Семнадцатая весна Миссия-11 Гл 3

3. Долг памяти

На кладбище было тихо. Городской шум остался там, позади. Основные дорожки были выложены асфальтом, а мелкие — протоптанные ногами. Могилы двух бабушек располагались не так уж и далеко, но и не близко, метрах в ста. Миша видел Лию, посматривал, вдруг помощь нужна. Он хотел ей помогать, но девушка отказалась.

Когда Миша принялся са;пой пропалывать сорняк, вдруг показалась бабушка над камнем.

— Здравствуй, Мишенька! — обрадовалась она. — Что-то ты стал меня частенько проведывать. В прошлом месяце вы с мамой были. А теперь снова.

— К нам гости приехали, бабушка. Вон девушка работает.

— Это кто ж такая? — бабушка полетела к могилке. Потом вернулась с подругою. — Вот, познакомься, внучек. Моя давняя подруга — Софья. Мы дружили с нею после войны. Я знаю её детей, она моих. Она умерла раньше меня. Я присутствовала на прощании, когда Зоя улетала с мужем куда-то далеко. Что тут поделаешь — служба. Теперь её дочь прилетела проведать бабушку. Это хорошо. Пусть знает свои корни... — старушки оглянулись на девушку. — Кстати, Миша. Я рассказала Софье о твоём даре. Она уже и сама убедилась. Правда? — она поглядела на подругу.

— Правда. Я хочу тебя попросить об одной услуге. Я тебя не заставляю: сможешь — выполни, нет — так нет.

— Что за услуга? — Миша стал внимательно слушать.

— Просьба, прямо-таки, странная. Мой муж захоронен в Братской могиле в городе Туле. Я когда была моложе, то наведывалась к нему. А теперь... Теперь он там покоится в общей могиле, даже не знает, что у него такая замечательная внучка есть. Если бы ты... как-то смог... свозить внучку к деду, чтоб он узнал, ради кого он жизнь положил. Я бы тебе была очень благодарна. — И она рассказала, как добиралась туда, каким автобусом, сказала его имя, фамилию, откуда родом.

— Съездите, проведайте старика, Мишенька. Ведь это дело стоящее, благородное.

И Миша согласился. Он убрал весь сорняк, заменил в вазочке цветы, помыл памятник. Потом пошёл к Лие. Помог и ей с мусором. По дороге домой он всё думал, как девушке сказать о дедушке. У неё только два выходных, хочется и Москву поглядеть, в универмаге побывать, то-сё. Но Лия, словно услышала его мысли:

— Миша, а где похоронен твой дедушка?

— Бабушка как-то говорила, что он где-то в Германии лежит, в Братской могиле. К нему не поедешь. А твой дедушка, знаешь, где?

— Где? — девушку явно заинтересовало.

— Тоже в Братской могиле, но в Туле.

— Откуда ты знаешь?

— Наши бабушки дружили когда-то. Я узнал об этом, когда мальцом приходил со своей бабушкой к твоей в гости. Сегодня твою бабушку я видел, она приходила навестить свою могилу вместе с моей, и попросила меня об услуге.

— Об услуге? — Лия остановилась.

— Да. Она очень хочет, чтобы ты, её внучка, приехала к твоему дедушке, чтобы он узнал, ради кого он погиб. Он лежит в Туле, на воинском кладбище.

— Ох, Миша... — Лия задумалась. — Конечно! Когда я ещё приеду сюда! Тула — это не Германия, туда можно съездить. Это очень благородно с твоей стороны.

— Тогда, давай завтра?

— Нет. Завтра ты мне покажешь Москву. Я хочу побывать на Красной площади, в Третьяковке. Сколько успею посмотреть. Москву за один день не разглядишь.

— А как же мы... — он указал на свой «рабочий» вид.

— Ничего страшного! — весело сказала Лия. — Кого нам бояться? Оставим у сторожа инвентарь, а сами пойдём.

— А пошли! — махнул рукой Миша.

По пути Лия позвонила Мишиной маме, сказала, что хочет проведать дедушку.


Рецензии