48. Весна-осень 1250 года, Даниил Романович
Даниил попытался усовестить Миндовга, но получил в ответ:
-Не помогай моим племянникам.
Внутрилитовская усобица радовала Романовичей. Участвуя в ней, братья рассчитывали вернуть Новогрудскую область Рюрикову дому. Для пущей уверенности в успехе решили втянуть в конфликт Болеслава и Земовита. Польские князья обещали помощь, но в итоге обманули.
-Ежели бы у меня имелись средства, - сказал Викинт, - то я сумел бы привлечь на нашу сторону моих соотечественников, тевтонов и ятвягов.
Даниил выдал ему серебра и велел реализовать свой план. Вскоре Викинт прислал сообщение:
-Ятвяги и половина жемойтов согласны, тевтоны отказали.
Галицко-волынские князья собрали дружины и вступили в русские владения Миндовга. Даниил захватил Сдитов, Василько — Волковысск, Лев — Слоним. Оставалось отбить лишь Новогрудок. Миндовг собрал большие силы, готовясь дать бой противникам.
-Что-то нет вестей от Викинта, - заметил Даниил.
Довольный добычей, он велел поворачивать коней обратно, несмотря на возражения Товтивила. Стоило им уйти, как второй гонец Викинта сообщил о решении тевтонов всё-таки выступить против Миндовга. Даниил выделил Товтивилу воинов, в составе которых находились половецкие наёмники, и отпустил в новый поход. Сам же сосредоточил внимание на другом направлении.
Разрыв с папой римским дался нелегко, ведь угрозу татарского нашествия никто не отменял и Романовичи оказывались перед ней в одиночестве. Даниил после возвращения от Батыя ни разу не посылал дани. Если до сих пор он за это не поплатился, то только благодаря междоусобице поганых. Но когда-то она должна была закончиться, а Даниилу совершенно не на кого было опереться в случае повторного вторжения. Надежда на большую армию с запада не оправдалась. В данных условиях галицкий правитель замыслил поискать союзников внутри отечества.
Идея на первый взгляд абсурдная. Полоцк и Смоленск решали свои задачи, Турово-Пинское княжество имело ничтожные силы, остальная Русь находилась под ордынцами.
«Но вдруг люди ждут лишь случая, чтобы освободиться от иноземного ярма?» - надеялся Даниил.
Осторожно зондируя князей русских, он убедился в их неверии в избавлении от татар. И всё же нашёлся тот, кто жаждал независимости. Им оказался Андрей Владимирский.
-Отлично! - обрадовался Даниил. - Вдвоём мы создадим ядро антитатарской коалиции, к которому захотят присоединиться другие, в том числе и Александр Новгородский. Ещё бы убедить Беллу, Земовита и Болеслава — вот бы силища получилась! Кстати, как дела у Товтивила?
-Он славно повоевал земли Миндовга, - сообщили князю. - Захватил много добычи и вместе с войском ушёл в Ригу. Там его обратили в латинскую веру...
Свидетельство о публикации №226021701712