Рыбное море
Прилавки всех окрестных продуктовых рынков и магазинов в 60-х годах 20 века были завалены сверкающими перламутровой чешуей рыбами с Азовского моря. На кухнях местных жителей приазовских степей, почти ежедневно, жарилась и тушилась рыба. Особенно ценилась камбала, которую обычно подавали с томатным соусом и жареный судак под сливочно-молочной заливкой – одним из вариантов французского соуса «бешамель». Это был основной источник природного белка и главное наслаждение местных гурманов.
Многие люди и дня не могли прожить, чтобы не отведать жирных килек с толстой спинкой или соленой плоской хамсы, цвет которой напоминает тщательно начищенное серебро.
Годовой улов рыбы в Азовском море с одного гектара водной площади в недалеком прошлом был в 6 раз больше, чем на Каспийском море, в 8 раз больше, чем на Балтике, в десятки раз больше, чем на Черном море (1).
В былые времена, при отсутствии холодильников у каждого уважающего себя хозяина стояла в погребе дубовая кадка с соленой рыбой из Азовского моря. Для засолки рыбы особо ценилась каменная соль древнего моря из глубоких подземных копей уездного города Бахмута.
Рыбу, а не картофель, образно называли тогда «вторым хлебом».
В самом маленьком и мелком море в мире водилась такая рыба, как осетр, белуга, севрюга, рыбец, сельдь, чехонь, судак, лещ, сазан. Конкурировали с рыбами в борьбе за корм медузы, креветки и крабы, поедая икринки рыб и водоросли (2).
Одним из любимых занятий детей, во множестве отдыхающих в 1960-х годах в пионерских лагерях на берегу Азовского моря, – была ловля медуз – диковинных существ для жителей континентальных степных пространств. Несмотря на запреты взрослых и приводимые для нас веские свидетельства их ядовитости, добыча медуз была неотъемлемой частью «отдыха на воде» и постоянным предметом азартной игры – «Кто больше поймает?». Дети ловили медуз прямо в море и недолго хранили в прозрачных полиэтиленовых пакетах, с изумлением изучая их причудливые формы.
Для нас, школьников из города, расположенного на вершине каменистого безлесного Донецкого кряжа, отдых на берегу Азовского моря считался вожделенной наградой после завершения учебного года. На летних каникулах, после окончания первого класса, я впервые в жизни увидела море. Эти дни «лагерного отдыха» произвели такое сильное впечатление, что запомнились навсегда.
Стояла холодная и ветреная погода начала лета, перед нами расстилалось бескрайнее серое море в белых барашках волн, небо застилали почти такого же цвета плотные тучи, накрапывал мелкий дождь. В полном восхищении от этого зрелища, я долго не могла отвести взор от грандиозной картины волнующейся водной стихии. Спустя годы, доводилось стоять на берегах Индийского, Атлантического океанов, «погружать стопы ног» в воды Балтийского и Средиземного морей и т.д., но ничто больше не могло сравниться по красоте с Азовским морем!
На протяжении многих веков разные народы знали и ценили это водное пространство, изобилующее рыбой, - неизменный источник здоровой пищи. Море было названо Азовским в 1384 году в летописи монахом Пименом.
«Длина его от Еникальского пролива до устья реки Дон – около 170 миль по фарватеру, а ширина от Арабатской косы до южной оконечности Камышеватой – 125 миль. Грунт морского дна почти исключительно состоит из ила, смешанного с черной или красной ракушкой; только в некоторых местах дно морское покрыто песком с ракушкой» (3) - записал офицер Генерального штаба Павлович в начале 1860-х годов.
Ловили рыбу в море не все, кому вздумается, а регламентированно, при наличии специального разрешения.
Постепенно рыбный промысел стал существовать как – бы на задворках грандиозных по масштабу промышленно-технических преобразований, которые начали происходить на берегах Азовского моря в последнее десятилетие 19 века.
В 60-е годы 20 века с задачей ловли рыбы в море прекрасно справлялись бригады из окрестных рыболовецких совхозов. Их неводы, запущенные в морские глубины, как правило, возвращались полными рыбы. Море обильно кормило людей.
Казалось, так было и так будет всегда.
Впервые привилегия по ловле рыбы в Азовском море и ее продаже, а также владению землею в г. Мариуполе и окрестностях была предоставлена, согласно Грамоты императрицы Екатерины II от 21 мая 1779 года, православным грекам - навечно. Основанный в 1778 году уездный город Павловск, в котором насчитывалось первоначально 75 жителей, был переименован в 1779 году в город Мариуполь (первоначально Мариамполь), в честь привезенной из Крыма Мариампольской иконы Божией Матери.
Одно из первых описаний города Мариуполя и окрестностей, относящееся к 1783 году, было обнаружено в старинной рукописи, найденной в Екатеринославских архивах и напечатанных в «Записках Одесского Общества Истории и Древностей» за 1852 год.
«Записки» извещали, что в царствование императрицы Екатерины II, по левому берегу реки Берды была устроена Днепровская линия, отделявшая Новороссийскую губернию, вместе с Запорожьем, от владений татар. Остатки крепостей Петровской, Занарыльской и Алексеевской были заметны еще в середине 19 века (4).
Посетивший этот край в 1844 году с ревизией сенатор, Тайный советник Жемчужников докладывал в С.- Петербург, в Правительственный Синод: «Мариупольский округ изобилует рыбою, которая продается в значительном количестве на месте многим приезжающим из разных губерний и особенно, из царства польского, купцам. Сами же греки, чуждаясь как – бы всяких сношений с жителями других городов, не вывозят никаких произведений мариупольского округа в другие страны. – Донские и Черноморские казаки доставляют в Мариуполь на судах разную рыбу и, складывая ее на берегу моря, продают также приезжим из внутренних губерний купцам.
Вообще заметить должно, что на рыбную промышленность жителей Мариупольского округа до настоящего времени не было обращено внимания и изобильный рыболовный промысел, дарованный мариупольским грекам щедротами в Бозе почивающей Императрицы Екатерины II, оставался без надлежащего устройства…» (5). В докладе сенатора Жемчужникова так прямо и написано: «… блаженной памяти Императрица Екатерина Великая жаловала значительное пространство земли приморскому городу Мариуполю» (6).
Митрополит Игнатий со всею своею паствою перешел из Крыма в тогдашнюю Азовскую епархию. В указе Св. Синоду 1779 года Екатерина Великая, по поводу перехода митрополита Игнатия с греками в Россию, изъяснила следующее:
1)Игнатию, Митрополиту Готфийскому и Кефайскому, вышедшему из Крыма в вечное подданство России с знатным числом обоего пола паствы своей, в Азовской губернии, в означенных для поселения местах, быть архиереем тех поселенцев и состоять по смерть непосредственно под Синодом; священникам же, вышедшим с ним, оставаясь каждому при своем приходе, зависеть от него, коих он и впредь по мере надобности в пастве своей рукополагать имеет.
2)Именоваться ему по смерть Митрополитом Готфийским и Кефайским, и иметь место под архиепископом Херсонским и Славянским.
3)На содержание его со всем домом Коллегии экономия производит ему по три тысячи рублей. Переселение греков из Крыма, о котором упоминает в указе Императрица ЕкатеринаII, началось в 1778 году, а в год указа, т.е. в 1779 году, переселение уже было совершенно окончено; всех вышедших было не менее 20.000.
Переселенцы основали город Мариуполь и 20 селений: Керменчик; Салгир – Эписала; Камара; Богатырь; Константинополь; Жиндрен; Чермалык; Карань; Стили; Игнатьевка; Бешев; Ласпи; Каракрба; Сартана; Чердаклы; Малая Энисола; Мангуш; Урзуф; Ялта; Старый Крым. Названия этих селений имеют сходство с названием тех мест в Крыму, где раньше жили переселенцы.
Рассмотрев различные задачи, которые решали городские власти Мариуполя в 1844 году, сенатор Жемчужников пришел к такому выводу: « …важнейшие из них, без сомнения, имеют предметом учреждение богоугодного в городе Мариуполе заведения. Из собранных мною по сему делу сведений обнаружилось:1)- рыбные торговцы в г. Мариуполе, жители войска Донского и Черноморского, подписали 31 мая 1835 года Приговор о сборе с каждой тысячи рыб по одной копейке на устройство и содержание учрежденного в городе богоугодного заведения для иногородних больных…» (7).
В итоге ревизор, Тайный Советник Жемчужников записывает своё личное предложение от 24 апреля 1844 года за № 2443: «…принять безотлагательные меры по устройству в городе Мариуполе богоугодного заведения и сделать надлежащие распоряжения к приведению в известность производившегося с рыбных промышленников сбора на содержание упомянутого заведения… и к продолжению на законном основании такового сбора – 1копейка - с тысячи рыб» (8).
«Обозрев г. Мариуполь и принадлежащий к оному округ, я удостоверился, - писал сенатор Жемчужников, - что сия страна щедро наделена природою и что г. Мариуполь, по выгодному для торговли положению, заслуживает особенного внимания….Императрица Екатерина II, при отдаче Грекам в вечное владение одной из плодороднейших и лучших частей земли, окружающей Азовское море, имела в виду как заселение сей страны, так и развитие торговли и промышленности...
В городе Мариуполе существует приходское училище, в котором преподают Закон Божий и правила Русского и Греческого языков…. Граждане города Мариуполя занимаются преимущественно земледелием и торговлею хлебом на месте. В Мариупольском округе обоего пола жителей до 32.189 душ. Из них живут в городе только 3.669 душ, число торгующих купцов 51. Ежели принять в соображение выгодное положение города и средства к усилению торговли, то сие количество купцов окажется весьма незначительным. При сем заметить должно, что собственно купцов – греков – 31, остальные же русские и иностранцы» (9).
Выходцы из Тавриды, мариупольские греки - потомки «Азийских» христиан» (10) создали прекрасный город на берегу моря, возделали окрестные поля и превратили их в цветущие сады, развили ремесла и торговлю (11). Из среды мариупольских греков вышли много достойных граждан России, потрудившихся на благо своего Отечества.
Видным ученым – философом стал мариуполец Г. И. Челпанов (1862 – 1936) – профессор Московского университета, основавший в 1912 году в Москве институт психологии, в будущем – институт общей и педагогической психологии АПН СССР.
В Мариуполе родился известный искусствовед, член – корреспондент Академии наук СССР Д. В. Айналов (1862 – 1939).
Выдающимся русским художником – пейзажистом, действительным членом Академии художеств стал сын мариупольского сапожника - А. И. Куинджи (1841 – 1910), из семьи крымских переселенцев.
Представители царской семьи ждали очереди, чтобы купить какое-либо художественное произведение Архипа Ивановича Куинджи.
Глубинное чувство понимания природы, душевная тонкость – вот что привлекает в его полотнах. Архип Куинджи, владея, несомненно, в совершенстве техникой живописи, вовсе не стремится создавать грандиозные полотна, впечатляющие и подавляющие зрителя своим размахом. Скромные, тихие сюжеты, естественный природный колорит красок, самые обычные и привычные глазу родные пейзажи – в его исполнении обладают такой способностью трогать душу, что волнуют до слез всех, кто их смотрит на протяжении уже более 100 лет, независимо от возраста, образования и специальной художественной подготовки.
Кажется, что этот художник пытается через свои полотна донести до зрителя неподвластные уму тайны Вселенной, передает нам самое важное знание в мире, учит любви, растворяя наше сознание в величественной правде своих полотен. Наверное, поэтому его творчество стоит несколько особняком от огромного художественного наследия его товарищей – живописцев, но покоряет сердца зрителей, даже после знакомства с одной из его работ.
Предкам художника - крымским грекам, «Азийским христианам», как написано на старинном гербе г. Мариуполя, была дана Императрицей Грамота, что этой землей выходцы из Тавриды будут владеть навечно. И множество рыб приплывало к берегам моря, где они поселились….
С 1777 года история освоения новых территорий на побережье Азовского моря в составе Российской империи тесно связана с именем митрополита Игнатия (Гонзоло). Впервые начинает собирать у мариупольского духовенства исторические сведения о митрополите Игнатии для предоставления в Святейший Синод в 1840-е годы епископ Иннокентий (Борисов) (12). Обнаруженные им материалы были опубликованы спустя три десятилетия. Когда в 1872 году впервые начал издаваться журнал «Екатеринославские епархиальные ведомости», то в первом номере этого журнала напечатана статья о митрополите Игнатии (1715–1786).
Автор статьи – преосвященный Феодосий (Макаревский), епископ Екатеринославский и Таганрогский. Он проявлял большой интерес не только к истории формирования приходов своей епархии, но и к истории освоения пустынных пространств на территории епархии после заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Османской империей. Ценность этой первой публикации состоит в том, что были рассмотрены документы, имеющиеся к тому времени в епархии и относящиеся к периоду архипастырства митрополита Игнатия:
«…до времени Екатерины Великой Крым составлял особое царство, под именем царства Татарского, ханы которого признавали над собой верховную власть турецких султанов. Кроме татар в Крыму с давних времен было много греков, армян и караимов. Со времен первых Екатерининских побед над турками на юге нынешней России начинается необыкновенная деятельность Потемкина, которому был вверен в управление весь южный край, где считалось тогда не более 100.000 жителей. Митрополит Игнатий со всей своею паствою перешел в тогдашнюю Азовскую епархию, т.е. в те места, где сейчас находится Мариупольский округ…Переселение греков из Крыма, о котором упоминает в Указе императрица Екатерина II, началось в 1778 году, а в год Указа, т. е. в 1779 году, переселение было уже совершенно окончено… » (13).
По результатам исследования московского архитектора, художника и историка Д. М. Струкова (14), посещавшего Крым и Мариуполь в 1880-е годы, митрополит Игнатий был погребен (15) против южной двери алтаря, где под полом находился склеп, а над полом гробница с мраморною плитою, наверху которой вычеканена надпись:
«Здесь покоится приснопамятный святитель Игнатий, 24-й митрополит Готфский и Кафский, местоблюститель Константинопольского патриарха в Крыму, оттуда извел греков в 1777 г., освободив от татарского ига и водворив в Мариуполе и округе, испросив для них высочайше привилегированную грамоту, скончался 16 февраля 1786 года».
В 1997 году святитель Игнатий был причислен к лику местночтимых святых Донецкой епархии.
Источники.
1 - Денисова Е. География родного края. Донецк 2002, с. 95.
2 - Войлошников В.Д. и др. Хрестоматия по географии УССР
3 - Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Екатеринославская губерния. СПб, 1862. С. 42.
4 - Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Екатеринославская губерния. СПб, 1862. С. 42.
5 - Российский Государственный Исторический Архив. РГИА. Ф. 1405. Оп.42. Д. 6813.
6 - Там же
7 - Российский Государственный Исторический Архив. РГИА. Ф. 1405. Оп.42. Д. 6813.
8 - Российский Государственный Исторический Архив. РГИА. Ф. 1405. Оп.42. Д. 6813.
9 - Российский Государственный исторический Архив. РГИА. Ф.1405. Оп. 42. Д. 6813.
10 - Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи. СПб.,1900.
11 - Екатеринославские епархиальные ведомости. Екатеринослав, 1872.
12 - Архиепископ Иннокентий (Борисов) (1800-1857) – местночтимый святой Одесской епархии Украинской православной церкви (Московского патриархата); род. в г. Елец, окончил Орловскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию. Ректор и проф. богословия Киевской духовной академии с 1830 г. Епископ Вологодский и Устюжский с 1840 г., архиепископ Херсонский и Таврический с 1848 г. Архипастырь стремился восстановить в Крыму древние христианские памятники, разрушенные татарами, основать здесь «Русский Афон», сам обошел исторические места христианства в Крыму. Во время осады Севастополя в Крымскую (Восточную) войну совершал богослужения в походных храмах, посещал места боев, под обстрелами причащал раненых. Причислен к лику святых УПЦ Московского Патриархата в 1997 г. как свт. Иннокентий Херсонский.
13 - Екатеринославские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. № 10. Май. Екатеринослав, 1872. С. 12–15.
14 - Дмитрий Михайлович Струков (1828–1899) – русский художник-реставратор и археолог.
15 - Первоначально храм был посвящен свмч. Харлампию и был первым храмом, построенным при основании Мариуполя.
16 -
Свидетельство о публикации №226021900162