Город вина
Города могут нравиться архитектурой, климатом, расположением и ещё бог знает чем, но в Ашкелон я влюбился из-за двух увлечений – глубокой древностью и хорошими винами. Можно сказать – это была любовь с первого взгляда, точнее, первого знакомства с «городом вина». В библейские времена он назывался Аскалон и до того, как стал «городом вина», уже был хорошо известен не только в Ханаане, но и за его пределами. Сразу оговорюсь: это – очерк, а не статья на историческую тему и я оставляю за собой право на некоторые авторские вольности при пересказе Ветхозаветных историй, имеющих отношение к Аскалону.
«ИЗБРАННЫЙ НАРОД» И ПЛИШТИМ
Существует много людей, даже из тех, кто носит на шее крестик, считающих, что «избранный народ» – это знак превосходства, который евреи незаслуженно присвоили себе сами. Но достаточно открыть Ветхий Завет или Танах, чтобы убедиться:ни о каком превосходстве, тем более, расовом или национальном речи там нет.
«Господь возлюбил вас не потому, что вы были многочисленнее всех народов, ибо вы были самым малочисленным народом; но потому, что Господь возлюбил вас и для того, чтобы сохранить клятву, которою ОН клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского»
«Когда введёт тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идёшь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Амореев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их...»
(цитаты из Ветхого Завета, Второзаконие 6-7-8)
Согласно Библии Господь вывел СВОЙ «избранный народ» из Египта и через сорок лет странствий по пустыне привёл в «Землю Обетованную, текущую молоком и мёдом»
Когда евреи овладели Ханааном, не покорёнными остались пять филистимских городов: Аскалон, Асдод, Газа, Геф (Гат) и Эфрон. На древнееврейском языке филистимлян называли «плиштим», что означало «вторгшиеся». Кстати, предков современных палестинцев можно обвинить в чём угодно, скажем, в краже баранов или верблюдов, но к одному они точно не причастны, а именно, к захвату Ханаана. Пришедшие на эту землю плиштим и нынешние палестинцы – два абсолютно разных народа.
В древних египетских хрониках времён Рамсеса II и Рамсеса III плиштим упоминаются, как «северяне, пришедшие с островов». Этот воинственный народ эгейского происхождения, предположительно с Крита, так же, как и евреи, вторгся в Ханаан, примерно, в одно время. Разница заключалась в том, что критяне сунулись сюда в поисках лучшей доли, а евреи – по Завету с Богом. Естественно, филистимляне ни ухом, ни рылом не знали, о каком боге и о каком завете речь и почему это они должны уступать города, которые захватили раньше евреев, ведь по рейдерским понятиям того времени – кто чего захватил, тот тем и владеет. Оправдывая своё эгейское происхождение, плиштим, отхватили территории, прилегающие к морю. «Избранному народу» достались территории похуже в гористой и малопригодной для жизни местности. И те, и другие пришли не на пустые территории, там жили разные племена и народы, исповедовавшие культ Ваала. Это был весьма жестокий языческий культ с жертвоприношениями, включая грудных детей, и разнузданными сексуальными оргиями. Справедливости ради следует сказать, что и захватившие пятиградие плиштим, были язычниками. Смешавшись с местным населением они быстро переняли местные культы и обычаи. Так например, в захваченном Асдоде распространился культ западно-семитского бога Дагона (бог плодородея и земледелия), этого же бога почитали и в филистимской Газе. Но и «избранный народ» ещё окончательно не порвал с культом Ваала , за что не раз получал люлей от Приведшего их сюда Ветхозаветного Бога.
Обосновавшись в Ханаане, два вторгшихся народа начинают воевать друг с другом. Одни – на правах разбойников, первыми захвативших лучшие территории, другие – по Завету Бога, который обещал им всю эту Землю, «текущую молоком и мёдом».
В филистимском «пятиградии», куда входили, как я уже сказал, Асдод, Газа, Геф и Эфрон, Аскалон занимал особое положение, это был крупный торговый порт Ханаана. Такое преимущество и важность подтверждается библейскими текстами, где Аскалон упоминается чаще других филистимских городов. В Аскалоне, в отличии от Асдода и Газы, почитали «Сирийскую богиню» Деркето (Атаргатис) В её честь здесь было воздвигнуто святилище. Богиня Деркето изображалась, как женщина с рыбьим хвостом и отождествлялась с главным семитским богом Дагоном, которого почитали в Ханаане.
В разные периоды своего существования с Аскалоном, так или иначе, были связаны известные персонажи Библии. Расскажу о четырёх из них.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Свидетельство о публикации №226021701646
Признайся, Вова, как истый рыболов в душе, ты втайне почитаешь Богиню Деркето с рыбьим хвостом похожей на Дагона - полурыбу-получеловека)
Но раз ты ведёшь речь к городу вина, то почему б не поговорить о закуске?))
Ааабэлла 18.02.2026 17:35 Заявить о нарушении
Плохие я выпил с горлышка в студенческие годы, а хорошие... Будешь в наших палестинах, я тебе на примерах покажу, что такое ХОРОШЕЕ.
Владимир Пастернак 18.02.2026 17:54 Заявить о нарушении