43. Тогда же, Сорхохтани
Мать Мэнгу, Сорхохтани-беги, была очень недовольна тем, что Угедэиды и Чагатаиды, объединившись между собой, оттёрли её сыновей от управления империей. Но внешне ничем не выражала своего возмущения, так как не могла тягаться со сторонниками Дорегене и Гуюка. По её совету Мэнгу тоже не противодействовал им и выражал покорность новому правителю. А тот, в свою очередь, воздавал Толуидам формальные почести, однако делиться реальной властью не собирался. В такой ситуации Сорхохтани оставалось лишь ждать подходящего момента и плести тайные интриги.
-Очень надеюсь, что напряжение между Гуюком и Бату перерастёт в открытое противостояние, - говорила она сыновьям. - Тогда появится шанс упрочить влияние нашего рода, выторговывая у того и другого лояльность.
-Бату не стал тягаться с Гуюком за власть сразу после смерти Угедэя, - возражали ей сыновья, - вряд ли он осмелится сделать это сейчас.
-Ошибаетесь! Ситуация для него складывается совсем скверно. Джучид должен выбрать: сражаться или умереть. При таком раскладе даже маленькая мышь превратится в бесстрашного тигра!
-Но хватит ли у этого тигра когтей, чтобы всерьёз отстоять свою жизнь или хотя бы причинить нападающему существенный вред? Совокупная сила Империи намного превышает возможности сепаратиста из Волжской Орды.
-И всё же Бату сейчас сильнее, чем шесть лет назад! - сказала Сорхохтани. - Он обжился в западной степи, заставил половцев, мордвинов, черкессов и другие народности влиться в свою армию, уруссы платят ему дань... Нет, он ещё посопротивляется. И кто знает, какую цену заплатит верховный хан за свою победу? В худшем случае, мы останемся при своём. А вот если что-то пойдёт для Гуюка не так в намечающейся гражданской войне, то у нас появятся шансы упрочить своё положение в Империи.
К апрелю Гуюк собрал большое войско и двинулся на запад, декларируя войну с персами. В походе принимали участие почти все Чингисиды. Как всегда не хватало Бату, который вообще никого не прислал. Терпение Гуюка кончилось и он повелел ослушнику явиться к нему даже если тот находится в предсмертном состоянии.
-Если Бату приедет в ставку, то ему конец! - констатировала Сорхохтани. - А если не приедет, то великий хан объявит его бунтовщиком и двинется уже не на Персию, а на Волгу.
Вскоре она узнала, что Бату внял-таки угрозам Гуюка и отправился ему навстречу, хотя и медленно.
-Неужели он так легко сдался? - удивилась Сорхохтани. - Нужно срочно каким-то образом подтолкнуть Джучида к открытому неповиновению!
Её тайная переписка с племянником не прерывалась с 1242 года. От Сорхохтани Бату узнавал многие сведения. И вот теперь коварная женщина намекнула в своём письме о недобрых намерениях верховного правителя империи в отношении Бату.
-А ведь я ни капли не соврала! - говорила она сама себе. - Так оно и есть! Мой адресат знает это лучше всех! Любопытно, предпримет ли он хоть что-нибудь для спасения собственной жизни?
Совсем скоро пришло известие о... внезапной смерти Гуюка.
-Ай да молодец! - восхитилась Сорхохтани, не сомневаясь в том, что это Бату отравил верховного хана. - Выкрутился!
И тут же велела Мэнгу:
-Езжай к Бату, почти его как старшего в роде и заручись поддержкой. По позициям Угедэидов и Чагатаидов нанесён серьёзный удар. Сейчас очень важно не упустить инициативу. Я попробую переманить на нашу сторону тех, кто соблюдает нейтралитет и колеблется.
Свидетельство о публикации №226021601554