О Родине
Кинь ты Русь, живи в раю:
Я скажу: не надо рая,
Дайте родину мою.
С. Есенин
Однажды мне был задан вопрос: «Хотелось ли мне жить в другой стране»?
Трижды работала я в школах при Посольствах СССР за границей, (четыре года – в Чехословакии, два года – в Египте), но у меня никогда не возникало мысли уехать за границу навсегда.
Жизнь в другой стране всегда проходила для меня только в русской среде.
Вспоминаю свою работу в советской школе в течение четырёх лет в Праге. Это было в конце семидесятых годов двадцатого века.
Как только я выходила в город, чувствовала напряжение, какое-то неудобство, растерянность, потому что не знала языка, обычаев. Хочу передать в трамвае деньги на билет, но вижу, что здесь так не принято. Подхожу к стенду, чтобы прочесть объявление – и не могу, не понимаю, что написано. Смотрю телепередачи, речь вроде бы знакомая, братья- славяне, но увы! улавливаю только общий смысл.
Я знала, что русский язык богат и красив. Это знание было основано на образцах русской литературы. Сравнить в реальной жизни было не с чем.
Но вот я сижу в пражском кинозале и смотрю русский фильм «Калина красная». Проблемы, поднимаемые в фильме, волнуют душу; успеваю по-чешски прочитать титры. В речи героев фильма на родном мне русском языке звучат разные прилагательные, характеризующие какие-то события: хороший, чудесный прекрасный, красивый, замечательный, а по-чешски – на экране всякий раз появлялось одно слово красный. Теперь у меня на основе личного опыта был конкретный пример доказательства богатства и выразительности русского языка.
Именно живя за границей, я поняла, что никогда не могла бы жить постоянно вне моей родины. Ностальгия замучила бы меня. И это было не только моё ощущение.
Помню, мы в школе поздравляли мужчин в честь праздника «Защитник отечества». Капустник проходил задорно, весело, с частушками, шуточными куплетами. Я переделала известную песню, посвятив всем мужчинам куплеты с признанием в любви и уважении к ним всех женщин. Но припев песни не изменила, и мы, женский хор, проникновенно пели: «А я в Россию, домой хочу, я так давно не видел маму». И взрослые мужики, внимательно слушая, украдкой смахивали слёзы. А ведь они все жили вдали от своей родины вместе со своими семьями!
Как точно и поэтично отражена в поэзии В. Набокова, жившего вне России, его духовная причастность к родине:
Наш дом на чужбине случайной,
где мирен изгнанника сон,
как ветром, как морем, как тайной,
Россией всегда окружён.
Сейчас я убеждена, что жизнь вне родины без знания языка, культуры этой страны, традиций – это суета и выживание, даже если есть востребованная профессия. «Там мы всегда будем людьми другого сорта»,– так говорил мне сосед, кандидат технических наук, отдыхавший в посёлке Охват летом, который несколько лет жил и работал за границей.
Кто-то вписывается в жизнь чужой страны, таких, думаю, меньшинство, кто-то приспосабливается к новым условиям бытия, а кто-то возвращается назад. Досадно мне, что мои знакомые соотечественники, приспособившиеся к жизни в других странах, как правило, презрительно относятся к своей Родине. Отчего это?
Может, происходит это от ущербности сознания? Потому что они не знают, что такое любить родину? Где сытнее, там и родина?
За что я люблю Россию? Да, у неё богатая тысячелетняя история. Я горжусь великой русской культурой: книги русских писателей переведены на многие языки, музыка русских композиторов звучит во всём мире.
Теперь, когда я постоянно живу в деревне, у меня, к сожалению, нет возможности сходить в театр, посмотреть балет, послушать оперу, посетить Эрмитаж, Русский музей.
Я вспоминаю, как будучи в Москве, в командировке, находила время посетить Третьяковскую галерею, этот храм русского изобразительного искусства.
Я любовалась любимыми картинами: замирала перед картиной И.Крамского «Христос в пустыне», созерцала картину М. Врубеля « Демон сидящий». Я смотрела на эти картины, как смотрят на огонь или на воду, замерев, не пытаясь объяснить себе, что так волнует, завораживает в них меня.
Да, я теперь не могу посетить выставки художников. Недавно была выставка картин художника В. Серова в Москве. Я увидела по телевизору огромную очередь желающих посетить эту выставку. Мне было жаль, что меня не было в той очереди, в которой все объединены единым желанием ещё раз прикоснуться к творчеству великого художника.
Но есть Интернет. Мой интерес к искусству не пропал. Теперь Алиса стала моей умненькой подружкой.
Люблю я наш чудо-язык. По мнению И.Тургенева, нельзя верить, «чтобы такой язык не был дан великому народу».
Люблю ли я простых людей? Как писал Гоголь, «душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны, и так в них мало прекрасного».
По телевизору нередко можно услышать интервью с теми людьми, которые в 90-ые годы уехали из России, а спустя некоторое время вернулись домой. Когда ведущий задавал им вопрос: почему вы уехали? Без колебаний, ничтоже сумняшеся, каждый отвечал так: «Здесь жить было невозможно»!
А миллионы простых людей честно жили, много работали, им месяцами не платили зарплату, но даже тогда они создавали семьи, не откладывали рождение детей до лучших времён, растили детей, заботились о своих родителях.
Масштаб разрушений моей страны за 90-ые годы я почувствовала, посетив деревню в Псковской области, родину моей мамы, в 2013 году.
В советское время в этой деревне для её жителей бесплатно было построено 50 домов, сооружено десять огромных коровников, в каждом из которых содержалось двести коров.
Две тысячи коров каждый день надо было подоить два раза, накормить всё стадо, вычистить коровники…
Я прошлась по деревне, где не была более тридцати лет. Сердце сжималось от увиденного. В рабочем состоянии был только один коровник. А девять других с зияющими окнами, без дверей, с провалившимися крышами, как яркие символы «катастройки», по определению А. Зиновьева, напоминали о «триумфальном» шествии дикого капитализма в России и гибели деревни.
А русский народ наш удивительный! Мирный, трудолюбивый, терпеливый. Как можно не любить его! Сострадание ему не чуждо, потому что он знает, что такое страдание. В.И. Даль так писал о русском терпении: «В терпении является сила и величие духа, терпение же есть признак кротости, смирения, снисхождения».
Как точно отражает язык суть русского духа!
Я десять лет живу в сельской местности среди простых людей, нередко обращаюсь к ним за помощью. Доброжелательность, трудолюбие, рассудительность, доброта, терпение., совестливость –качества, которые пока ещё живут в простых русских людях…
Родина-мать! Интересно, есть ли в других языках подобное сравнение? Родину, как и мать, любят не за идеальные качества, родину любят, когда в ней живут радость и горе, победы и несчастья, когда в ней не всё хорошо.
К сожалению, нередко слышу гневные разговоры о проблемах Отечества, в которых звучит раздражение и даже озлобление людей против своей страны.
А мне близки и понятны размышления В. Розанова, русского философа, покинувшего Родину не по своей воле. Они проникают в самое сердце, хотя в них есть слова, доведённые до абсурда:
«Счастливую и веселую родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец глупа, наконец даже порочна. Именно, именно когда наша «мать» пьяна, лжет и вся запуталась в грехе, — мы и не должны отходить от нее».
Несколько лет назад, уже безвыездно живя в деревне, я приехала в районную больницу (меня укусила бездомная кошка, которую я приютила). Рука распухла. Требовалась медицинская помощь.
Вхожу в хирургическое отделение, которое расположено в старом, ветхом здании, построенном в пятидесятые годы XX века. Некрашеная дверь покосилась, обшарпанный линолеум, местами прохудившийся, как ветхая одежда, не радует глаз. Запах борща заполняет всё помещение. Неуютно, бедновато.
Но вот подходит ко мне врач. Внимательно слушает, записывает подробно мой рассказ, приглашает медсестру, которая делает укол и даёт рекомендации, как мне вести себя дальше. Вежливое, профессиональное отношение медперсонала, бесплатная медицинская помощь действуют успокаивающе.
Я возвращаюсь домой поездом. Сижу у окна. В бездонном небе сияет облако. Поезд мчится среди дремучего хвойного и смешанного леса. Ни одного селения на десятки километров! Изредка лес расступается, и я вижу синие ленточки крошечных речушек, которые вьются среди холмов и перелесков, уходя в неоглядную даль.
Созерцая эту красоту, я подумала: всё, что меня окружает: и эти хвойные леса, и неоглядные дали, и этот серенький убогий барак – это моя Родина. Меня охватило умиление, на глаза навернулись слёзы, а сердце наполнилось ясной любовью к моей стране.
Мне очень нравятся слова русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина, потому что они точно передают моё отношение к стране, где Бог дал мне родиться.
«Перенесите меня в Швейцарию, в Индию, в Бразилию, окружите какою хотите роскошной природой, накиньте на эту природу какое угодно прозрачное и синее небо, я всё-таки везде найду милые мне серенькие тоны моей родины, потому что я всюду и всегда ношу их в моём сердце, потому что душа моя хранит их, как лучшее моё достояние».
Кстати, сейчас в районном центре построено современное, благоустроенное хирургическое отделение.
Свидетельство о публикации №226021300982