Ресторан дядюшки Тодзио
- Привет! Знаю - не спишь! Заходи, чай пить будем.- сказал знакомый голос в трубке.
-Не пойду! – сердито ответил я, - у меня еще от последнего чаепития у тебя по-японски колени болят!!! Не умею я пить чай, сидя на собственных пятках!
- Ладно, заходи! Чай будем пить по-европейски. Только чай будет японский. Заходи, дверь открыта!
Я предупредил жену и отправился к своему соседу, дверь, напротив, на лестничной площадке. Сосед у меня человек необыкновенный. Зовут его Вениамин. Вениамин Шубников.Он японовед, писатель, журналист – международник, окончил Высшую школу экономики.
- На кухню проходи, я тут колдую! - прокричал он, услышав звук захлопнутой двери. – Проходи и садись. Будем сегодня без тяное или садо .
- Без чего-чего?
-Без обязательных чайных церемоний, вот без чего ! Пить чай в Японии это набор ритуалов, один из которых я сейчас уже опошлил, потому что готовлю чай не в чайном домике, а на европейской кухне. Позор мне.
У Вениамина просто неприлично огромная кухня. Он даже перенес сюда свой рабочий стол, на котором работает по ночам. - Мне так удобно – говорил он.. - Никому ночью не мешаю и кофе можно сварить.
- Второе нарушение, которым я опошляю церемонии, это то, что у меня нет ничего традиционно японского сладкого к чаю, - продолжил он, - и придется довольствоваться кусочками фруктов вываренных в сиропе.
Пока Веня что-то там сыплет, смешивает, взбивает венчиком я с любопытством на стоящий рядом на столике открытый ноутбук.
- Что пишешь? Можно посмотреть?
- Посмотри… Там еще пока ничего нет. Я только начал.
Я пододвинул ноутбук к себе и стал читать.
« В районе Тайто, в столице Японии Токио, на одной из тихих улиц, среди аккуратных посадок гинкго, японского клена момидзи и японской сливы уме, стоял симпатичный дом в японском стиле. В доме находился ресторан «Рётэй» , владельцем которого был Хирото Тодзио, герой Цусимского сражения, моряк , который так и назвал свой ресторан «Старый моряк». Старого моряка Тодзио любили в Тайто,особенно дети, потому что он часто одаривал их сладостями. Дети называли его «Дядюшка Тодзио» «Старый моряк» было написано на широкой белой доске перед входом на участок. Ресторан пользовался успехом, особенно среди моряков императорского флота. Здесь к морякам относились с большим уважением. Обслуживали их официанты в морской форме. Особо важных гостей обслуживал сам хозяин. Была еще одна причина, по которой сюда стремились те, у кого не было денежных затруднений. Второй год шла война. И если люди Японии еще не перешли в питании на один рамэн, проблемы с продуктами уже начинали давать о себе знать. А вот Тодзио как-то умудрялся подавать своим гостям блюда, вкус которых многие уже позабыли. Правда следует отметить, стоило это не дешево. Но желающих сделать приятное своему желудку было много и дела у «Старого моряка» шли отлично. Существовала даже предварительная заявка, бронирование, для высоких гостей.
Вот и сейчас Хирото Тодзио составлял меню для обеда большой группы морских офицеров. Слуги приводили в порядок большой зал, гордость Тодзио. Одна из стен отодвигалась, и открывался вид на сад камней, на столь любимое утонченное зрелище, чувствительных к прекрасному японцев.
А те, кого ожидали в ресторане, в это время, находились на совещании в морском офицерском клубе Суйкося. На стульях вдоль стен сидели два десятка высокопоставленных морских офицеров, чрезвычайно похожие друг на друга прямыми спинами, ежиками коротких волос, одинаковыми мундирами, мечами кай-гунто — морскими версиями мечей «син-гунто» , вертикально стоящими между ног, на которые офицеры опирались руками
В торце зала стоял стол, за которым сидел капитан первого ранга Иодзи Ито, на тот момент заместитель начальника научно-технического управления императорского флота.
Напротив, в противоположном торце находилась группа гражданских, неловко себя чувствовавших среди военных. Это были Иосио Нисина из Института физико-химических исследований, Риокити Сагане из Токийского университета, Бунсаку Аракацу — из Киотского, Масаси Кикути и Цунесабуро Асада из Осакского университета.
Капитан первого ранга Ито обратился к присутствующим ученым : - Перед тем как перейти к обсуждению целей сегодняшнего совещания, сначала вам будет представлена информация о текущей боевой ситуации, чтобы вы могли более четко осознать задачи, которые стоят перед отечественной наукой. На сегодня, 8 июля 1942 года, положение выглядит так.
Доклад, который выслушали физики, значительно отличался от обычных сводок для широкой публики. Начало войны на Тихом океане ознаменовалось серией японских побед, в результате которых под контролем Японии оказалась практически вся Юго-Восточная Азия, а японские войска приблизились к Индии, Австралии и Аляске. Однако к лету 1942 года японское наступление было остановлено в юго-западной части Тихого океана. Потеряв стратегическую инициативу после ключевых сражений, Япония начала отступать с некоторых захваченных территорий. После неудачи "тихоокеанского блицкрига" в главном морском штабе начались активные поиски "оружия нового типа", способного изменить ход войны. Несмотря на разработку смертоносных торпед "кайтен", призванных "повернуть судьбу", желаемого перелома достичь не удалось.
-Данные нашей разведки, - продолжил Ито - указывают на секретные разработки в области атомной энергии в Соединенных Штатах. В свете этой информацией, после консультаций с ведущими научными учреждениями, японский императорский флот принял решение о создании комитета по использованию достижений ядерной физики. Все присутствующие здесь, являются отныне членами этого комитета. Господа ученые! На первом заседании нашего комитета перед вами ставятся два ключевых вопроса: возможно ли применение атомной энергии в военных целях и способна ли Япония разработать такое оружие в условиях текущей войны. Если еще проще, когда вы сможете представить нам ядерное оружие для победы над США?
- Что, что? – подскочил я. – В Японии велись работы по созданию ядерного оружия?
-Ты читай, читай! – не отрываясь, от священнодействия с чайной заваркой, ответил Вениамин. Я продолжил чтение.
Ученые переглянулись. Бунсаку Аракацу переломился в поясе, наклонился головой вниз и раскашлялся, чтобы скрыть смех, неприемлемый для данного момента.
— Запрет на вывоз из Соединенных Штатов урана, тория и радия позволяет предположить, что там ведутся интенсивные работы в области расщепления атомного ядра, — сказал профессор Кикути.
— Если сделать атомную бомбу можно, то мы здесь обязаны говорить только о сроках! Неужели в стране и странах под нашим контролем, не найдется нужного нам количества названых вами элементов, — взвился капитан первого ранга Ито.
- Можно ли сделать атомную бомбу или невозможно, этого пока никто в мире не знает, - сказал профессор Сагане, пытаясь прояснить головы далеких от науки вояк. - Пока ведутся только исследования. В Германии, в США. Возможно в СССР. Мы себе это представляем пока только теоретически. Теоретически атомной взрывчаткой может служить не уран-238, а его изотоп — уран-235, а его в обычной урановой руде содержится в сто сорок раз меньше. И отделить легкий изотоп от тяжелого неимоверно трудно. Или хотя бы существенно повысить его долю. Пока нет и устройств способных проводить обогащение урана. Здесь мы тоже в поиске, пробуем газовую диффузию, центрифугирование или электромагнитное разделение. Мы подсчитали, чтобы накопить нужное количество урана 235, нам понадобится лет десять, а то и больше.
Сидящие у стены офицеры зашумели и застучали о пол ножнами мечей
- Пока вы считаете, сыны Ямато погибают! – крикнул кто - то из них.
- Прекратить! – рявкнул Иодзи Ито и громко хлопнул ладонью по столу. – Господа офицеры! Мы обсуждаем сейчас серьезный вопрос. Не опускайтесь до мелких и глупых разборок. С этого момента все присутствующие здесь, являются членами комитета по использованию достижений ядерной физики. В связи с военным положением вашего согласия на это не требуется. Председателем комитета назначается профессор Нисина.
Профессор Нисина только кивнул головой. Он уже был таким председателем в комитете, созданном армией. Он знал, что между армией и флотом идет отчаянная конкуренция и подливать масло в огонь, не имел желания.
- Я остаюсь заместителем при профессоре и его помощником, – продолжил Ито. - Господин профессор, к следующему заседанию комитета, вы должны предоставить ваши потребности для скорейшей реализации этого проекта. Думаю, три дня вам для этого хватит. О времени и месте заседания каждого из вас известят. На этом, господа ученые вы свободны. Начнем работать! Долгих лет жизни императору Хирохито! Господ офицеров прощу задержаться, у нас еще есть вопросы для обсуждения.
-Господа офицеры! – продолжил Иодзи Ито, после того как физики вышли из помещения. – Война вносит свои коррективы в нашу жизнь, нам не так часто удается встречаться, но это не повод всем нам отменять обед, тем более, – Ито взглянул на часы, - уже полдень. В ресторане «Старый моряк» , который славится своими блюдами, нас ждет обед. Об оплате господ офицеров прошу не беспокоиться, все уже оплачено, имперский флот может позволить себе этот расход. Прошу проследовать в ресторан, это совсем рядом. Следуйте за мной.
Хирото Тодзио встретил гостей на пороге, всем своим видом выражая почет и уважение пришедшим офицерам флота
-Вот, господа офицеры, - произнес капитан Ито, - кто не знает, это старый моряк, владелец ресторана Хирото Тодзио, бывший комендор бакового орудия миноносца № 35, героически погибшего в Цусимском сражении. Из всего экипажа миноносца спаслись всего двое моряков, один из них позже скончался от ран. А дядюшка Тодзио жив и здоров, Он крепок, как и положено моряку. Как жизнь, старый моряк?
- Печалюсь, господин капитан первого ранга.
-В чем твоя печаль, старый моряк?
- Не с теми мы воюем, господин капитан первого ранга, не с теми!
- Не торопись, старый моряк! – раскатисто рассмеялся Ито, - дойдет очередь и до рюсськи, мы им отомстим за твой славный миноносец.
- Господа офицеры, прошу вас, - пригласил всех Тодзио. – Вы пришли отдохнуть, проходите в гэнкан, освободитесь от обуви, оружия, оно вам за столом не понадобится!
Смеющиеся офицеры проходили в гэнкан, снимали обувь, отстегивали свои мечи и ставили их в специальные подставки, вешали над ними свои головные уборы.
Увиденное в зале, где уже был накрыт длинный низенький стол, офицеров ошеломило. Один их них даже обхватил голову руками и замотал головой.
- Старина Тодзио, но это всё что ты приготовил, стоит гораздо больше, чем те деньги, что тебе заплачены. Это же не обед, это праздничная роскошь.
- Господин капитан первого ранга! Пусть это вас не волнует. Считайте что сегодня у меня праздник, не так часто у меня бывает столько гостей моряков. Прошу вас, садитесь.
Капитан Ито сел во главе стола. Офицеры рассаживались, каждый сел на свой дзабутон , тут же получил из рук слуг ресторана влажное прохладное осибори, которым протирал лицо и руки.
- Осмелюсь спросить господ офицеров, что подать на стол, сакэ или сётю? – сказал Тодзио.
Все офицеры посмотрели на капитана Ито.
- Напиваться нам ни к чему, пусть это будет сакэ! - принял решение начальник.
Тодзио дал знак и на стол немедленно были поставлены кувшинчики с сакэ.
- Господа офицеры. Я и слуги оставляем вас наслаждаться едой. Господин капитан первого ранга! Справа от вас колокольчик. Если вам что- то будет нужно, звоните, и мои помощники тут же появятся.
Тодзио поклонился и вышел задвинув за собой двери
-Приступим! – отдал команду капитан Ито. И моряки принялись наслаждаться тем, что было на столе. А на столе были тамагояки- омлет по-японски , кабамоко- приготовленная на пару колбаса из рыбы с красными и белыми ломтиками, кадзуноко - икра сельди, кохаку намасу- замоченные в уксусе нарезанные овощи дайкон и морковь со сладким соусом, эби. - жаренные на вертеле креветки с соевым соусом ,тосикоси-соба - суп с гречневой лапшой и различными добавками, озони. - блюдо из овощей, грибов шиитаке, куриного мяса, рыбной икры, тофу и корня лотоса, кабу-но-суномоно- маринованная репа, которую тонко режут и выкладывают в виде цветка хризантемы. И наконец ,император стола сашими - деликатес, состоящий из свежей сырой рыбы , нарезанной тонкими кусочками и употребляемых с соевым соусом.
Когда гости насытились, за столом начались разговоры и снова вспомнили о недавнем совещании.
- Все, ученые, по своей природе консервативны, потому мы ничего не услышали сегодня от них – заявил Ито – Мы же, моряки, решаем задачи иначе. Если нужно сдать корабль к определенной дате, мы приложим все мыслимые и немыслимые усилия, чтобы это произошло . Это не самоуверенность , ведь Императорский флот только что пополнился "Ямато" и "Мусаси" – на сегодняшний момент самыми большими и современными линкорами в мире.
- Банзай! - прокричали офицеры. – Долгих лет жизни императору!
-Господин капитан Ито! А не есть ли все отговорки ученых, не что иное, как саботаж? Может стоит подключить к этому нашу Службу безопасности, не дожидаясь, пока проверкой займется полиция или кемпейтай? Потом, если что, будут тыкать в нас пальцами, что это мы проморгали! - сказал кто-то из офицеров
-Ваше предложение не лишено смысла . Благодарю вас.
Слегка охмелевшие офицеры снова и снова вспоминали совещание, вспоминали моменты службы и даже, позабыв осторожность, делились друг с другом секретами, за разглашение которых не сносить бы им головы.
А в это время, за картонной стенкой зала слушал все хозяин ресторана и, держа в руках блокнот, быстро заполнял его стенографическими знаками, стараясь не упустить ни одного, произнесенного офицерами слова.
Когда подвыпившие гости насытились, перестали разговаривать, Ито позвонил в колокольчик. Прибежавший слуга в форме матроса, по его просьбе отодвинул стенку и открыл для созерцания «сад камней». Хозяин ресторана клялся, что его сад камней изготовлен по рисунку мастера Соами умершего в 1525 году. И хотя он сильно напоминал сад храма Рёан-дзи в Киото, это никто никогда не говорил. Сад представлял из себя сухую ровную площадку, белый гравий, «расчёсан» граблями на тонкие бороздки, тридцать метров на восток -запад и десять метров на юг-север. Композиция из пятнадцати чёрных , необработанных камней, сгруппированных в пять групп. Вся особенность в том ,что с любой точки обзора один из пятнадцати камней всегда скрыт — увидеть их все одновременно можно лишь «мысленно воспарив» над садом. Это символизирует идею просветления. Офицеры, молча, смотрели на эти камни, у некоторых даже выступили на глазах слезы умиления это красотой.
Прощание не затянулось. По команде капитана Ито все встали, поклонились огромной картине на стене, изображавшей миноносец с номером 35, прокричали ему «Банзай» и отправились обуваться, пристегивать свои мечи. Некоторые пошатывались.
-Ну, старый моряк, - сказал Иодзи Ито, - сегодня ты превзошел сам себя. На твое угощение у меня просто нет слов. У тебя есть какие –то просьбы, могу ли я чем-то тебе помочь?
- Господин капитан Ито, нельзя ли мне как-то получить пропуск на побережье. Не могу же я кормить господ офицеров, рыбой выловленной три четыре дня назад, а именно такую рыбу мне привозят торговцы с побережья. Она замороженная, во льду, но это уже совсем не тот вкус .Я хочу сам наладить привоз рыбы, чтобы в тот же вечер на стол.
- Это пустяки! Мой адъютант принесет тебе такой пропуск, и тебя больше никто не будет задерживать, пограничники тебе будут честь отдавать. Ну, мата нэ, до встречи!
Проводив гостей, Тодзио проследил, чтобы слуги все убрали и вымыли, потом всех отпустил, оставив только дежурных, на случай если кто-то заглянет. Сам уединился в своем кабинете, где принялся расшифровывать стенограмму и анализировать все записанное.
Через три дня в Москве, на стол начальника 1;го Управления Народного комиссариата внутренних дел — НКВД СССР, начальника внешней разведки СССР, Павла Михайловича Фитина легло следующее донесение.
« Виктору.
Первое. Военно морскими силами Японии, начата работа по созданию ядерного оружия. Для этого создан специальный комитет во главе с Иосио Нисина из Института физико-химических исследований. Члены комитета Риокити Сагане Токийский университет , Бунсаку Аракацу университет Киото, Масаси Кикути и Цунесабуро Асада из Осакского университета. Другие члены комитета высокопоставленные офицеры флота во главе с капитаном первого ранга Иодзи Ито, заместителем начальника научно-технического управления императорского флота. Сейчас предпринимаются меры по поиску необходимого количества урана 238 , способа его обогащения и выделения изотопа урана-235.
Второе. Спущенные на воду линкоры "Ямато" и "Мусаси" – на сегодняшний момент самые большие и современнее линкоры в мире императорский флот намерен использовать в южных широтах. Айну.
Бессменный псевдоним «Виктор» принадлежал Павлу Михайловичу Фитину, под псевдонимом Айну скрывался хозяин ресторана «Старый моряк» Хирото Тодзио, советский разведчик –нелегал .»
Вениамин толкнул меня в плечо
-Очнись! – сказал он и поставил передо мной чашку, от которой шел божественный аромат.
-Веня! Это что все правда? Или из области фантастики?
-Что именно?
- Ну то что Япония работала над созданием атомной бомбы, о советском разведчике?
- Все это правда!
- Потрясающе! А что было дальше?
-А дальше я еще не написал. Пей чай!
Вениамин придвинул к себе ноутбук и напечатал внизу
КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ,
Свидетельство о публикации №226021801226