Свободная форма
В четвертый класс я пошла в другую школу, которая ютилась в низком зеленом здании, похожем на переоборудованный жилой дом. Здесь всё было иначе: тесные комнаты, потолки, до которых, казалось, легко достать рукой, маленькие окна с двойными рамами, из которых всё равно дуло. Если встать на коленки, то подоконник легко превращался в парту — можно было решать домашку и рисовать пальцем промерзшем стекле.
Школьный туалет являл из себя деревенское очко в выгребную яму, в холодной пристройке. Он был общим на три класса, на каждой переменке к нему выстраивалась очередь.
За зиму в ледяной дырке намерзал огромный сталактит, из мочи до самого верха. Тогда приходил дворник и обламывал его палкой. Зимой это сооружение почти не имело запаха, но с приходом тепла всё растаивало и начинало издавать жуткую, густую вонь, которая витала вокруг школы.
Морозы стояли долгими и крепкими. Родители укутывали нас, как могли: шерстяные носки, синие шаровары с начёсом, рейтузы и валенки,
Два раза в неделю была физкультура, и девочки вместо шаровар надевали дома спортивные штаны.
Такой вид школьниц сильно раздражал учительницу математики, Лидию Степановну.
Мы казались ей верхом неряшливости.
В этот день её урок был первым. Она выстроила всех девочек у доски. Кричала, ругалась , стаскивала с нас синие штаны прямо перед всем классом.
Под штанами девочки носили чулки, пристегнутые к поясу двумя застёжками, а сверху — тонкие голубые штанишки на резинке.
Показывать всем, что под юбкой, было невыносимо стыдно. Мальчишки хихикали, пряча улыбки в ладони. Некоторые девочки плакали, стоя в чулках и валенках с галошами перед всем классом.
Лидия Степановна была довольна результатом и разрешила нам сесть за парты.
Что же было делать? Выход был простым: снять штаны перед уроком математики и быстро надеть обратно на следующей перемене. Но где переодеться? Тёплой раздевалки не было. Единственное место — тот самый холодный, вонючий туалет, куда одновременно могли зайти только два человека.
На следующей перемене новость разнеслась по соседним классам. Узкий коридор и площадку перед уборной полностью парализовало. Чтобы избежать публичного унижения девочки из класса "Б" и "В" одновременно пытались переодеться в ледяном туалете, чтобы снять или натянуть эти бесконечные штаны.
Те, кто хотели в туалет по прямому назначению, в отчаянии бежали на улицу, за угол школы. Уроки сорвались, потому что часть класса опоздала, не успев застегнуть пуговицы.
В учительской не сразу поняли причину странного столпотворения....
Но Лидия Степановна больше не выстраивала нас у доски.
Оставшуюся зиму мы ходили в школу в свободной форме. В синих шароварах, в спортивных штанах — в чём придётся.
Мы не могли победить Лидию Степановну. Но её правило сломалось само, под грузом абсурда, как ледяной сталактит от удара дворницкой палки.
Дети не только объект воспитания. Это стихия, которая заставила мир считаться с их неудобной правдой.
Прочитать что то ещё proza.ru/avtor/mari...
Свидетельство о публикации №226021401148