Лексевна

          В нашей семье была домработница. Называли мы ее «домоправительница», что отвечало действительности. Анна Алексеевна, которую мы уважительно звали не иначе как Лексевна, фактически управляла домом и была членом семьи. Деньги и вещи находились в ее ведении, никто Лексевну не контролировал, никто ею не командовал.
          История Анны Алексеевны необычна. Родилась в 1905 году в семье богатого купца, росла в достатке. Пережив революцию и гражданскую войну, красивая и смышленая девочка совсем юной вышла замуж за военного, который в стремительной карьере тех лет дорос до уровня заместителя наркома. Родилась дочь. Большая квартира, персональная машина, театры, рестораны. Закончилось благополучие со скоропостижной смертью мужа. Умер своей смертью, только остались Лексевна с маленьким ребенком без доходов и пенсии. Профессии у Лексевны нет, родных к тому времени тоже не стало. Большую квартиру забрали -  государству нужнее. Вещи распродала и проела, чем дальше кормиться? Пошла в домработницы. Мыла полы, стирала, бегала за продуктами, готовила еду. Батрачила, еще молодая и по-прежнему красивая. В одной семье, затем в другой, в третьей. Разве это жизнь? Начала выпивать помалу, втянулась, со временем пить стала больше. Пила, когда у нас оказалась. В нашей семье прижилась, имела постоянное место. Дочь ее выросла, вышла замуж за офицера, родила двух девочек. Внучки Лексевне, значит. Вроде жизнь наладилась, а Лексевна все пьет. В округе ее знали, порой пьяную консьержи домой приводили.
          Закончились запои внезапно – Лексевна дала слово Богу. Верующая с малолетства, она посещала церковь во все времена. А тут что-то ее, видать, и подтолкнуло, обещала бросить пить. И как отрезало. Случалось, я по глупой молодости своей в дни церковных праздников уважительно предлагал ей дозволенное красное вино – нет, слово Господу дала! В церковь ходила регулярно, в будни и в праздники. Знала Библию, лично знакома была с несколькими митрополитами. В старости жила она в семье дочери, приходила к нам только в гости. Уже на восьмом десятке навещала одиноких, старше себя, женщин, ухаживала за старушками. Бескорыстно, из человечности. Делила она людей на две категории: с Богом в душе и без Бога в душе.
          Умерла Лексевна тихо и скромно. Похоронили достойно. Была она, я думаю, с Богом в душе.


Рецензии