Водолазкин обляпался, или Анекдоты про г...

Водолазкин обляпался, или Премиальная современная русская литература буксует без анекдотов про говно.

Лихо я с заголовком, а? А уж иначе никак. И тут я рад бы всё объяснить своим любимым СПГС, - не скрою: грешу им иногда, - но тут глубоко копать не пришлось.
Так. Начну сначала. Третьего дня добрался до Водолазкина. Долго от меня ускользала эта премиальная литературная рыба, но таки попалась в сети старого привереды. Точнее, попалась подаюшая большие надежды икринка в виде романа "Брисбен", обетованного быть прочувствованным ничуть не меньше, чем как античная трагедией. Что не бегство от ответственности за отсутствие жанра, так всё им античная трагедия. Ладно. Пусть будет античная трагедия. Умеет чертяка дать читателю хлеба для читательского же самолюбования, а мы и рады его кушать.
Но тут нашла коса на камень! Ни тебе хлеба самолюбования, ни, собственно, обетованной античности.
Однако давайте по тексту. Где-то дальше середины о девушке Беате, совмещающей уроки русского и музыки:
"Услышав, как жутко жуку жить на суку, девушка только посмеялась. Отчего же он живет на суку, если ему там жутко? Глеб задумчиво посмотрел на нее:
-Оттого, что это его родина, Беата."
Знаете, друзья, умствования на уровне античной реторики и отсылки к Эврипиду я встречал значительно реже, чем зияющие позднесоветскими анекдотами куски.
Вот и кусок про жука, которому трудно жить на суку, намекает (как-то уж до безвкусицы прозрачно) в данном контексте вовсе не на жука, а на двух червей и родину. Спросите: при чем тут черви, когда там скороговорка про жука? А я упорно настаиваю и прошу вас припомнить анекдот про то, как сын и отец червяки говорят о родине.
Анекдот грустный, даже трагичный, но не античный. Увы. И углядеть его там точно можно без навыков серьезного литературоведа или даже любителя загадок. Очередное увы.
Теперь и не знаю, кому ставить диагноз:
- себе за подозрительность и неумение разглядеть в суровой руде из беллетрита и графоманита негранёный алмаз?
- или некоторым современным премиальным авторам за умение на всякий случай обласкать родину очень прозрачным намёком на инкриминируемую ей низкую суть, переживая за то, что даже хорошо спрятанный намек на любовь к той же родине в некоторых кругах будет считаться бОльшим отсутствием вкуса, чем отсутствие вкуса как таковое?
P.S. Еще одна мысль про обетованные аллюзии на античную литературу в опусах наших современных премиальных авторов. Вот вы, друзья, можете представить себе Ахилла, бегущего в бой со своим знаменитым щитом, а на щите у Ахилла вместо красоты вселенной и его родной земли был бы наскоро выцарапан анекдот про червей и говно? Не можете представить? А Водолазкин может. Такие дела


Рецензии