Современный взгляд на дело Николая Вавилова
Академик Вавилов был арестован 6 августа 1940 года во время комплексной научной экспедиции по западным областям Белоруссии и Украины.
В постановлении на арест было сказано «продвигая заведомо враждебные теории, Вавилов ведёт борьбу против теорий и работ Лысенко, имеющих решающее значение для сельского хозяйства СССР».
Однако Вавилов, предъявленные ему обвинения категорически отвергал.
Кроме того, Вавилова также обвинили в том, что ряд сотрудников, возглавляемого им, Всесоюзного института растениеводства, были репрессированы.
В вину ему ставились и его многочисленные командировки за границу.
Частые допросы привели к тому, что 24 августа Вавилов признал «себя виновным в том, что с 1930 года являлся участником антисоветской организации правых, существовавшей в системе Наркомзема СССР».
Однако он отказался признать свою причастность к шпионской работе: «В шпионской работе виновным себя не признаю.»
В конце концов, допросы сломали учёного и 27-28 августа он признал, что занимался вредительством по заданию бывшего наркома земледелия СССР Я. А. Яковлева, незадолго до этого расстрелянного.
2. Обвинительное заключение
В предъявленном Вавилову обвинительном заключении было написано:
Большую вредительскую работу ВАВИЛОВ провел в руководимом им Всесоюзном Институте растениеводства:
1. Значительное количество семенных материалов разных сортов и культур, приобретенные в странах Западной Европы и Америке, было доведено до потери всхожести.
В результате задержки репродукции погибли сотни ценных образцов семян, приобретенных за границей на золотую валюту и был нарушен правильный сортообмен соответствующих культур.
2. Большой сортовой материал по кормовым травам, собранный в СССР и за границей, своевременно размножен не был и вследствие вредительского отношения к этому делу в значительной мере потерял всхожесть.
3. Ценный новый сортовой материал по хлопчатнику был смешан, а также была смешана и загублена часть сортов семенных плодовых деревьев, вывозимых из Западной Европы. Разбазарен сортовой материал по цветочным культурам, приобретенным в Европе и Америке.
4. Будучи директором ВИР’а ВАВИЛОВ игнорировал практически ценные местные советские сорта по ряду культур, которые, как правило, до 1938 года не включались в конкурсные сортовые испытания, несмотря на их большую практическую ценность.
5. ВАВИЛОВЫМ в массовом масштабе в нечернозёмную полосу Европейской части СССР продвигалась яровая пшеница, сорт „Цезиум III“, несмотря на её большую поражаемость пыльной головней.
6. Умышленно задерживал культивирование хлопчатника в районах Украины и Северного Кавказа и продвижение ценных сортов египетского хлопчатника в Азербайджан и южные районы Средней Азии.
3. Приговор, заключение в тюрьму, дистрофия, воспаление лёгких и смерть
9 июля 1941 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила Вавилова к расстрелу.
Вавилов был признан виновным в том, что он в 1925 году являлся одним из руководителей антисоветской организации, именовавшейся «Трудовая крестьянская партия». С 1930 года являлся активным участником антисоветской организации правых, действовавшей в системе наркомзема СССР;
Вавилов, используя служебное положение Президента сельскохозяйственной Академии, директора института Растениеводства, директора института Генетики и наконец вице-президента сельскохозяйственной академии наук им. Ленина и члена Академии наук СССР.
В интересах антисоветской организации проводил широкую вредительскую деятельность, направленную на подрыв и ликвидацию колхозного строя и на развал и упадок социалистического земледелия в СССР. Преследуя антисоветские цели, Вавилов поддерживал связи с заграничными белоэмигрантами, передавал им сведения «являющиеся государственной тайной Советского Союза».
После приговора 9 июля 1941 года Вавилов обратился с ходатайством о помиловании в Президиум Верховного Совета СССР. Но его ходатайство было отклонено.
С 15 октября 1941 года Вавилов находился в тюрьме № 1 Саратова.
Сначала его содержали в карцере-одиночке, затем его перевели в камеру, где сидели академик И. К. Луппол и инженер-лесотехник И. Ф. Филатов.
Дважды Вавилов находился на лечении в тюремной больнице. Тяжёлые условия содержания в тюрьме (отсутствие прогулок, ларька, передач, мыла) подорвали здоровье Вавилова.
25 апреля 1942 года из саратовской тюрьмы Вавилов направил заявление на имя Л. П. Берии с просьбой о смягчении участи, предоставлении ему работы по специальности и разрешении общения с семьёй. В заявлении Вавилов категорически отвергал обвинения в измене Родине и шпионаже.
13 июня 1942 года замглавы НКВД Всеволод Меркулов направил заявление на имя председателя Военной коллегии Верховного суда СССР Василия Ульриха, в котором ходатайствовал замене Вавилову высшей меры наказания заключением в исправительно-трудовые лагеря НКВД сроком на 20 лет, ввиду возможности использования Вавилова на работах, имеющих «серьёзное оборонное значение».
А 23 июня 1942 года Президиум Верховного Совета СССР постановил заменить Вавилову высшую меру наказания 20 годами лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях.
Но здоровье Вавилова уже не не позволяло ему вынести двадцати лет пребывания в лагерях, которые ему назначили его благодетели.
Здоровье выдающегося учёного уже было подорвано.
Сказалось то, что прежде, во время эпидемии, он переболел дизентерией, а в последний год своей жизни академик Н. И. Вавилов, работавший над решением проблем продовольствия в стране, голодал и страдал дистрофией.
Кроме того, сердце академика и неутомимого путешественника работало на пределе.
Непосредственной причиной смерти Николая Ивановича стало то, что в тюрьме он заболел воспалением лёгких, а 29 января 1943 он умер.
4. Кому мешал Вавилов?
В тридцатых годах в СССР власть решили уничтожить остатки внутрипартийной м вообще какой-либо оппозиции и любого инакомыслия.
По инициативе ОГПУ были проведены показательные процессы. Публично судили участников, так называемого «Шахтинского дела», «Дела «Союзного бюро меньшевиков»», «Дела Промпартии» и «Дела Трудовой крестьянской партии».
Во всевозможном вредительстве подозревали и ученых.
В этой обстановке политической борьбы научные авторитетные учёные мешали делать карьеру отдельным псевдоучёным.
Именно таким карьеристом был Трофим Денисович Лысенко , ставший в (1939 г. президентом АН СССР.
Трофим Лысенко был создателем псевдонаучной концепции наследственности, изменчивости и видообразования, названной им «мичуринской биологией».
Он смог убедить И. В. Сталина в эффективности своего направления и в том, что настоящие учёные, которые якобы занимались «буржуазной наукой», были виновны в том, что хотели организовать голод в стране.
Именно тех учёных, которые по их мнению занимались «буржуазной наукой», в ОГПУ считали неблагонадёжными.
В результате, ряд советских генетиков, которые занимались якобы вредительской западной наукой, были уволены с работы.
Ну, а больше всех Т.Д. Лысенко мешал, обладавший международным авторитетом, выдающийся советский биолог Николай Иванович Вавилов.
Ещё раньше некоторые работники науки, понимая куда дует ветер, сами писали доносы на Вавилова.
В 1931 появились доносы платных осведомителей НКВД: руководителя Бюро интродукции ВИР, ботаника Александра Коля, академика Ивана Якушкина и доктора биологических наук Григория Шлыкова.
Других же коллег Вавилова запугивали.
В деле были признательные показания ранее арестованных коллег, например, Александра Яната.
Под угрозой расправы заставлял писать и другие обвинительные письма.
В одном из таких доносов было написано: «Двурушничество и умелое скрывание убеждений и взглядов являются основными маскирующими средствами контр-революционной работы ВАВИЛОВА.
Так, например, ВАВИЛОВ в феврале м-це 1932 года рекомендовал специалисту ШИМАНОВИЧУ «заняться общественной работой слегка, для видимости окружающих», говоря — «надо учитывать создавшееся положение, приспособляться, а своих взглядов и убеждений не высказывать».
Вавилова обвинили в организации «Целой системой, якобы научных мероприятий, организация настойчиво ведет линию на фактическое сокращение посевов зерновых культур и уменьшение кормовых ресурсов, с целью вызвать голод в стране. Кроме того, ВАВИЛОВ организует борьбу против хлопководства, против хлебоэкспорта».
В той обстановке у Вавилова и остальных его коллег, никакого способа оправдаться и тем более разоблачить антинаучную доктрину Лысенко не было.
Не было в те годы свободы слова даже в науке.
5. Возможны ли такие расправы сегодня?
Как сказать? Однако некоторые моменты в публичном пространстве настораживают.
В этой связи, хочу обратить внимание на рассуждения Валерия Алексеевича Фаддеева, ведущего передачи на телеканале «Россия 24».
Он. как и в трагические для страны 30-е годы, поделил науку на рациональную западную и какую-то ещё иррациональную, о которой кроме него и религиозного философа с именем Питирим, книгу которого он пропагандировал телезрителям. никто не знает.
В подтверждение несостоятельности современноё западной науки Валерий Алексеевич приводит диаграмму динамки научных открытий с древних времён и до наших дней.
Из диаграммы следует, что прежде было несколько пиков, по количеству открытий. Сегодня же, как следует из диаграммы, мы переживаем спад.
Этот спад Фадеев объясняет кризисом, который сегодня якобы переживает западная научная модель, в рамках которой развивается вся мировая наука.
Надежды на прорыв в науке Фадеев связывает с придуманной им иррациональной моделью.
Что это такое? Он не поясняет.
6. Односторонняя пропаганда
Сегодня с экранов ТВ каналов разные религиозные деятели излагают религиозную доктрину, а корреспонденты широко освещают религиозную жизнь.
При этом, какие-то возражения и комментарии по этим вопросам не допускаются.
Мог же, к примеру Валерий Фадеев пригласить какого-то представителя естественных наук из АН, изложить научную точку зрения или разоблачить нападки Питирима на науку?
Но сегодня такое невозможно.
Даже у писателя Льва Толстого, больше ста лет назад, была возможность заявить, что он не верит в церковные обряды, за что его отлучили от церкви.
Сегодня такого рода «богохульникам» путь к ТВ экрану перекрыт.
Таким образом, сегодня база для возможных доносов наверх создана.
Сегодня любому представителю науки можно предъявить обвинение в том, что он занимается в рамках вредоносной западной модели, а значит всевозможным завистникам и недоброжелателям есть что писать в доносах на научные авторитеты.
Кстати, сегодня церковные деятели и те, кто разделяют их взгляды, публично ведут религиозную пропаганду.
Однако любые публичные им возражения не допускаются.
Противник западной, якобы бесплодной научной модели, Валерий Алексеевич Фадеев, человек близкий к власти.
Он главный редактор журнала «Эксперт» (1998—2017) и ведущий программ «Первого канала» (2014—2018).
Также он член Общественной палаты Российской Федерации. С 2019 года — советник президента РФ и председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Он председатель экспертного совета Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов.
Вопрос, каких инициатив можно ждать от человека продвигающего антинаучную религиозную доктрину?
Пока Фадеев конкретных имён, обвинённых в продвижении западной рациональной модели не назвал.
Но кто мешает фанатичным верующим писать доносы на авторов учебников, в которых излагается эволюционная теория и на учителей. что преподают безбожный школьный предмет биологии, а заодно и на учителей физики и химии, в рассказах на уроках, забывающих сказать, что в людях, кроме атомов и молекул присутствует душа.
И неизвестно, к кому попадут такие доносы?
Ведь многие современные политики заявляют, что они верят в души, в церковные обряды и в чудодейственные иконы.
А от веры люди, обладающие властью, могут перейти к действиям.
Свидетельство о публикации №226021300887