Цивилизация. Часть 7. Спелеологи

      Цивилизация. Часть 7. Спелеологи
 
После звонка будильника Владимира, в 8 часов утра, у всех ребят начали звонить будильники. Все вставали в хорошем расположении духа, ни у кого, ничего не болело. Как и планировали - проверили медицинские показатели - всё в норме.
Позавтракали, оставили в начале тоннеля запечатанный отчёт прохождения за первый день и планы на последующие действия. Впоследствии, по каждому дню составлялись отчёты, которые помещались в пакеты и оставлялись в местах ночёвок.
Загаживать пещеру никто не хотел даже и начинать, понимая, что это первый шаг к издевательству над самим собой и над окружающей нас природой, поэтому, в качестве туалета соорудили временное помещение, использовали специальные пакеты с тем, чтобы собирать их на обратном пути.
Собравшись мыслями, каждый взял своё оборудование, зацепившись карабинами к общей сцепке, дружной командой, продолжили спуск в пещеру, на встречу судьбы и в ожиданиях приключений, но, почему-то, без опаски и волнений.

Все новоиспечённые "спелеологи" шли гружёные своим скарбом. Шли друг за другом с интервалом около 15 метров. Скорость перемещения была не более двух километров в час. Первым шёл Павел, вторым - Илья, за ним - Владимир, замыкающим - Пётр. У каждого был шест алюминиевый, длиной около трёх метров, на случай провала почвы, возможных "капканов", кто его знает.
Каждый нёс на себе до 50 кг всякой всячины, в т.ч., собственные вещи, неприкосновенный запас еды и питья, оборудование, изолированный противогаз, по одному баллону с кислородом, на случай внезапного завышения концентрации углекислого газа.
Ноша очень тяжёлая, да ещё и спуск в 15...20 градусов накладывал свои отпечатки. Оказывается, спускаться вниз с грузом не менее трудно, чем подниматься вверх.

Через каждые 100...150 метров приходилось делать десятиминутные остановки для отдыха, проведения экспресс анализов качества воздуха, установки ретрансляторов и проверки связи, а через каждые три часа, делали получасовые привалы с принятием пищи, написанием отчётов, обсуждением увиденного и составления дальнейших планов, иногда получалось даже поспать несколько минут.
Стало ясно, что каждый тупик не предусматривал никаких лазов, сопровождался комнатой отдыха и в них были источники с питьевой водой.
С каждым новым тупиком утверждалось убеждение в том, что пещера, со всеми своими строениями, имеет хоть и загадочное, но рукотворное происхождение.

В пещере было предусмотрено всё для свободного её использования, а именно:
- уровень спуска-подъёма соответствовал нормам строительства лестниц равный 20...30 градусов;
- ступени небольших лестниц в комнатах отдыха, все были высотой не более 15 см, с длиной площадки ступени 30…40 см, что можно было предположить, что те, для кого они строились, имели такую же, приблизительно, высоту, что и люди;
- тупики служили местом для отдыха, звуки от развилки до них доходили очень слабо, в них была питьевая вода, чистый воздух, возможно, там были и отходные места, но их, пока, не удалось обнаружить. Всё это давало возможность отдохнуть и набраться сил;
- в пещере присутствовали воздуховоды, через которые поступал чистый и обогащённый кислородом воздухом.

Воздух, двигался по пещере со скоростью около пяти 5 метров в минуту, а после каждой развилки, менял направление своего движения.

После некоторых обследований, расчётов скорости и направления ветра, пришли к выводу о том, что для проветривания пещеры используются специальные воздуховоды с нагнетателями воздуха, а возможно, что таковых нет, но используется постоянные потоки горного воздуха, заполняемые самой природой.

Ввиду закономерностей расположения трапезных с питьевой водой, направления движения по тоннелям, наличия воздуховодов, определённого угла спуска и пр., команда пришла к окончательному выводу о рукотворной природе … тоннеля, хотя и называли вперемешку, то пещерой, то тоннелем.

По пути своего следования к неизвестному, исследованные тупики на наличие возможных лазов, делали экспресс анализы воды, брали пробы воздуха, измеряли силу ветра в тоннеле и его направление, не пропускали ни одну развилку без полного обследования.

На основании многократного химического анализа камней и отложений на стенах пещеры, сделали приятный для всех вывод о том, что стены не содержат никаких отравляющих элементов, ни углекислого газа, и в помещении углекислого газа не больше, чем в горах на открытом пространстве.
Это означало, что внезапного появления углекислого газа, просто не может иметь место, то есть, баллоны с кислородом, зря на себе носим.
В пещере так же не присутствовали опасные для жизни другие газы, хотя, как уже определили и раньше, было небольшое превышение ионов серебра и превышение ионов соли, как в соляных пещерах, что обеспечивало стерильность пещеры.
Несмотря на это, команда решила однозначно, что от баллонов с кислородом не следует отказываться полностью, надо хотя бы парочку оставить до самого конца, возможно, потом пригодятся, кто его знает. 

Однажды, вдруг, датчик загазованности просигналил повышенное содержание опасного газа, но, как выяснилось, член экспедиции с индикатором (не скажу кто) подошёл слишком близко к идущему впереди него члену команды ...

На всей дальнейшей своей протяжённости, пещера имела ширину и высоту около четырёх метров, с незначительными расширениями на поворотах, по всей видимости, для возможности переноса по тоннелю крупных грузов, а возможно и техники, кто его знает?

Пол в пещере был почти что ровным, по нему можно было ехать на каком-нибудь транспорте, выбоин не было, без лишнего песка и пыли, без следов водных ручейков.

За второй день удалось пройти около двух километров, что составляло 550 метров в глубину Земли от уровня входа в пещеру. На этой глубине, температура воздуха значительно поднялась и составляла около 10 градусов по Цельсию.
Все понимали, что в условиях неизвестности длины маршрута, при таких темпах прохождения пути, может не хватить времени, сил, запасов для осуществления надуманного, а вернуться обратно будет ещё тяжелей, так как надо будет подниматься вверх, собирая по дороге всё оставленное в "тайниках" - аккумуляторов, воды, оборудованиям.
Кстати, оставляемые гигиенические пакеты каждый подписывал, опять же таки - так, на всякий случай, чтобы на обратном пути каждый лично забирал свои драгоценные отложения.
Если на обратном пути от каких-нибудь севших аккумуляторов ещё можно будет отказаться, то все свои "драгоценности" придётся поднимать наверх.

Ноги, руки, спины гудели, хотя и старались на это не обращать внимания, т.к. силы откуда-то брались постоянно и возобновлялись после очередного отдыха. 
После бурного обсуждения событий дня и ситуации с темпами прохождения в пещеру, решили переспать в очередной трапезной, чтобы поутру каждый смог бы дать свои предложения, как увеличить темпы прохождения без снижения безопасности экспедиции.
Проверка наличия радиосвязи показало, что связь есть, ретрансляторы работают, интернет прекрасный. 

Выполнив упражнения по протиранию мокрыми полотенцами уставших, запотевших и покрытых за день солью своих тел, все стали заправляться в свои спальные мешки.
Ночное дежурство…, все меры безопасности, решили оставить, как и прошлой ночью, на что все с хитростью на лице "конечно…".
Спать решили чуть больше девяти часов. С тем и легли спать.
. . .

После утреннего подъёма, и, как и полагалось - небольшой физзарядки, сразу стали обмениваться предложениями, в результате чего, было принято решение:
-  увеличить время в пути до 12 часов в сутки;
- установить норму прохождения до очередного привала не через каждые два часа, а через каждые 500 метров пути;
- сократить время приёма пищи на 5 минут, и отказаться от личного времени;
- установить послеобеденное время отдыха один час;
- установить время на сон 9 часов.

За третий день ничего существенного не произошло.
Прошли, также около двух километров пути, спустившись ниже по уровню ещё около 500 метров, что соответствовало чуть более одной тысячи метров в глубину Земли от уровня входа в пещеру. Температура воздуха поднялась почти до 17 градусов, а влажность воздуха оставалось на прежнем уровне - около 50 процентов, что давало возможность всем легко и хорошо дышать.
Пить воду все стали больше, ведь боязнь остаться без питьевой воды вовсе пропала, а запасы воды пополнялись регулярно, после проверки каждого очередного источника воды. К тому же, ребята во всех трапезных освежали воду, намачивали полотенца.
Все параметры соответствовали показаниям давления и расчёта глубины погружения. Никаких препятствий, помех, угроз жизни на всём пути команда не встречала.

К концу третьего дня вся команда сильно выбилась из сил. Сказать, что ноги гудели - ничего не сказать, они горели изнутри, как будто по ним "трактор переехал".
А впереди опять неизвестность, никто и понятия не имел, сколько там ещё предстоит идти по пещере, но все были уверены, что команда дойдёт до чего-то уж очень интересного, необычного, что вполне удовлетворит задачам экспедиции, возможно, изменит взгляды на жизнь. Думать о плохом никто даже и не пытался, и не хотел, почему-то, такие мысли никого не посещали.
День заканчивали опять в бурных обсуждениях увиденного и ощутимого, в догадках и предположениях, в ожиданиях завтрашних событий и всевозможных "сюрпризов".
С решением пройти за четвёртый день не менее двух километров, все легли спать.
Как только укутался в своём спальном мешке, Владимир, стал рассказывать про живущую в соседнем с его дачей озере семье бобров, сказав, что они там купаются и получают удовольствие от купания, мы же только обтираемся мокрыми полотенцами… Что-то пробормотав ещё, он уже через несколько секунд засопел и…, как всегда, проспал до утра. Остальные, вслед за Владимиром, тоже засопели…
Видать, байку дня уже никто и не расскажет...
А про дежурство решили даже и не заикаться, всё равно все проспят…
. . .

Четвёртый день в пещере начался с предварительных расчётов, которые показали, что придётся спуститься на глубину с температурой до 30 градусов по Цельсию, возможно, чуть больше, т.к. это обусловлено границей комфортного самочувствия и проживания человека, но, если не достичь "непознанного" где-то до 40 градусов, далее будет всё трудней и трудней продвигаться, возможно, придётся вернуться обратно и продолжать спуску в другой раз, с другим оборудованием.

Ребята начинали переживать за то, что не удастся достичь намеченного, но никак за то, что там, возможно, ожидает какая-то опасность.
В обсуждениях осталась одна главная версия, что спуск команды под землю идёт именно туда, куда возможно, ушли спасаться когда-то, какие-то народы тем более, что после всего увиденного, делались смелые предположения и никто не стеснялся чего-нибудь придумать.
Возможно, там спасались представители бывшей цивилизации от чего-то или от очень большой беды, или от ядерного конфликта на Земле, произошедшего много, много лет тому назад. Но, на этом этапе, кроме догадок, ничего больше в голову не приходило, не было, и всем оставалось только ждать с нетерпением будущих для себя открытий и нахождение артефактов предыдущей жизни на Земле.
Выдвигаемые версии уже не казались бредовыми, но все оставались приверженцами того, что если "там" люди, то температура 18 градусов Цельсия может быть минимальной, для комфортабельного их проживания.  Хотя, если те, что спустились под землю обросли шерстью, то температура может быть и ниже.
Температура в 30…35, но не более сорока градусов может быть максимальной для проживания человека, хотя, на Земле есть страны, где люди проживают при гораздо больших температурах, к примеру, в странах Африки, хотя, там температура не постоянна, как здесь, а меняется за сутки, дающая возможность живущим там охладиться, поспать в прохладе.

Расчётную глубину погружения под Землю, для определения комфортного проживания, ребята определяли с использованием геотермического градиента, равного одному градусу по Цельсию на 75 метров вертикальной глубины, для грунта до уровня моря. Далее, градиент, медленно повышается до одного градуса на каждые 40 метров вглубь земли.

Свои предварительные расчёты, команда делала с учётом того, что температура в пещере на уровне +2.200 метров, во второй комнате отдыха, равнялась трём градусам.
Ввиду перечисленных условий, на уровне 1.075 м от уровня входа в пещеру, температура может составить около +18 градусов
На уровне мирового океана, температура в пещере должны была быть равна около 32 градусам, а 37 градусов температура может быть ещё глубже, на уровне – 200 м от уровня мирового океана, или на глубине - 2.500 метров под входом в пещеру.
Здесь следует иметь ввиду, что такие расчёты справедливы при начале отсчёта на уровне мирового океана, а ребята начинали свой расчёт с высоты +2.000 метров, что может дать свои коррективы, выражающиеся в том, что указанный выше градиент растёт неравномерно, с учётом того, что плотности и природа грунта неравномерны и не идентичны.

При существующем постоянном уклоне пещеры, расчётный путь составил около семи тысяч метров, хотя, усреднённый и протопанный путь, измеренный шагомерами всех ребят, с учётом прохождения в тоннели к трапезным, туда и обратно, указывал длину пути не более десяти километров.
Ребята сильно надеялись, что не просчитались в своих расчётах, что оставляемые запасы еды, питья и прочего. останутся нетронутыми и сохранят своё качество, будут найдены, пригодятся на обратном пути, который, как все уже прочувствовали, ожидается не лёгким.

Утром пришли к выводу о том, что следует увеличить темпы суточного прохождения, должны ещё раз пересмотреть свой распорядок дня и разумно торопиться, хотя и спешить не следует, дабы не натворить глупостей и не создавать себе же нерешаемых проблем.
После всех утренних процедур продолжили обсуждения. Советовались как следует поступить в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, особенно ввиду изменений температуры воздуха, которая продолжает повышаться с каждым метром ухода вглубь Земли.

С возгласами: "Ну что, слабо пройти к обеду полтора километра", мы тронулись в путь.
Пройдя указанное расстояние с большими затратами сил и воли, энергии и терпения, сделали привал на обед, после чего, опять тронулись в путь.
Прибавив темпа, за пару часов, прошли ещё около одного километра.
Чувствовалось повышенное давление воздуха, температура была чуть больше двадцати шести градусов, влажность - в норме, кислорода в воздухе было достаточно, дышалось легко, ведь движение воздуха в тоннеле сохранялось при тех же параметрах.

Пещера имела ту же форму серпантина, с множеством разветвлений, которая заканчивалась трапезными через 80...100 метров, менялись наклоны спуска, находясь в пределах 15…20 градусов. Путь экспедиции проходил мимо источников с чистой питьевой водой, которые проверялись без исключения.
Воду из трапезных пили без опаски и с удовольствием. Она имела приятный и нежный вкус, а выпитое всегда утоляла жажду. Выпитая вода, будто заряжала организм приливами новых сил, придавая новые силы и желания продолжить начатый путь к "центру" Земли.
Вдруг, тоннель закончился, пути дальше нет.
= = =

Далее... http://proza.ru/2026/02/18/1188


Рецензии