиротском доме в шахтерском городке. С детства он возится с радиоприемниками, мастерит, чинит, слушает чужие голоса. Техническая гениальность приводит его в элитную школу, из которой он отправится на войну радистом и вместо великого будущего в 18 лет погибнет.
Обычно, когда перелистываешь последнюю страницу книги о войне, чувствуешь огромную усталость от рода человеческого и его страсти к самоистреблению. Но с романом Дорра иначе. В нем есть отблеск надежды. С чем она связана? Со сложным и прекрасным устройством мира. Переплетением судеб и душ. С согревающим детством. И конечно, с любовью.
P.S. Хотелось бы порассуждать на тему, из-за которой на роман ополчились патриоты. Но придется подождать, когда свобода слова к нам вернется.
Свидетельство о публикации №226021300865