Путь в профессию. Конкурс

     В январе 1973 года, после новогодних каникул, продолжилась моя учёба в ПТУ. Занятия проходили буднично, по текущему расписанию. Теория производственного обучения сочеталась с дисциплинами 9-го класса средней школы, в виду завершенного перехода к всеобщему среднему образованию молодёжи в стране. В отдельный день недели, привыкая к гулу станков, с промасленными руками в запахе металлической стружки практиковались в учебной мастерской, где осваивали специальность токаря.
     Процесс обучения складывался для меня удачно, я легко осваивал инструменты и разбирался в чертежах. Сергей Иванович Маркелов – наш мастер производственного обучения, хоть и держал нас в строгости, но всегда был справедливым. Учил не только работать, но и жить – прививая ответственность, дисциплину и уважение к труду. Он для нас был не просто учителем, а проводником во взрослый самостоятельный мир людей.

     Его выразительный образ, немногословные, но, с отеческой заботой, глубокие наставления и советы, навсегда сохранились в моей памяти. Именно он заложил тот прочный фундамент, служащий мне опорой и сегодня…

     В один из дней января ко мне подошёл мастер. – Отвлекись, Павлик, – сказал он почти в ухо. – Надо поговорить.

     Завершив технологическую манипуляцию на станке, я выключил его, и мы с ним отошли в сторону. Сергей Иванович посмотрел мне в глаза, ненадолго замолчал – словно обдумывал и выверял каждое слово, учитывая возможную реакцию. Наконец, тихо, с характерной ему наставнической заботой, спокойно произнёс:
     – Павлик, решено выдвинуть тебя на конкурс «Лучший по профессии» от нашего училища, который проводится среди учащихся городских ПТУ по специальности токарь.
     Я замер. От внезапного волнения сердце застучало. В голове пронеслось. Конкурс! Да, я отродясь и слова-то такого не слышал в своей деревне. А тут решили… Меня.
     – Я?.. – только и смог выдавить из себя. Сергей Иванович улыбнулся.
     – Ты стабильно показываешь хороший результат в усвоении учёбного материала. Можно сказать, схватываешь всё на лету. На практике не боишься сложных заданий, опережая учебную программу – всегда стремишься к большему. Аккуратно и внимательно относишься к выполнению заданий. Думаю, у тебя есть шансы.

     Похвала мастера ласкала ухо, но вместе с тем на плечи будто легло что-то тяжёлое – ответственность.

     – А если не справлюсь, Сергей Иванович? – спросил я.

     – Справишься Павлик, я в тебя верю! – твёрдо ответил он.
     – Главное – не торопись, делай всё по технологии, как я вас учу. И знай, даже если не станешь призёром, сам опыт участия – это шаг вперёд.

     В последующие дни перед конкурсом Сергей Иванович выделил мне дополнительное время в мастерской. Мы обсуждали нюансы обработки разных металлов, отрабатывали резы, проверяли допуски. Готовили инструмент.
     – Не гонись за скоростью, – повторял он. – Лучше медленно и верно, чем быстро и с браком.

     На следующий день в училище я поделился новостью с друзьями – Николаем Рядовым, Александром и Владимиром, однофамильцами Зотовыми.

     – А ты деревня, растёшь! – хлопнул меня по плечу Николай. – Сначала комсоргом, теперь вот конкурс, а дальше куда?.. Ладно, не обижайся, я шучу. Ты главное только не зазнайся, если победишь.

     Более сдержанный, Александр, спросил: – А ты уверен, что готов? Его вопрос меня, конечно, кольнул, но задираться я не стал.
     – Саша, а ты считаешь, мне это в радость? Сергей Иванович сказал, что решение принято руководством ПТУ. И куда мне деваться, в бутылку лезть, что из этого хорошего выйдет, когда на кону честь училища? – Ответил я.

     Возникшее было напряжение, непредвиденно, разрядил наш групповой «пародист» Владимир.
     – Ребята, вы чего? Наш сокурсник удостоен такого высокого доверия, защищать честь училища в городе, а не кто-то другой, это же здорово. Мы должны его поддержать, а не выяснять – достоин, не достоин. Как по мне, при его отношение к учёбе и практике – даже очень достойный. Искренне рад за тебя, Павел! Поздравляю! – закончил он и в знак солидарности пожал мне руку.

     И всё-таки, порой мне казалось, что я не справлюсь, подведу мастера, ПТУ. Но, в тоже время, его слова – «Ты уже обладаешь хорошими навыками и достаточным опытом в токарном деле, чем тебе кажется», придавали мне некую уверенность.

     Совершенствуя навыки обработки металла, при изготовлении деталей, я уделял особое внимание каждой технологической операции. При этом, каждое новое изделие, созданное мной, становилось маленьким шагом к преодолению сомнений. Это приносило удовлетворение и гордость за свою работу.  Мои руки стали более послушными, а глаза – более зоркими. В конце концов, я научился находить нестандартные решения, комбинировать различные приёмы в работе. Понял, что сложности – это не преграды, а стимулы для роста и развития. Они помогают становиться лучше, учиться новому и достигать поставленных целей. Это открыло передо мной новые перспективы и возможности для творческой реализации.
     Всё это время, Сергей Иванович, поддерживал меня, делился опытом и знаниями. А его слова о том, что я уже обладаю достаточным опытом, чем мне думается, стали моим девизом.
    
     В один из дней последней декады февраля 1973 года Сергей Иванович мне сказал: – Завтра с утра приходи в мастерскую. Возьмём ящик с инструментом и пойдём с тобой на тракторный завод участвовать в конкурсе. Твой залог успеха – спокойствие и точность!

     На следующий день, прибыв в ПТУ, Сергей Иванович предложил пойти на тракторный завод, пешком.
     – Так мы доберёмся спокойнее и быстрее, чем на транспорте с пересадками, – сказал он. Взяв подготовленные инструменты, мы вышли с заводской территории Точмаша и двинулись по шпалам железнодорожной ветки к тракторному заводу, подгоняемые февральской стужей.

Открытие и старт

     В полумраке просторного заводского цеха царила особая атмосфера. Здесь собрались будущие токари, чтобы продемонстрировать своё профессиональное мастерство на ежегодном городском конкурсе. Это событие, которого с нетерпением ждали все – от участников до членов конкурсной комиссии.
     Станки были отмечены номерами, которые чётко выделялись на белых листах бумаги. Около двух десятков молодых людей в халатах и кепках собрались в одном из проходов между станками. Напротив, за столом, сидели два человека, а за их спиной стояли мастера и члены уважаемого жюри.

     –  Рад видеть вас на нашем традиционном конкурсе. Сегодня вам предстоит доказать не только своё мастерство, но и хладнокровие, точность, умение мыслить на ходу. Победит тот, кто сочетает скорость, качество и соблюдение техники безопасности, – приветствовал участников конкурса её председательствующий.
     Сделав небольшую паузу, он, обвёл взглядом конкурсантов и чётко озвучил задание, – вам надлежит изготовить ступенчатый вал со следующими элементами: фаски на диаметрах переходных ступеней; рифлёная поверхность на участке наибольшего диаметра, овальная канавка на одном из концов вала.
     – Чертежи и заготовки перед Вами. По готовности поднимаете руку для фиксации время изготовления детали и приёма членами комиссии, для оценки. Есть вопросы? – спросил он.
     Вопросов не поступило. А на выполнение задания отводилось, насколько я помню, не более одного часа.
     Участники подходили к столу, получали техническое задание с заготовкой – в виде «кругляка» (так станочники в обиходе называли металлический пруток) примерно 30 см в длину и 25 мм диаметром, номер рабочего места, откуда уже, каждый следовал к станку с соответствующим номером.
     Когда все претенденты заняли места у станков – председатель комиссии поднял вверх руку, громко сказал, – «Начали!» и щёлкнул секундомером.

     Участники, крепили полученные заготовки в патроне шпинделя токарного станка, изучали чертёж, выбирали необходимый для работы инструмент и устанавливали в резцодержатель. Запускали станки. Через мгновения, цех наполнился характерным гулом и звуками работающих механизмов, терпким запахом машинного масла и режущего металла. Конкурсанты приступили к воплощению бумажного замысла в металле.

     Завершив подготовительную работу, я проверил состояние спецодежды и надел, защитные очки. Вновь сверил параметры обработки с чертежом – диаметры, длину переходных участков и требуемую чистоту поверхности. Убедившись, что проходной резец выставлен строго по центру заготовки, включил станок. Пуск подтвердил надёжность зажима – биение отсутствовало. После этого я приступил к выполнению задания.

     Во избежание недостоверных сведений не стану углубляться в тонкости точения детали – за полвека все технические нюансы давно выветрились из моей памяти. Было бы нечестно пытаться их восстановить и тем самым сбивать читателя с толку. Внимание заострю лишь на одном из конструктивных элементов детали – овальной канавке. Когда дело дошло до её обработке, выяснилось, что в моём ЗИПе, отсутствует специальный резец, для её точения. В этот момент я приуныл.

     Посмотрел на мастера, он стоял в начале прохода между станками в окружении коллег. По правилам конкурса им запрещалось подходить к участникам во время выполнения задания. Я подал ему знак – поднял указательный палец правой руки, обвел его у основания указательным пальцем левой руки, а затем развёл руки в стороны, сопроводив жест выразительной мимикой. Он понял мой посыл, но, к сожалению, уже, ничем не мог помочь.

     Времени в запасе было достаточно. Я ещё раз, штангенциркулем провёл контрольные замеры детали – все параметры соответствовали требованиям. Вновь внимательно изучил чертёж, немного подумал и для себя решил – пусть канавка получится неидеальной с точки зрения симметрии и чистоты обработки, но как функциональный элемент я её обязан выполнить. Используя отрезной резец, приступил к работе. Результат, конечно, оказался далёк от совершенства – качество обработки оставляло желать лучшего. Но другого было не дано.

     Работа над деталью была завершена минут на десять с опережением установленного времени. Для уведомления комиссии я поднял руку. Ко мне подошёл представитель жюри, принял деталь и зафиксировал время её передачи для оценки качества. Едва я закончил наводить порядок на рабочем месте и убрал инструменты в ящик, как тут же прозвучало объявление о завершении работ по истечении отведённого времени на выполнение задания.

Итоги

     Оценочная работа компетентной комиссии, состоящей из опытных инженеров, преподавателей и представителей предприятий длилась не более часа. В какой-то момент меня пригласили подойти к жюри. Председательствующий посмотрел на меня и спросил, – товарищ учащийся скажите время вашей учёбы по специальности в ПТУ?
    
     – Первый год, – ответил я.

     – Ваша деталь по критериям оценки просто идеальна и выходит на первое место, за исключением канавки, что смущает членов жюри, так как непонятен контраст качества канавки с самой деталью, – вы нам объясните, в чём причина такого сбоя?

     – Отсутствие специального резца, не позволили мне её выполнить в соответствии с требованиями чертежа, – потупив взгляд, ответил я.

     – Так может, от неё, лучше было бы отказаться и не делать? – продолжал председательствующий.

     – Канавка предусмотрена техническим заданием, поэтому пусть некачественно, но, я выполнил эти требования.

     – Хорошо, с этим понятно, а чем же вы её точили?

     – Выставил отрезной резец одним из углов к режущей поверхности детали и одновременной подачей фартука и суппорта, в несколько приёмов, производил выемку металла, стараясь выполнить её в размер чертежа.

     – Товарищи вы слышали! Ай, да, молодец! За его нестандартный подход к решению задачи – проявленную смекалку и находчивость  предлагаю третье место в конкурсе, присудить товарищу Жарёнову – учащемуся ГПТУ № 9. Он действительно заслуживает признания и поощрения! – завершил председательствующий.

     Для меня это был не просто конкурс. Это было доказательство тому, что труд, внимание к мелочам и вера наставника могут вывести тебя дальше, чем ты сам думаешь. С тех пор я понял – иногда достаточно одного «ты можешь» от того, кто в тебя верит, чтобы сделать шаг к чему-то большему.

     Ко мне подошёл Сергей Иванович, по-мужски пожал руку.

     – Говорил же, справишься.

     – Спасибо… – выдохнул я. – Без вас бы не получилось.

     – Нет, нет, это чисто твоя заслуга, если особенно принять во внимание эпизод с канавкой, ты сам всё сделал. Я лишь тебе подсказал, что ты умеешь…

     Почти два месяца спустя, в конце апреля 1973 года, на торжественной церемонии в честь Первомая во Владимирском гарнизонном Доме офицеров – ныне «Центр культуры и искусств на Соборной». Волнение переполняло меня, когда вручали Грамоту Владимирского ГК ВЛКСМ (В.Куделькин). А следом неожиданный и приятный сюрприз – жёлтый портфель из кожзаменителя. Он был не просто дорогим подарком, в то время такой аксессуар казался особенно актуальным и ценным. И этот момент, полный гордости и радости, ярко запечатлелся в моей памяти.

15 февраля 2026 года


Сретение Господне! В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица,
следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.


Рецензии