Нелюбимый ребёнок

Вера Прядко

17 мая 2024


 Людочка  была  нелюбимым ребёнком.   С детства, с самого раннего.  Не любила её мама,  мамина сестра тётя Таня,  мамина мама – бабушка Наташа.
НЕЛЮБИМЫЙ  РЕБЁНОК. - 978524383726
 Они приходили, смотрели на девочку пустым взглядом и согласно кивали, когда мама жаловалась, что  девочка растёт нескладной и неласковой тихушницей.               
 -Вся в Павла, даже лицо – один в один, – говорила мама.
 Любил  Людочку только папа.  И только он называл её – Людочка!                Но  дома он был  нечасто – работа на Севере, вахтовый метод.   Семье нужны были деньги, чтобы рассчитаться за квартиру, купить машину, дачу.                Мама часто повторяла:  - Чтобы всё – как у людей.
Зато, когда приезжал папа, у Людочки  наступал праздник!   Папа ходил с нею в кино, в парк, где ели мороженное, катались на каруселях.  Вечером папа читал ей сказку, укладывал спать и целовал в щёчку.                А потом папа уезжал и Люда снова чувствовала себя лишней, никому не нужной и в чём то виноватой.  Старалась быть тихой  и незаметной, чтобы не расстраивать маму.
  А расстраивалась мама часто, потому что Савельевы уже и машину купили  и дачу достраивают.                Иногда мама прижимала к себе Люду, плакала и тихо-тихо шептала:                - Ну зачем? Зачем я тебя  родила. Ведь могло всё быть по- другому….
 Из разговоров мамы с тётей Таней и бабушкой  Людочка  понимала только одно:                Она могла быть дочерью Алексея, того Савельева, что недавно машину купил.                И откуда только этот Павел, как снег на голову, свалился…   Да ещё и она  уродилась – копия Паши.                А когда  мама плакала, Людочка  прижималась к ней и тоже плакала.  Она любила маму.  И эти  редкие минуты  были её маленьким детским счастьем.                В остальное время , как понимала Люда, мама её просто не видела. Кормила, купала, одевала и …..не видела.                А во всём был виноват тот Алексей, который ушёл в Армию.                И папа Павел тоже  виноват, что как раз вернулся из Армии.                Вот поэтому Людочке и живётся  так невесело.
Она даже среди  немногих  своих подружек  редко смеялась , как другие девчонки.               
 А к десяти годам в жизни Людочки, да и всей семьи, произошло очень  важное событие – родилась сестрёнка.   Теперь мама чаще обращалась к старшей дочери: просила покачать маленькую Светланку в коляске, приготовить кашу, постирать пелёнки или поменять памперс.
               Люда к своим 10 годам умела всё! Помыть полы и посуду, почистить кастрюлю и сковородку, а уж свои вещи она стирала и гладила с 6 лет.  Хлопот Людочке добавилось.. Но хлопот радостных!   Она всем своим ещё детским сердечком полюбила сестрёнку.  И знала, точно знала, что  малышка так же любит её.
 Папа был рад рождению Светланки, но всегда , по приезду, первую обнимал и целовал Людочку.
    Часто  приходили бабушка и тётя Таня, о чём то долго разговаривали с мамой.               
Негромко, вполголоса. До Людочки иногда доносились фразы:                - Смотри, чтоб не догадался Пашка!  Ведь девчонка то – вылитая  Алексей!                На что мама тихо оправдывалась:                                - Сам виноват! Дался ему этот Север!     Люди и тут хорошо зарабатывают.   Алёша то вон с семьёй уже третий год в Тайланде отдыхает! 
 Люда  смутно догадывалась, что в их семье что то не так…                Вспоминала, что иногда, проснувшись ночью, слышала  в прихожей негромкий радостный смех мамы, тихий мужской голос.  Не папин. Папа был на Севере.    Голоса  смолкали и было слышно, как открывалась дверь в мамину спальню.   А  Людочка  снова засыпала.                Так и жили. 
После восьмого класса  Люда поступила в торговый техникум , а закончив его, уехала по направлению  работать в другой город.  Дома бывала нечасто – работа, учёба заочно в институте.                Замуж вышла.  Жили дружно.  Сергей, оказался добрым и любящим мужем.  Радовались появлению дочки – Евгении, а проще – Женечки.
Иногда приезжал папа, он теперь работал в своём городе, но часто болел – лёгкие застудил на Севере.   Однажды вместе с ним приехала Светлана.  Красивая, весёлая девочка-подросток.                Город ей понравился и после школы она поступила в техникум, в этом городе.                Жила в семье сестры.                                У Люды с  Сергеем  всё складывалось на удивление благополучно:   получили хорошую квартиру, купили машину, строили дачу.                                Сергей  работал на крупном заводе, Люда - в торговле, зарабатывали хорошо.               
 И тут случилось то, о чём Люда долго, очень долго не могла вспоминать без слёз. Горьких слёз потерянного счастья…                                Заболела  Женечка.  Людмила долго и безуспешно пыталась вылечить девочку..                Она, как работник торговли  имела доступ к лучшим врачам и самым дефицитным лекарствам.  Тогда это называлось – по блату. Ничего не помогало. Девочка угасала.                А тут ещё и Светлана  заболела.    Людмила замечала, что сестрёнке не здоровится – тошнота, головные боли.                                Приехала мама, увезла Свету домой.  Через месяц мама приехала снова, одна.                Людмила была на работе, дома с больной дочкой оставался  Сергей.               
- Поговорить надо!- это было первое, что услышала она от мамы, вернувшись домой.                -Ты прекрасно знаешь . что Светлана беременна.  От Сергея, твоего  мужа.   И не делай вид, что ничего не знала.  У них любовь, давно.   Я позорить свою дочку не дам!                Сергей женится на ней. Мы с ним всё обговорили! Вопросы развода и раздела – позже!
     Людмила смутно вспоминает тот момент, когда Сергей с виноватым видом выносил из квартиры большие чемоданы и сумки.                Молча, торопливо, отводя взгляд.                А в детской комнате тихо плакала больная Женечка.   У самой Люды слёз не было…..               
Умерла дочурка через месяц.  И через месяц же, как сообщил папа ( он уже сильно болел), Светлана родила дочку.                Назвали Евгенией, Женечкой                .               
 Развод прошёл тихо, без скандалов.  Руководила всем мама.                А Людмиле было всё безразлично.         Казалось, что живёт она в густом тумане без каких - либо  огоньков-ориентиров.                Из квартиры вывезли почти всё. Даже детскую кроватку.                – Тебе она теперь зачем? Я думаю, что для сестрёнки то не пожалеешь.   Им сейчас нужнее –говорила мама, складывая в сумки  и  коробки посуду, постельное бельё, детские игрушки.                Людмиле досталась комната в коммуналке.                Мама предупредила:                                - Не вздумай трогать сестрёнку, будешь иметь со мной. Не  приезжай, не звони и не пиши.  Всё, что случилось – по твоей вине!               
 Прошло  два года.  Людмила через военкомат устроилась на другую  работу. Был набор торговых работников в пограничные воинские части.                Людмила старалась не вспоминать весь кошмар предыдущих лет.  Оно, это прошлое, было в её голове  чёрным пятном, которое порою светлело, а иногда больно  и нестерпимо жгло.                Но со временем понемногу отступало, отпускало... 
 Вышла замуж за  молодого лейтенанта, растила сына, работала в маленьком магазине при воинской части. А время было тревожное – в соседней стране шла война.                Провокации, диверсии, а нередко и гибель наших  бойцов – всё это было обычными буднями охраны границы.                                И опять судьба не пощадила Людмилу – с одного из дежурств не вернулся муж.  Геройски погиб, не допустив ценой своей жизни масштабной  диверсии.
 Людмиле предложили на выбор любой город, где ей будет предоставлена квартира, работа, детский сад сыну. А ей было всё равно – куда ехать, как жить, работать.                То чёрное пятно в голове ещё больше почернело и снова ожило…                Самым главным для неё стало сохранить и вырастить сына.  И она назвала первое, что пришло на ум – свой родной город.                Всё таки там были родные люди, школа, где она училась. И даже немногие подруги жили в этом городе.
 О Людмиле позаботились – хорошая квартира, работа, детский сад. Солидное денежное пособие.                Сразу по прибытии в город Людмила не решилась зайти в родительский дом.  Знала, что отца давно нет. А живут ли там Света с Сергеем?                Мама её опередила.   Пришла, не одна – в  внучкой  Женей.  Радостно обняла дочь, внука и с порога затараторила:                - Как замечательно вы устроились!     Какая  квартира!  А мебель то мебель!   Сплошной импорт!  И работать ты будешь  в  горторге.   Должность, говорят, тебе очень солидную дают.                Это хорошо!  Ведь сейчас попробуй что-нибудь купить. Без блата - никуда.               
 Мать всё говорила и говорила.   Наконец  спросила, как зовут внука, обняла мальчика и объявила:                - Смотри, Женечка! Это твой младший братик  Олег. Будете дружить.                Мы же родня. Большая семья. Все одной крови!
 А Людмила не могла оторвать взгляд от племянницы – это была копия её Женечки, только уже подросшая.  Глаза,  носик, губки, даже светлый завиток над ушком…                Это же Женя, её Женечка!   Вот она – живая, любимая!   
 Перед глазами, как в замедленной съёмке, отрывками, шла лента всей её жизни:                Вот она -  маленькая Людочка и папа. Он  ласково гладит её по голове, приговаривая:                - На меня похожа, счастливой будешь.               
          Потом учёба, замужество, болезнь и смерть дочки.                 Жизнь в погранотряде, молодой лейтенант, любимый сыночек…                Каким то странным образом тёмные картинки перемежались со светлыми.                То подступали слёзы, то светились в душе огоньки радости….               
А мать всё рассказывала и рассказывала: про тётю, про бабушку, про болезнь отца и про то, как хорошо живут Света  с  Сергеем.                        И вдруг у Людмилы лента – кино её жизни - остановилась на красивой яркой картинке, где в центре был её сын - Олежка.  Весёлый красивый мальчик, так похожий на своего отца – офицера.
  Она , конечно же, пойдёт с сыном в родительский дом, сходят на кладбище к бабушке и папе.               
 А по воскресеньям - в парк.  Где Олег с Женечкой  будут есть мороженое и кататься на каруселях.               
Мама права – мы все родня, мы все одной крови.               
   И Олежка будет расти  среди родни.               
               
                Прядко Вера.     Май – 24.


Рецензии