Ветви с зеленеющего дерева Православия. Рассказы и

Ветви с зеленеющего дерева Православия!
Рассказы из книги «Первый епископ Зауралья»
 
Страницы печати, как летописи, хранят тайны и свидетельства прошлого, повествуют о событиях, которые скрывает человеческая память, учат думать и анализировать, понимать и рассуждать. Не забывать...
Преосвященный владыка Курганский и Шадринский Михаил давал интервью в каждом номере соборного журнала, рассказывая о себе, о планах по возрождению епархии. Благодаря этим беседам, мы узнавали много интересного как о самом архиерее, так и о его духовных друзьях — соратниках по учебе в академии Троице-Сергиевой лавры.
«Будучи на Кавказе, — рассказывал владыка Михаил, — я общался с пустынниками, которые живут в горах и отличаются таким смирением и терпением, которого в миру не увидишь. Я общался с монахиней-отшельницей, ее имя Алла... С моими духовными друзьями, помню, мы поднимались в гору, где жила матушка, и пролили сто потов, как говорится, обильно, пока достигли ее кельи. И когда мы встретились с этим чудом на земле, то забыли все свои труды, все свои скорби и горести, ибо соприкоснулись с истинным христианством — таким, каким оно должно быть: это — любовь необыкновенная. Сияющая любовь и смирение. Эта матушка была преследуема. Происходило все в Грузии. В то время, при советской власти, отшельничество, как и христианство вообще, искоренялось. На нее напали «разбойники в погонах» и сбросили ее с горы. Она упала с высокой горы и сломала обе ноги. Но, по молитвам Божией Матери, ноги у нее чудесным образом срослись, и она сама взошла в свою келию на гору. Через некоторое время под ее кельей забил источник воды. Я пил эту воду...»* )* Епископ Михаил / Из цикла вечеров Лины Мкртчян «Возвращение на Родину» // Звонница. – 2004. – № 26. – С. 9.)
Рассказы архиерея всегда отражали его человечность, теплоту в отношениях с современниками, любовь к людям и верность Православию. Мы учились у владыки вере, смирению, вслушивались в каждое сказанное им слово, понимая что образ архиерея несет образ Самого Христа.
«На епископа нужно взирать как на Самого Господа, — пишет св. Игнатий Антиохийский, — ибо епископы, поставленные до конца вселенной, одно с Духом Иисуса Христа»** )** А. Шмеман / Епископ // Звонница. – 1995. – № 8. – С. 5.)
Про самого себя владыка сказал однажды такие слова:
— Я из семьи малоцерковной, как и многие из нашего поколения. Родители мои были простые рабочие.... Мой духовник — архимандрит Кирилл Павлов из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он воспринимал*** *** Восприемник — свидетель, поручитель за веру, наставник в правилах христианской (монашеской) жизни, крестный отец.  меня в постриге. Постриг, вместе с другими братьями, я принимал в Лавре у мощей преподобного Сергия в марте 78-го года. Причем наш постриг оказался «архиерейским». Все три брата стали архиереями... Видя свое недостоинство и совершенно низкое происхождение, я просто поражаюсь Господу, как Он может из «камней творить детей Авраамовых». Если судить о том, что Господь призвал меня, грешного, на такое служение, то это чудо Божие»* (* Епископ Михаил / Из цикла вечеров Лины Мкртчян «Возвращение на Родину» // Звонница. – 2004. – № 26. – С. 10.)
Слова эти владыка, иронизируя в свой адрес, произнес в большой московской аудитории, отвечая на вопросы слушателей в институте международных отношений столицы. А мне, автору этих строк, вспоминается теплый летний день во дворе Свято-Духовского храма в поселке Смолино. На скамейке, рядом с архиерейским домом, расположились необычные путники в скуфьях и подрясниках. Два человека. Приехали в гости к владыке. Мы разговорились. Оказывается, это лаврские монахи, приехали просить благословения у Преосвященного на дальний путь — в пещеры Кавказа. Я тогда не знала, что несколько лет назад они, вместе с владыкой Михаилом, однажды уже посещали кельи старцев Русского Афона и общались с епископом Грузинской Православной Церкви митрополитом Тетрицкаройским Зиновием** (** Преподобный Зиновий (в схиме Серафим), Тетрицкаройский митрополит, в миру Захария Иоакимович Мажуга (14.09.1896 – 08.03.1985), канонизирован 30 ноября 2017 года Архиерейским Собором РПЦ. — «истинным старцем», как назвал его владыка, ныне прославленным в лике святых Русской Православной Церковью).
Странники не назвали своих имен, но я услышала от них слова, которые до сих пор хранит память:
— Милостивый и добрый у вас владыка. Простой и сердечный в общении... Вы не цtните вашего архиерея и не знаете, какими строгими бывают архипастыри... Очень строгими...
Так и сказали, в простоте сердца: «Не цtните...»
В руках у гостей были только что отпечатанные номера соборного журнала «Звонница № 24»с интервью владыки о святительской благодати «Чтобы всякое дело было твердо и несомненно»*** (*** Епископ Михаил / Чтобы всякое дело было твердо и несомненно // Звонница. – 2000. – № 24. – С. 2-4.).
 
*     *     *
О митрополите Зиновии, первом русском архиерее Грузинской Православной Церкви, владыка Михаил не раз упоминал в общих беседах, приводя его житие как пример истинно подвижнической жизни. «Я общался с владыкой Зиновием, митрополитом Тетрицкаройским... Это истинный старец. Мы беседовали с ним и об экуменизме, и о будущем Русской Православной Церкви. Это было в 79-80 году. В то время, казалось, была такая безысходность: христианство как бы доживало свои последние времена. Период застоя.., а владыка говорил, что придет время, и Церковь еще воссияет»* )* Епископ Михаил / Из цикла вечеров Лины Мкртчян «Возвращение на Родину» // Звонница. – 2004. – № 26. – С. 10.).
Владыка Михаил открыто обличал экуменизм, как сверх ересь, опираясь на таких иерархов и столпов Православия, как митрополит Зиновий и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Курганский епископ, воспитанный в традициях Свято-Троицкой Сергиевой лавры, поддержал известный доклад владыки Иоанна, произнесенный им 19 октября 1995 года в актовом зале Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии во время встречи митрополита с епархиальным духовенством, студентами и преподавателями Петербургских духовных школ и ставший духовным завещанием митрополита Иоанна** (** Аудиодиск с записью доклада митрополита Иоанна (Снычева) имеет гриф Издательского Совета РПЦ и в 2012 г. допущен к распространению под кодом: ИС 12–202–0125.).
В докладе митрополита Иоанна прозвучали резкие обвинения против экуменизма и неприемлемость этого движения в православной церкви с богословской точки зрения.
В статье «Бороться до последнего издыхания», опубликованной в 1998 году в соборном журнале «Звонница», владыка Михаил выразился предельно четко. Он говорил:
— Я считаю, что истинный экуменизм (как движение христианских церквей за устранение разобщенности между ними — ред.) — это возвращение к истокам древней Церкви всех христиан, а это и есть Православие; то есть — примите учение и традицию Православной Церкви, и вожделенное единство будет достигнуто. Я считаю и исповедую, что вся полнота благодати и единственная возможность спасения — в лоне Православной Церкви, как спасительном Ковчеге, который помогает избежать греховного потока. И в этом нужно проявлять ревность и стояние!* (* Епископ Михаил / Бороться до последнего издыхания // Звонница. – 1998. – № 23. – С. 2.).
И далее: «Как учит апостол Павел: «Стойте в вере» (ср. 1 Кор. 16, 13). Не говорит: «Ищите веру», а «Стойте...» — говорил Владыка. — Вам дана вера, берегите ее и стойте в ней до мученичества. Все общества, именующие себя христианскими, — это отпадшие сухие ветки с зеленеющего дерева Православия** ** Там же..
В житии святого преподобного Зиновия, митрополита Тетрицкаройского (в схиме Серафима), есть удивительный чудный рассказ. В 1936 году отца Зиновия, исповедника Православия, арестовали и осудили на пять лет, отправив на Урал отбывать наказание. Стоял 50 градусный мороз. Осужденные колонной возвращались в барак после тяжелых работ; отец Зиновий замыкал строй, так как из всех заключенных был самый маленький ростом. И вдруг на снегу он увидел свежесорванную виноградную гроздь. Осторожно взял он в руки кисть винограда и принес ее в барак. Священников чаще всего размещали в бараки с отъявленными преступниками. Этим преступникам, каждому человеку, и раздал отец Зиновий, будущий архиерей, по виноградинке.
«Я есмь виноградная Лоза, а вы ветви...» (Ин. 15, 5).
Ветви с зеленеющего дерева Православия!


Рецензии