Мамонтов след

Мамонтов след

В глухой сибирской деревушке, затерянной среди вековых лесов и извилистых рек, из поколения в поколение передавали недобрые слухи. Старики шептали о Мамоне — древнем подземном духе, что спит в недрах земли, но порой пробуждается, чтобы напомнить о своей мощи. Говорили, что он похож на исполинского зверя с рогами, словно выточенными из розового камня, и что его шаги заставляют землю вздыматься буграми, а реки — менять русло.
Я приехал сюда по заданию краеведческого общества — собирать местные поверья. Меня предупредили: «Не ходи к Старому Логу. Там Мамон спит». Но любопытство оказалось сильнее.

Первый знак

В первый же вечер, когда я разложил бумаги у окна избы, где меня приютили, я услышал гул. Он шёл из-под земли — низкий, вибрирующий, будто кто-то огромный ворочался во сне. Хозяйка, бабка Марфа, перекрестилась и прошептала:
— Это он. Мамон. Не буди его.
Я вышел на крыльцо. Воздух был неподвижен, но земля… она дышала. Чуть заметно, почти неуловимо — но я чувствовал, как под ногами что-то пульсирует.

Следы в реке

На следующее утро я отправился к Старому Логу — узкому ущелью, где, по преданию, Мамон когда-то вышел на поверхность и тут же погиб, не выдержав солнечного света. По пути я заметил странное: река, обычно спокойная, бурлила, будто её кто-то взбалтывал изнутри. На льду (дело было в начале весны) зияли трещины, а кое-где лёд был расколот на куски, словно кто-то бил по нему снизу огромными кулаками.
Я присел у края воды. В глубине, среди мутных потоков, что-то блеснуло. Я пригляделся — и отшатнулся.
Это был рог. Огромный, розовый, с завитками, будто выточенный из мрамора. Он торчал из дна, наполовину занесённый илом.

Голос из-под земли

Я вернулся в деревню, но покоя не нашёл. Гул становился громче. Ночью он уже не затихал — он нарастал. Стены избы дрожали, посуда позванивала на полках. Я вышел на улицу.
Все жители стояли во дворах, бледные, с зажжёнными лампами.
— Он просыпается, — сказала Марфа. — Беда будет.
И тут я услышал голос. Не человеческий — нет. Это был звук, который рождался в самой земле: низкий, вибрирующий, словно стон тысячелетнего зверя, которому больно.
Он говорил.
Не словами — образами. Я видел в своём сознании:
огромные рога, рвущие пласты земли;
реки, меняющие русло за одну ночь;
леса, падающие, как карточные домики, под тяжестью невидимой силы.
Это было не зло. Это было древнее. Что-то, что существовало задолго до людей, что не понимало их, но и не стремилось уничтожить. Просто… было.

Пробуждение

Наутро деревня опустела. Люди ушли — кто в город, кто в соседние сёла. Я остался один.
Земля дрожала всё сильнее. Я стоял у Старого Лога и смотрел, как лёд на реке трескается с оглушительным треском. Вода вздымалась, будто под ней билось огромное сердце.
И тогда я увидел.
Сначала — тень. Огромная, расплывчатая, движущаяся под водой. Потом — рог, тот самый, что я видел вчера, но теперь он поднимался выше, разрывая лёд. За ним последовал другой. А потом…
Из воды медленно, с невыносимым скрежетом, поднялась голова.
Она была похожа на бычью, но в десять раз больше. Рога — розовые, светящиеся изнутри. Глаза — чёрные, без зрачков, но в них читалась усталость. Усталость тысячелетий.
Мамон посмотрел на меня.
И я понял.
Он не хотел зла. Он просто… просыпался.

Последствия

Я не знаю, что было дальше. Помню только ослепительный свет, удар, от которого я потерял сознание, и потом — тишину.
Когда я очнулся, река текла спокойно. Лёд был цел. Ни рогов, ни следов. Только в воздухе висел запах древней земли и чего-то… нечеловеческого.
Я уехал из деревни в тот же день. Но иногда, по ночам, я слышу гул. И знаю: он где-то там.
Ждёт.
Спит.
Или… просыпается?
___________________________________________________

ALEX ZIRK

P.S.:

Мамонт!!
     Мамон. Маммон Князь. Мамуна. Мамона. Маммона. Mammon.
     Упоминание о Мамоне беззаконном, мамонте насыльном и нахожем — опасных демонических существах - встречается в заговорах и историко-литературных памятниках. В «Молитве Архистратига Михаила от у скопу» ( конца XIX в.) говорится о Мамонте — «бесе проклятом» (Черепанова).
     В апокрифах Мамона (Мамонт) противостоит Богу и ангелам. В народных поверьях мамонт — животное, обитавшее на земле в стародавние времена. Мамон наделяется особой разрушительной (и созидательной) силой. Одним своим движением он изменяет ландшафт, прокладывает русла рек и т.и.
     Мамонты жили только спервоначалу века — очень недолго. От них пошли зеки и речки. Куда мамонт идет, туда по его следам протекали большие реки; куда он глазом кинет, оттуда зачинались мелкие речки и ключи. Теперь мамонты живут под землею» (Енисей).
     Мамонт-зверь ходит под землей, как рыба в воде; если выйдет в яр, то умирает. Мамонт не любит солнечного света. Во все летние месяцы мамонт укрывается в земле. В зимнее же время, когда речная вода укрыта от солнечного света толстым льдом и снегом, мамонт любит проводить время в самой реке, подо льдом.
     Мамонт (как и змей! не трогает пришельца; даже «ластится» к нему. Он указывает ему камень, лизну, которой можно насытиться, а весною выводит на берег реки (Тобол.).
     Основные представления, связанные с мамонтом, остаются почти неизменными на протяжении нескольких веков. Мамонт, который, по поверьям XIX - начала XX в., продолжает обитать в земных глубинах, - своеобразный "хозяин" пожземных недр; воплощение глубинных, стихийных сил, таящихся в земле, в подземных и наземных водах. Мамонт - существо могуяее, но едва "несущее свою силу; движения его могут быть сродни половодью, обвалу, землетрясению" (Городцов, 1910).
     Земля под ним с великими лесами подымается великими буграми, а позади его падает и остаются глубокие рвы и леса падают; таковых ям показуют там на разных местех множество. Уверяют, что мамонты существуют, но почти не встречаются человеку, так как "от жительства людей бегут".
     Этот образ, по-видимому, возник вследствие народного переосмысления евангельского образа мамоны (божества богатства. В народных поверьях мамонт — животное, обитавшее на земле в стародавние времена. «Мамонты жили только спервоначалу века — очень недолго. От них пошли зеки и речки. Куда мамонт идет, туда по его следам протекали большие реки; куда он глазом кинет, оттуда зачинались мелкие речки и ключи. Теперь мамонты живут под землею» (Енис.)
     В окрестностях Семипалатинска рассказывали, что мамонт был громадным животным — «не мог даже от тяжести носить своего тела. Тогда он сбросил в себя часть тела и из этой части образовался рябчик. Мясо мамонта было белое. Этот же цвет передался и рябчику». Образ «всемогущего зверя мамонта» рисует записанный в Нижегородской губернии заговор «на Мамонву кость».
     Крестьянские рассказы о мамонте очень живы и детальны: «Мамонт своим Внешним видом и строением напоминает быка или лося, но размерами своими ж значительно превышает этих животных: мамонт в пять-шесть раз больше (самого большого лося. На голове у мамонта имеются два громадных рога: рога такие гладкие, розовые и чистые, слегка изогнутые, как у быка, но не ветвистые, как у лося. Копыта у него раздвоенные.
     Как и чем питается мамонт ~ неизвестно говорят, что он питается каким-то составом, имеющим вид камня.
     Мамонт живет исключительно в земле и притом на значительной глубине» неподалеку от берегов большой реки мамонт роет себе в земле логовище-пещеру оттуда ходит на водопой. Мамонт не любит солнечного света Во все летние месяцы мамонт укрывается в земле. В зимнее же время, когда речная вода укрыта от солнечного света толстым льдом и снегом, мамонт любит проводить время в самой реке, подо льдом.
     Часто в зимнее время можно видеть на льду реки широкие трещины, проникающие всю толщу льда, а иногда можно видеть, что лед на реке расколот и раздроблен на множество некрупных льдин — все это видимые знаки и результаты деятельности мамонта: разыгравшееся и расходившееся животное ногами и спиною ломает лед».
     «Весною, с разлитием рек, когда лед тронется и несутся льдины по воде, мамонт начинает сердиться на то, что льдины уходят; в ярости мамонт хватает лапами и рогами льдины и задерживает их и таким образом на реке по местам производит значительные заторы льда. Нередко случается при этом, что льдины затирают и насмерть давят самого мамонта. Оттого-то кости мамонта всего чаще находят в воде, на дне реки, и в берегах рек в земле, всегда на значительное глубине. Мамонт по своему нраву животное кроткое и миролюбивое, а к людям ласковое, при встрече с человеком мамонт не только не нападает на него, не» даже льнет и ластится к человеку» (Тобол.) (Городцов, 1910).
     Кротость мамонта иногда подтверждается в Сибири рассказами, напоминающими популярное во многих областях России повествование о случайно провалившемся под землю и зазимовавшем там человеке. Зимует он со змеями, а в сибирской версии сюжета — с мамонтом. Мамонт (как и змей! не трогает пришельца; даже «ластится» к нему. Он указывает ему камень, лизну»! который можно насытиться, а весною выводит на берег реки (Тобол.).
     Подробное исследование сибирских поверий, связанных с мамонтом и «мамонтовыми костями», было предпринято В.Н. Татищевым во время разыскание им, по указу Петра I, рудных месторождений. Описание мамонта в его материалах совпадает с описаниями XIX—XX вв.: «Сей зверь, по сказанию обывателей, есть великостию с великого слона и больше, видом черн, имеет у головы два рога, которые по желанию своему двигает тако, якобы оные у голода на составе нетвердо прирослом были.
     Оной зверь живет всегда под землею с места на место приходит, очищая и предуготовляя путь себе имущими рогами якобы некоторыми снастьми, но не может никогда на свет выттить; когда ж он так близко к поверхности земли приближится, что воздух ощутит, то умрет О пище его не что иное мнят, как токмо самая сущая земля, притом же некоторые сказуют, что он не может в тех местах жить, где люди на земли поселились но удаляется в места пустые и ненаселенныя» (Татищев, 1979).
     Не останавливаясь лишь на изложении поверий, В.Н. Татищев . характеризует «Мамонтовы кости», которые рыбаки и охотники находят нет янно «наиболее в странах северных, яко в провинциях Тунгуской, Якуцкой Северной Даурии, Обдории, Удории, Кондории и Угорий, на местах инных токмо при реках, где водою берег обмоет и земля обвалится ». Он подчеркивает, что «хотя обретаются разные кости, яко головы, позвонки, рёбра, голени и протчия, однако протчих всех, кроме рогов, не берут, понеже токмо сии употребление годны» (рога, за высокую цену, продают «токарям, рещикам, купцам, торгующим в Китай», «немало же количество привозят и в Москву»!
     По наблюдениям В.Н. Татищева, убеждение местных жителей в реальном существовании обитающего под землей мамонта обосновывается по-разному. Во-первых, тем, что некоторые видели хорошо сохранившиеся останки матмонтов. Другие «видали, где он ходит, сказуя, что земля под ним с великими лесами подымается великими буграми, а позади его падает и остаются глубокие рвы и леса падают; таковых ям показуют там на разных местех множество." Третьи уверяют, что мамонты существуют, но почти не встречаются человеку, так как "от жительства людей бегут".
     Но основные представления, связанные с мамонтом, остаются почти неизменными на протяжении нескольких веков. Мамонт, который, по поверьям XIX - начала XX в., продолжает обитать в земных глубинах, - своеобразный "хозяин" пожземных недр; воплощение глубинных, стихийных сил, таящихся в земле, в подземных и наземных водах. Мамонт - существо могуяее, но едва "несущее свою силу; движения его могут быть сродни половодью, обвалу, землетрясению".
___________________________________________________


Рецензии