Берлинская жара - фильм абсурдов

Историки и физики пьют валериановую настойку стаканами, глядя на этот фильм.

Первых двух серий уже достаточно для того, чтобы войти в шоковое состояние и там остаться надолго.

Историки приходят в предынфарктное состояние от того, что, оказывается, Америка и Англия ещё до конца Второй мировой войны, как выясняется, замыслили изготовить атомную бомбу не для того, чтобы опередить Третий Рейх, а для того, чтобы угрожать СССР, а руководство СССР уже тогда об этом знало от разведки.

Физики имеют повод впасть в ступор от множества «физических подробностей».

На кого рассчитан фильм? На руководство корпорации «Росатом», которое, по-видимому, и оплатило эту развесистую клюкву?

Похоже, создатели, действительно, думают, что у Гиммлера только и были две службы, одна возглавлялась Шелленбергом, другая – Мюллером? И что у этих двух только и дел было, что палки в колёса друг другу вставлять? И перехватывать друг у друга разоблачённых разведчиков? Ну надо только ещё туда было Штирлица засунуть для полного счастья.

Кстати, засунули-таки. Не заметили? Актёр, который играет Курчатова – тот, который играл Штирлица в сериале «Исаев». Трудно избавиться от ощущения, что видишь этого «молодого Штирлица» но в другой ипостаси. 

Я даже не знаю, с чего начать критиковать, потому что всё из рук вон. И подбор актёров на роли исторических лиц, и фабула, и конкретные эпизоды, всё совокупно создаёт душераздирающее зрелище.

Взрыв какого-то кипятильника – автоклава в лаборатории Гейзенберга, от которого выпали стёкла на верхнем этаже, хотя кипятильник был в подвале, но здание в целом не потрескалось. Что это было? Неужели связано с атомной реакцией? И неужели эксперименты по созданию атомного реактора делали в подвале института? Серьёзно?

Ну если был бы атомный взрыв, то выпали бы не только стёкла. Потому что цепная реакция происходит только при достижении критической массы рафинированного (обогащённого) ядерного вещества, такого, как уран или плутоний, да ещё и правильные изотопы должны быть, а неправильных изотопов быть не должно. Не буду отягощать вас цифрами всякими там, 235, 238 и тому подобное. Ну а критическая масса такая, что если бы был взрыв, то был бы сметён с лица весь Берлин. Ну и об этом история бы знала.

Значит, взрыв не имеет отношения к делению ядра? Тогда что? Простая химическая реакция по обогащению, то есть удаление лишних атомов химическим путём? Ну в такой технологии взрыв не есть прорыв, а есть показатель некомпетентности, так что такой взрыв не является признаком скорого успеха.

Кстати, если котёл, в котором, судя по всему, была вода, взорвался, то это не происходило бы так, что из клапанов бил бы пар всё сильней, а наблюдатели бы сидели и ждали, что же будет дальше. Взрыв происходит сразу. А если из клапанов выходит пар, тогда давление падает и взрыва не будет.  Или создатели фильма намекают, что там проходила такая ядерная реакция, которая очень быстро нагревала воду, но не ядерный взрыв? То есть это скорее атомная энергетика? То есть управляемая ядерная реакция? То есть та технология, которая намного сложнее технологии создания атомной бомбы, и которая, оказывается, появилась у Третьего Рейха раньше, чем в других странах?

Ну надо же настолько быть не в теме?

Узнать, что служит замедлителем реакции, было не сложно. Это знали все. Тяжёлая вода или графит. Тяжёлую воду, кстати, производят кипячением обычной воды, что требует огромного количества энергии. Фактически всю обычную воду надо выпарить, так, чтобы тяжёлая вода осталась. То есть вода, где вместо водорода – дейтерий. На самом деле она совсем не такая уж тяжёлая. Ну известно ведь, что в одной из скандинавских стран производили немцы тяжёлую воду, но корабль, который должен был доставить её в Германию, был потоплен. Одно это уже было для Третьего Рейха невосполнимой потерей. Шансов сделать атомную бомбу у них не осталось. Были и другие причины, по которым они бы не успели её сделать.

Гитлер делал ставку на огромные пушки и на ракеты, на ФАУ, а то, как развивается ядерный проект, его не устраивало, поскольку до конца войны успеть сделать атомную бомбу у него не было шансов, и это было уже совершенно очевидно. К тому же одна или две атомные бомбы не решили бы исхода войны, даже если бы они появились у Гитлера, а чтобы сделать больше, не было не только времени, но и сырья. А главное, что и даже сделать единственную атомную бомбу они не могли, не было у них всех необходимых компонент, всей технологии целиком, да и учёных по всем направлениям не было.

Если в ракетостроении они продвинулись далеко, и это потом использовали США, то в атомной энергетике этого не было.

Ну и физики в обморок падают, наверное, от котелка с водой, который благодаря термопаре питает динамик радиоприёмника, а может быть даже и радиостанцию? Логика его работы убийственная. На костре якобы в пламени температура до шестисот-семисот градусов, а в кипящей воде только сто. Так что большая разница температур, и термопара производит электрический ток. А ничего, что в костре нет шестисот градусов? А ничего, что термопара – это два конца проволоки из дорогостоящего материала и, соответственно, два спая этой проволоки с другим материалом, как правило, с медным проводом. Имеем линию медь – платина – медь. Один спай меди и платины надо нагревать, другой охлаждать, и тогда будет разница температур, что даст очень слабый ток. Зачем же охлаждать в кипятке? Да ведь и вода, если только она не дистиллированная, электропроводна! И сам котелок тоже из металла! Всё это просто зашунтирует тот слабый источник тока, которым является термопара. Надо, чтобы один конец был в огне, а другой в воде. Представляете, какой длинной должна быть платиновая проволока? И где партизанам в лесу взять платиновую проволоку? Да и спай не годится в этом случае, надо сварное соединение делать! Нужна сварка. А почему не охлаждать второй спай не кипящей водой, а обычной? Зачем котелок ставить на огонь? Поставьте его рядом с костром, так проще!

Отец рассказывал, что после войны они из термопары делали питание для радиоприёмника. Но мощности хватало только для питания простейшей схемы и наушника. Но не динамика. Такое радио мог слушать только один человек. Один спай помещали на керосиновую лампу, другой болтался в воздухе.

Можно ещё много чего сказать про этот фильм, но не хочется пока. Посмотрел две серии. Как знать, может быть и вправду появится Штандартенфюрер Штирлиц? Я бы сказал, что будет весело, но не считаю возможным делать из истории второй мировой войны фарс.

 А знаете, что навело меня на мысль, что «Баварец» - Штирлиц?

Там такие фразы, когда те, кто заслал его в Германию.

Типа: «Что делать? Отзываем Баварца?»

Ответ: «Подождите, он сам знает, как ему поступить. Выкрутится»

Вот это «Выкрутится» прямо взято из анекдотов про Штирлица!

Анекдот, да и только! То, что в «Семнадцати мгновений» было признаком недостаточной глубины автора, здесь стало главным лейтмотивом.

Блеск!

Третья серия «Берлинской жары»

Ну всё, приплыли! Все герои из «Семнадцати мгновений весны» постепенно собираются в фильме «Берлинская жара».

В первой серии были только Гитлер, Шелленберг и Мюллер, а с нашей стороны – Сталин. А вот во второй серии появился ещё и Шольц.

Это насторожило. Указывает на то, что скоро мы увидим Штирлица.

И вот вам уже сигнальчик. Некий «Баварец» понимая, что он «под колпаком у Мюллера», пошёл не куда-нибудь, а прямо к Шелленбергу и заявил, что он является английским шпионом.

Ха-ха-ха! Уже могу поспорить, что его имя будет Штирлиц Макс Отто.

Так что мы имеем дело оказывается с Фанфиком!

Наверное, появится и физик Рунге, и кто-то ещё. Может быть ещё и пастор Шлаг? Профессор Плейшнер-старший, брат того, который был послан в Берн? Наверное, ещё должна появиться и радистка Кэт и её супруг Эрвин?

Похоже, что всё идёт к тому…

Ой, ребята, чего не сделаешь за деньги Росатома?

Приходится менять мнение. Если я раньше признавался, что над фильмами про вторую мировую ржать не прилично, но над фантазиями создателей фильма почему бы не поржать? Ржу-не-могу.

Чего и вам желаю.

А цирк надо досмотреть до конца. Ведь после акробатов должны по законам жанра появиться клоуны, а затем и хищники. Хотя… Последние пять лет показывают, что клоуны могут быть по совместительству хищниками, а хищники – клоунами. 


«Берлинская жара» что показала третья серия

Ну я, признаться, ожидал, что в третьей серии окажется, что Баварец – это Штирлиц. Но не получится, вроде бы. Потому как Баварец, как оказалось, бывший офицер армии Франко, который решил пойти под вражеские пули после расстрела по приказу вышестоящего офицера местных женщин и детей.

Русский снайпер не стала в него стрелять, а предпочла выйти за него замуж. Он настолько стал русским, что решил уже в 1940 году стать советским разведчиком.

Послушайте, генерал Франко пришёл к власти в результате переворота в 1936 году. Это – Испания. А в 1940 году этот «Баварец» уже отлично знает русский язык и немецкий? Ну, допустим, что он – по происхождению немец. Но тогда очень странно то, что его отец весьма удивлён, что он хочет перебраться в Германию. Ведь н мог бы просто сказать: «Я немец и хочу жить на родине», а он вместо этого говорил, что он разочаровался в Испании и хочет попробовать себя в Германии. Так он всё-таки немец или испанец?
Предположим, немец, тогда понятно, что он знает немецкий язык. Но тогда ему не обязательно было бы подчиняться генералу Франко, и он мог просто покинуть армию и вернуться в Германию, так что ему незачем было пытаться устроить суицид, идя навстречу врагам в одиночку с оружием. Этакий Виконт де Бражелон…

Итак, Баварец – не Штирлиц.

Но вот что я хочу вам сказать после просмотра этих трёх серий фильма.

ПЕРВОЕ. После просмотра фильма «Семнадцать мгновений весны» я был в восторге от фильма, полюбил героев, и с удовольствием прочитал все книги Юлиана Семёнова про Владимирова-Исаева-Штирлица.

ВТОРОЕ. После чтения пары книг с разоблачением ошибок Юлиана Семёнова и Татьяны Лиозновой, я подумал, что, даже такой гений и дотошный человек, детально изучивший многие архивные документы, не смог избежать ошибок при написании романа, и что вряд ли кто-то мог бы соревноваться с ним в этой области политических детективов.

ТРЕТЬЕ. После просмотра трёх серий фильма «Берлинская жара» я подумал, что практически любой мало-мальски работоспособный писатель мог бы конкурировать с авторами сценария этого фильма, так что писать подобные сценарии – вовсе не адский труд, а обычное развлечение людей, которым нечем заняться.

Простите, если моё мнение не совпадает с вашим, но тут, как говорится, «на вкус и на цвет все фломастеры разные».
А в отношении актёрского сходства с прототипами и того, что почему-
то и в ставке Гитлера, и в ставке Сталина совещания происходят в почти полной темноте - это я пожалуй пока промолчу, боюсь показаться слишком эмоциональным.
Удач!
;
В «Берлинскую жару» вошёл Штирлиц

Ранее Штирлиц входил в фильм «Берлинская жара» только героями фильма – Борманом, Шелленбергом, Шольцем. А теперь он вошёл как легендарный Бонифаций из «Кабачка 13 стульев», муж Пани Моники, прямым упоминанием без личного участия.
Шелленберг ведёт Баварца в кафе «Элефант». И не важно, что это  по внутреннему устройству совсем не то кафе «Элефант», которое присутствует в фильме «Семнадцать мгновений весны», но стекло с слоником в тайском стиле – такое же, и сам Шелленберг говорит Боварцу: «Когда-то мне это кафе порекомендовал  мой друг Макс. Знаете его? Макс фон Штирлиц Отто?»

Ну, получается, что фабула данного фильма является фанфиком-пристройкой к эпопее Юлиана Семёнова. То есть они попытались вписаться в ту же самую выдуманную «Вселенную Штирлица», как, например, «Вселенная Марвел» или «Вселенная Властелина Колец».

Только вот не получается, господа! Если Штирлиц во времена ядерного проекта, согласно легенде Семёнова, был уже вместе с Шелленбергом и именно он повлиял на то, что этот проект не пользовался большой поддержкой руководства Третьего Рейха, то в этой версии Штирлиц всё-таки присутствовал, и был «другом Шелленберга», а не его подчинённым, и при этом Шелленберга пас другой советский разведчик – не слишком ли много советских разведчиков пасли этого самого Шелленберга?

Явный перебор!

Да и вот ещё об успехах Гейзенберга и о пристальном внимании к проекту самого Шеленберга и даже Гиммлера и Гитлера. Тут всё настолько далеко от даже отдалённого подобия истины, что просто остаётся удивляться.

Кстати, вы не заметили, что главный герой, Баварец, очень часто пародирует мимику Сергея Безрукова? Ну это  реплика в сторону, простите.

Итак, например, формула для расчёта энергии, которая может выделиться при ядерной реакции. Она занимает чуть ли ни целый лист бумаги. А ведь формула-то простая «Е равно Эм Це- квадрат».

Энергия равна массе, умноженной на квадрат скорости света в вакууме. Масса – это разница масс атомов исходного продукта и суммы атомов получающихся продуктов. Очень просто всё. То, что энергия должна быть огромной, было ясно задолго до войны, ясно было всем физикам мира, связанным с этой темой.

Ну и вот этот самый Гейзенберг постоянно пишет какие-то формулы мелом на доске, как и Курчатов тоже. Надо понимать, что теоретики идеи атомной реакции не могли дать никаких глубоких математических основ, никаких глубоких уравнений к этому проекту, тогда как для реализации проекта нужны были в основном инженеры-практики, химики, физики, которые занимались бы очисткой руды, обогащением её (так называется процесс удаления примесей). А также нужна была идея удаления одних изотопов от других. Химические реакции этого сделать не позволяют. Так что нужны другие методы. Ну и, конечно, конструкция устройства, соединяющая массу воедино. Это делается с помощью взрыва в замкнутом корпусе.  Все конструкторские решения помогала получать разведка из лаборатории Оппенгеймера, из США, а не из Германии.

Так что весь фильм – это сказка-пустышка.

А ещё – трещат по швам «скрепы» фильма с эпопеей Юлиана Семёнова про Штирлица. Ведь если Штирлиц в это время был «другом» Шелленберга, он должен присутствовать в фильме. И в этом случае «Центр» должен понимать, что там ещё действует Штирлиц. В случае сомнений в операции с Баварцем, кому как не Штирлицу должно было бы быть поручено дать информацию по этой теме?

И для чего бы Шелленберг упоминал имя своего секретного сотрудника в беседе с перевербованным «вражеским агентом»? Провокация? Вряд ли. Тем более, что Шелленберг не должен был по идее подозревать Штирлица ни в чём.

Шольц, который в «Мгновениях» всего лишь личный секретарь, в этом фильме активный руководитель отдела. Это не увязывается, для этих работ нужны разные квалификации.  Одно дело – доверенный старик пенсионного возраста, другое дело – активный контрразведчик, которого «ноги кормят». 

А у Шелленберга, похоже, нет других дел, кроме как беседовать то с одним русским разведчиком, то с другим. Профессия у него что ли такая?

К сведению. Гейзенберг, конечно же, изо всех сил пытался сделать «оружие возмездия». Но у него не было для этого возможностей. Ни теоретических в достаточной мере, ни практических. Но кое-что в физике он сделал. Так сказать оставил свой след. И для учёных, в том числе ядерщиков, он был фигурой скорее авторитетной, нежели ненавистной. Так что ему дали возможность оправдаться тем, что его неудачи, якобы, были не следствием стечения обстоятельств, а по причине его преднамеренного саботажа развитию этих работ. Ну красотища!  Выгородили великого учёного. А в фильме вдруг он стал одним из важнейших источников, который повлиял на создание атомной бомбы. Блеск!


Рецензии