Отрывок из повести Другая история

На конкурс: Встреча, изменившая всё... http://proza.ru/2026/02/17/812


    ОТРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ «ДРУГАЯ ИСТОРИЯ»

Август 1975 года был жарким и насыщен различными событиями. Во-первых, 23 августа в родном Харькове открылась первая линия метрополитена. Во-вторых, дальние наши родственники уезжали в вожделенную Америку.  Метро я ожидала с интересом. А что до отъезда двоюродных маминых братьев, то меня это очень мало волновало.

Славное моё семейство в лице мамы, сестры и её мужа, объединившись, решило поскорее выдать меня замуж. Бабушка держала нейтралитет.  Я не спорила, понимая, что когда-нибудь и сама стану семейным человеком, но торопиться в угоду кому- либо не собиралась. Когда разговоры на эту тему становились непереносимо надоедливыми, я исчезала.

Всё-таки хорошо иметь место, где можно укрыться ото всех. Пусть и на время, но обрести свободу. После окончания школы поддерживала связь с одноклассницей Ириной. Школьная подруга успела выскочить замуж, родить прелестного малыша и развестись. У неё-то я иногда и спаслась от несправедливых, въедливых, часто незаслуженных упрёков матери: то я вяло ищу работу, то спорю с шурином, когда он пристаёт с нравоучениями.

Грехов у меня накопилось много. И не критиковал меня, наверное, лишь ленивый. Потому-то я старалась в спешном порядке ретироваться, незаметно выскользнуть из квартиры, интуитивно действуя по поговорке: «с глаз долой, из сердца – вон». Надеялась, что, перестав мелькать перед их лицами, получу передышку!

Лето заканчивалось.  Работу я не нашла. Двоюродно - троюродные родственники наметили дату отбытия в края полные молочных рек и кисейных берегов, что меня вовсе и не озаботило. Троюродная сестра Герта названивала постоянно и уточняла, когда же я приеду с ними попрощаться. Я пообещала, что приду на вокзал.  Но она не отставала. Приглашения сыпались на меня всю неделю до самого их отъезда.

Родители Герты решили устроить прощальный обед, собрав за одним столом всех, кто им был дорог - знакомых, родственников, соседей.  А по поводу скорого отбытия дальних родственников и вовсе не печалилась. У них была своя жизнь, у меня - своя. Не было между нами ни особой дружбы, ни тёплых отношений. Встречались редко.  И потому решила попрощаться с родственниками на перроне железнодорожного вокзала перед самым отходом поезда. О своих планах никому не рассказывала, ни с кем ими делиться не собиралась.  Для себя решила, что сбегу к подруге.  Как же ошибалась, наивная! Внимательно не пригляделась к «противнику» - мужу сестры, объективно не оценила его ум, напористость, целеустремлённость и потому проиграла! Но, возможно, это моя Судьба, шалунья, появилась на пороге родного дома...   

Наверное, в жизни каждого человека бывают дни, которые запоминаются до мельчайших подробностей. Поменялось столетие, наступил новый век, а я помню произошедшее со мной настолько отчётливо, как будто это случилось лишь вчера.
Последний вторник августа начался, и я ждала удобного случая незаметно выскользнуть из дома. Моя сестра особо мной никогда не интересовалась, но в тот день ее словно подменили. Она заставила, в чем ей помогала мать, надеть новое платье. Я хохотала из-за щекотки, брыкалась, отпихивала их, но силы оказались неравными – враг побеждал! Мои длинные волосы были схвачены на макушке лентой в модный пучок. Подталкивая в спину, обе женщины пытались оторвать мои руки от входной двери, которая едва удерживалась на петлях. Бабушка, свидетельница происходящего, печально покачивала головой, но помочь не решалась.

Схватка закончилась не в мою пользу. Победили сильные и коварные! Пришлось, чтоб не привлечь внимания соседей к нашему безобразию, подчиниться. 

Харьковчане говорят: "Поедем на трамвае, спустимся на трамвае."   По дороге к трамвайной остановке я несколько раз пыталась бежать, однако не получилось - шагавшие рядом родственницы следили зорко. В полупустом вагоне я сразу же была вдавлена в сидение и притиснута матерью к окошку. Так и доехали до кинотеатра «Зiрка» - к месту встречи с чрезмерно активным зятем. Подошёл нужный троллейбус. Дорога назад была окончательно отрезана неприятелем, отступать было некуда: я смирилась.  По мере удаления от дома интерес ко мне угасал. Главное произошло: меня заставили выйти из квартиры и провести день иначе, чем желала.

Неожиданно троллейбус остановился. Водитель попросил всех выйти.  Где-то по этому маршруту произошла авария, впереди нас стояло с десяток троллейбусов. Мы оказались вдалеке от намеченной цели в августовском зное. Солнце припекало.  А идти предстояло долго. По пути встретились с ещё одними родственниками, которые тоже спешили на проводы. А я сожалела, что нахожусь не у Ирки в гостях или на своём любимом диване, а вынуждена по солнцепёку двигаться в неизвестном направление к неинтересным мне людям.

Шли долго, целую вечность - так мне показалось. Сначала я ныла, засыпала упрёками родню, потом, смирившись с неизбежным, пристроилась к тётиному мужу. Он был высокого роста, импозантного вида мужчина. Я повисла у него на руке. Он обрадовался моей компании. Чтобы окончательно не расплавиться на солнышке и не исчезнуть во Вселенной, мы принялись смешить друг друга, пытались увидеть в создавшейся ситуации хоть что-то, что скрасило бы неудачно начатое путешествие.

Оглядывались по сторонам, давали оценку всему увиденному.  Как ни странно, но ранее я никогда не была в этом районе города. Девятиэтажные дома плотной стеной выстроились вдоль дороги. Случайный мальчишка на велосипеде указал на проходной подъезд. Как оказалось, только так и возможно было пройти внутрь жилого комплекса.  А внутри двора все пространство было застроено пятиэтажками - близняшками, прозванными в народе «хрущёвками». Теперь осталось найти нужный нам дом. Адрес есть, а домика такого не существует, и узнать не у кого! Неожиданно пришла помощь в виде старичка. Он появился как будто ниоткуда. Проводил нас и исчез. Я посмотрела по сторонам, но его ни на лавочке, ни под деревьями не увидала. Был тут, рядом и нет его. Мистика…

Незнакомый подъезд встретил прохладой и непривычными запахами восточной кухни. Навстречу нашей компании по лестнице сбегала вниз какая-то женщина с подушкой в руках. Увидав нас, обрадовано закричала:

- Возьмите, возьмите! Вам наверняка нужна подушка!-

Мы  покачали головой и гуськом, друг за другом, начали подниматься на последний пятый этаж. Входная в квартиру дверь была приоткрыта.  Мы вошли внутрь. Оказались в небольшой трёхкомнатной квартире, по которой туда-сюда сновал народ, в большинстве своём мне незнакомый. В кухне, по размеру напоминающей шкаф, на высоких табуретах восседали две пожилые женщины. Они что-то резали, толкли, перемешивали и, не переставая, болтали. Ванная комната была занята. Оказалось невозможным ополоснуть лицо и руки после длительного пребывания на жаре.

В первой по коридору комнате, узкой и длинной, около хозяина семейства, отъезжавшего в далёкие края, собрались мужчины. Двоюродный брат моей матери всем желающим показывал доллары. Его семья готовилась к путешествию долго и основательно, о чём моё семейство даже не догадывалось. Впрочем, нас это вовсе и не касалось. Мы жили, как и многие члены социалистического общества, от зарплаты до зарплаты, стараясь свести концы с концами, не влезая в долги.

Мне тоже захотелось посмотреть на иностранные деньги. Я никогда ничего подобного в руках не держала.  Вызывало любопытство и то, что они принадлежали   к страшному, по тем временам, слову «Валюта».   Постеснялась войти и потому прошла в большую по размеру комнату, из которой был выход на балкон. Из неё же можно было попасть и в родительскую спальню, где уже женский коллектив о чём-то галдел.  На балконе курила молодёжь. Никого из них я не знала.

В проходной комнате столы с питьём и едой были установлены в форме буквы «Т». Пришлось мне сесть на свободное место, чтобы не мешать тем, кто непрерывно двигался по квартире.
Сестра с мужем, отсидев часок, ушли.  Дядя рассматривал валюту. А мои, мама и тетя, исчезли. Не квартира, а Бермудский треугольник!

Жара усиливалась. Шумел телевизор, на который никто не обращал внимания. В какой-то момент я оказалась за столом в одиночестве. Встала. Подошла к телевизору. Транслировалась одна из серий цикла «Следствие ведут знатоки».  Постояла некоторое время, тупо уставившись в экран. Сделала вид, что смотрю, но у самой вертелось в голове: что я здесь делаю, зачем меня так долго и с завидной настойчивостью приглашали в гости?!  Решилась на отчаянный шаг: выйти на балкон. Но сквозь потные тела пробиться к воздуху не получилось.  Пошла к двери, но она, ранее распахнутая настежь, была закрыта. Замок меня не послушался, и я вернулась к телевизору.

Каково же было моё удивление, когда, обернувшись, увидала новых людей, занявших пустующие места за одним из столов. Приглядевшись, узнала в женщине ту, что на лестнице предлагала нам подушку. Рядом с ней сидел худощавый светловолосый юноша с роскошной шевелюрой. Вероятно, отращивал годы. У парня как-то странно был перекошен рот. Одет он был в яркую, по-моему мнению, крикливого цвета рубашку. Да ещё и приталенную. И чего это я уставилась на него!  Напротив женщины и парня расположился мужчина среднего возраста. Троица о чём-то оживлённо беседовала.  Неловко было пялиться на них: я отвернулась.

Во мне ещё теплилась надежда попасть на балкон. Возможно, придётся пробираться, поработав локтями, чтобы занять такую позицию, с которой никто бы не смог согнать. Решительно двинулась к дверному проёму и замерла на месте, услыхав позади себя женский возглас:

- Саша, что Вы делаете, зачем это? Остановитесь, не наливайте моему сыну!  Вова, прошу тебя: не пей, жарко, да и не поможет это... -

Любопытство взяло верх над воспитанием, и я обернулась. Парень держал в руке фужер, до краёв наполненный водкой. «Мало того, что лицо перекошено, так он ещё и алкоголик!» - подумала я и, развернувшись, пошла к входной двери.

Замок не поддавался. Упрямо не желал выпустить на волю. Сзади кто-то мягко отодвинул меня в сторону. Замок препротивно щёлкнул, но открылся. Путь к бегству был свободен. Я обернулась и увидела то, что раньше не могла заметить - притягательную голубизну глаз незнакомца. Дверь за нами с грохотом захлопнулась.

Мы стояли и смотрели друг на друга. Можно верить или не верить, но в те мгновения я поняла: наступило время перемен. И к прошлому уже не вернуться…   

Действительно, встреча оказалась судьбоносной: 7 февраля 1976 года мы поженились, а 7 февраля 2026 -го – отпраздновали «Золотую Свадьбу:

«Моя рука покоится в твоей. Мы идём с тобой по жизни рука об руку уже много лет. И давно не так молоды, красивы и наивны, как в день нашей первой встречи. Мы стараемся двигаться в одном направлении, не сбиваясь с дороги, предначертанной нам нашей судьбой. Порой она, эта тропа, извилиста и терниста. Иногда останавливаемся, оглядываемся и даже отступаем назад. Иной раз, отдыхая, переводим дыхание.
И переждав плохую погоду, неблагоприятные времена, с достоинством пережив тяжкие мгновения жизни, всё так же дружно идём по своему, лишь нам принадлежащему, пути…»


Рецензии
Случайных встреч не бывает. Убедилась на собственном жизненном опыте.

Зура Итсмиолорд   19.02.2026 22:52     Заявить о нарушении