Крах и Надежда. Сцены 3 и 4

На фото награждённые почётными кафтанами лучшие мастеровые ижевского оружейного завода. Начало 20 века.

 Киносценарий "Крах и Надежда". Сцены 3 и 4. Прощание с Ижевском

         Действующие лица

1.Федор Степанович Краснопёров, бывший совладелец ижевской оружейной фабрики, около 35 лет.
2. Андрей Степанович Краснопёров, его брат, белогвардейский офицер, около 40 лет.
3. Никифор Порсев, мастеровой ижевского оружейного завода, около 27 лет.
4. Белогвардейский офицер, около 40 лет.
5. Девять мастеровых ижевского оружейного завода, от 35 до 45 лет, все бородатые.
6. Березин и Петров – крупнейшие ижевские фабриканты оружия (упоминаются).
7. Дед Михаил – дед Никифора Порсева (упоминается).
8. Баба Аня, сестра деда Михаила – бабушка Фёдора и Андрея Краснопёровых (упоминается).
9. Владимир Оскарович Каппель руководил захватом золотого запаса России в Казани (упоминается).               
               
            Примечания и ремарка

1. В конце 19 - начале 20 века в посёлке Ижевский завод (после 1918 года городе Ижевске) наряду с оружейным заводом существовали крупные частные оружейные фабрики.
2. Сениха – родовая деревня Порсевых в Сарапульском уезде Вятской губернии.
3. Мотовилиха – рабочий пригород Перми (сейчас это часть города).
4. Гольяны – пристань на Каме.               
5.В сцене 4 около входа на фабрику Краснопёровых стояли: конь под седлом, привязанный к ограде, три подводы, чем-то гружённые и укрытые мешковиной и солдаты белой армии - кучера на этих подводах.

             Сцена 3.

   Ранним апрельским утром 1919 года одноконный тарантас остановился у маленького деревянного домика, расположенного неподалёку от ижевского оружейного завода. На козлах сидел вооружённый шашкой и винтовкой кучер в форме солдата белой армии, а сошёл с тарантаса мужчина лет 35 в гражданском платье, но с портупеей и пистолетом в кобуре.
   Мужчину звали Фёдором Степановичем Краснопёровым,  он был бывшим совладельцем ижевской частной оружейной фабрики. Краснопёров подошёл к оконцу и негромко  постучал, занавеска отдёрнулась и мужчина в окне, узнав подъехавшего, помахал рукой и пошёл открывать ворота, запертые за засов.
- Проходи, братка, сказал открывший ворота мужчина и обнял Фёдора.
- Здорово, Никифор, извини, что рано - я ненадолго.
Хозяин закрыл на засов ворота и троюродные братья вошли в домик. Хозяином, а точнее постояльцем, был Никифор Порсев  мастеровой ствольно-коробочной мастерской ижевского оружейного завода, семья которого жила в Сенихе. Раз в неделю он наведывался домой и привозил с собой продукты, купленные на заработанные за неделю деньги.
 Они сели на табуретки по разные стороны единственного небольшого стола и начали разговор.
-Ну, как там Сениха, слышал, что дед Михаил умер?- спросил Фёдор.
- Да, преставился, зато бабушка ещё работает по хозяйству. Как  баба Аня?
- Прибаливает, но пока, слава богу, на ногах.
- Никифор, у меня к тебе «разговор на сто рублей», а может и больше.
Фёдор рассказал Никифору о решении Колчака создать оружейное производство в западной Сибири и о том, что поручено это дело ему и брату Андрею, а также их родственнику Александру Солнцеву из Перми. Сейчас они собирают то, что осталось от оружейного оборудования после вывоза его красными, также формируется бригада мастеровых  для его монтажа на новом месте. Эта бригада поедет сначала  в Мотовилиху рядом с Пермью, а потом в западную Сибирь, собирая по пути оружейное оборудование.
-Никифор, сказал Фёдор, мы с Андреем просим тебя поехать с нами и стать старшим в этой бригаде. Решение, конечно, за тобой, но ты ходишь на завод и тебя всё равно в любой момент могут заставить поехать под угрозой расстрела, все знают, что у тебя золотые руки.
 - Но у меня жена и двое малолетних детей в Сенихе, ответил Никифор.
- Сейчас на это никто не смотрит. Вы все будете получать денежное содержание золотом, благодаря Каппелю, недостатка в нём у нас нет. Я тебе выдам авансом за три месяца вперёд,  передашь жене золото перед отъездом.
- Можно хоть немного подумать?
- Можно, сегодня до обеда. Если согласен, дам тебе коня, к ночи будешь в Сенихе, завтра попрощаешься с семьёй, послезавтра утром должен быть в Ижевске, выезжаем в Мотовилиху.
-Понятно, ответил Никифор.
- Сегодня в 12 часов, у вас как раз обеденный перерыв, жду тебя в моём бывшем кабинете на фабрике, будет общая встреча мастеровых, которые поедут в Мотовилиху. Ну, я поехал, тебе тоже на работу, могу подвезти.
- Да, не надо, тут рядом. Позавтракать ещё не успел.
На этом братья расстались, чтобы увидеться через 4 часа снова.
 
                Сцена 4.

  Весной 1919 года белые снова овладели Ижевском, но положение было шатким. Андрей Краснопёров,  бывший совладелец одной из самых крупных частных оружейных фабрик города, одетый в  форму офицера белой армии, собрал десять бывших мастеровых оружейного завода в  бывшем своём кабинете. Рядом с ним сидел за столом его брат Фёдор в гражданском платье и ещё один белогвардейский офицер.
-Мастеровые, встав, начал говорить белогвардейский офицер, многие ваши  земляки-рабочие сражаются в ижевской дивизии армии Колчака. Как вы знаете, у нас не хватает пушек, снарядов, винтовок и патронов, красные вывезли почти всё ружейное оборудование неизвестно куда, поэтому правительство России в Омске решило организовать их производство в западной Сибири. Вы занимаетесь этим делом многие годы и можете нам помочь. К сожалению, мы не можем, как в прошлом году, разрешить вам взять семьи с собой, но мы будем платить вам ежемесячно золотом и вы сможете содержать ваши семьи, первую выплату за три месяца получите перед отъездом и можете что-то передать вашим провожающим. Кто ещё не понял, что такое большевистская продразвёрстка, введённая с этого года, объясняю: то, что вы садите сейчас на огородах, будет подчистую у вас отобрано уже летом и осенью, также как и ваш скот, без всякой оплаты, и следующей зимой вам просто нечего будет есть. А способ передавать деньги вашим родным  найдётся, такую большую границу между красными и белыми никто не будет в состоянии контролировать. Мы разобьем большевиков и вернёмся в родной Ижевск не в этом году, так в следующем!
Офицер сел и встал Андрей Краснопёров и начал говорить.
-Надеюсь, все меня знают, одним делом занимались много лет. Хочу вам представить вашего  старшого Никифора Порсева, которого вы все хорошо знаете, он тоже согласился ехать, несмотря на то, что имеет двух малолетних детей.
- Как не знать его, зашумели мужики, глядя на Никифора, сидевшего рядом с ними, уж с начала германской работает на нашем заводе, сказал один из них.
- Сегодня закончим вместе погрузку оборудования и инструментов здесь и на фабриках Березина и Петрова, продолжал Андрей, завтра даём вам день на сборы, послезавтра утром выезжаем на подводах в Гольяны. В обед погрузимся на пароход и поплывём в Пермь, на Мотовилиху. В боях вас задействовать не планируем, но завтра всем выдадим винтовки и патроны, время сейчас неспокойное. С каждым из вас проведена отдельная беседа и все дали согласие, куда едем и зачем не распространяться, родным сказать, что в Мотовилиху. Если есть возможность отправить семьи в деревни, советуем вам это сделать. Уезжаем примерно на год, всем взять зимнюю одежду, на Каме всегда прохладно, особенно ночью, спать на пароходе будем на лавках, продуктов взять дней на пять. Сбор с вещами послезавтра перед этой фабрикой в  8 утра.
  Все встали и спустились по лестнице вниз и вышли на улицу. Мужики сгрудились вокруг Никифора, который сказал им: большой котёл и поварёшку беру на себя, котёл под чай попрошу у командира, просьба всем взять рыбацкие снасти, удилища на месте найдём, Кама будет рядом, кто-нибудь да поймает, ещё каждый возьмите муки, кашеварить будем по очереди, парами. Добро, добро, Никиша, ответили мужики, все рыбачим помаленьку.
  Фёдор отвязал от  металлической ограды коня и позвал Никифора: принимай красавца, овса до дома хватит, можешь ехать прямо сейчас, без тебя тут справимся, он передал при этом Никифору кошелёк с деньгами – плату за три месяца вперёд.
 Никифор приторочил свой мешок с вещами и продуктами к седлу и спросил Андрея: браток, котёл для чая найдётся? Я для каши возьму. Найдём котёл и топор тоже возьму, ответил Андрей. Никифор взял коня под уздцы и привычным с детства движением вскочил в седло.
 Андрей подошёл к Фёдору и сказал: знаешь, у меня такое чувство, что мы никогда сюда больше не вернёмся…Не вернёмся мы, вернутся наши дети или внуки, бог есть, а значит,  должна быть какая-то справедливость, ответил Фёдор.
Пророчества иногда сбываются: пройдёт 73 года и внучка Фёдора действительно  приедет в Ижевск и встретится с родными.

14.02.2026       Продолжение следует


Рецензии