Мемуары Учёба в МАИ Поступление, первые знакомства

Учёба в МАИ. Поступление и первое знакомство
Итак,  июле  1951 года, после получения в Кировском техникуме всех необходимых документов, три отличника — Влад, Слава и я поездом отправились в Москву. Прибыли на Ярославский вокзал. Подошёл какой-то мужик, спросил, куда ехать, запросил с каждого по 5 рублей. На наш вопрос: « Где же машина?», ответил: «Поедем на метро». «А зачем вы нам нужны, на метро мы и без вас доедем». Доехали без происшествий, пришли в приёмную комиссию института. Секретарь был явно разочарован: «Я предполагал, что раз приедут из Сибири, значит будут 3 богатыря, которые на медведя с рогатиной ходят, а на самом деле прибыли ребята совсем другой комплекции». Нужно сказать, что мой рост и рост Влада составлял 163 сантиметра при весе примерно 55 килограмм, лишь Слава был среднего роста – около 175 см. Видимо, голодное детство с тяжёлым трудом в военные и послевоенные годы ограничивали развитие детей войны.  Нас, как и всех поступающих – иногородних временно до зачисления поселили в больших учебных аудиториях, кажется, человек по сорок в каждой. Далее возникли опасения, что выпускников техникумов могут подвергнуть вступительным экзаменам по математике, которую мы изучали в техникуме на первом курсе. Пришлось срочно штудировать справочники. Впрочем, опасения были напрасны, потребовалось только собеседование по теме дипломного проекта: «Электрооборудование самолётов», которое я успешно прошёл.

 На общем собрании первокурсников института один из выступавших профессоров поразил меня, сказав следующее: - Молодые люди, имейте в виду, что наука обладает такой великой силой, что любая глупость может быть объяснена научно.
Мы были приняты на факультет № 5 «Приборы и системы управления летательных аппаратов». На потоке факультета было девять групп примерно равной численности.  В нашей группе числились 24 студента. несколько студентов отчислились на первых курсах, вместо них пришли студенты из других групп. К окончанию института остались 11 девушек и 13 ребят: Юля Мишина – староста группы, Галя Дашкова, Мила Ильницкая, четыре Нины (Фёдорова, Ловцова, Казакова, Федосеева), Вероника Крылова, Катя Куренкова, Наташа Шустина, Вера Яшукова, Валера Булатов, Петя Власов, Игорь Дедок, Саша Лазарев, Олег Пахомов, Алик Петросян, Женя Приходько, Лёша Путилин, Володя Сорин-Чайков, Слава Фролов, Юра Шаповал, Ставро Шотиди. Большинство были москвичами, Власов, Дедок, Федосеева. Фролов, Шаповал, Шустина и я были иногородними и жили в общежитии. За короткое время мы перезнакомились, отношения в группе были вполне доброжелательными, но внутри образовались и  небольшие коллективы  из трёх-четырёх студентов, поддерживающих более тесные отношения. Нам была установлена стипендия в  сумме 345 рублей. Это было на 125 рублей больше, чем в обычных ВУЗах в связи с оборонным направлением специальных предметов. В первом семестре её получали все студенты, но в дальнейшем после завершения экзаменационных сессий она устанавливалась в зависимости от успеваемости. Студенты, получившие тройки, лишались стипендии, отличники получали её в размере на двадцать пять процентов выше.


Рецензии
Доброго дня, Александр!
Ну как тут обойтись без сравнений нас с Вами? И я поступал в 1951-м году, но только в техникум. Ростом был 153 см., весом 53 кг. Это выяснилось, когда ставили на военный учет. Да так и осталось на все семь лет: четыре на учебе и три - служба. И стипендия была 125 рублей. Я жил впроголодь, потому и не подрос. После службы возвращался всё в тех же габаритах.
Читать было очень интересно! Мы - дети войны, и этим много сказано.
Всего Вам доброго!
Василий.

Василий Храмцов   17.02.2026 09:40     Заявить о нарушении