Памяти Александра Бирюкова

Александр Владимирович Бирюков, а для нас просто Саша, родился в селе Журавлёвке 7 ноября 1961 года. Родители его в это время работали в колхозе, а когда мальчику исполнилось три года, переехали на жительство в Красный Кут. Думаем, многие краснокутцы их помнят: отец, Владимир Константинович, работал водителем автобуса, выполнял рейсы не только по городу, но и в Саратов, и в Питерку, и в другие далёкие и близкие селения; мама, Надежда Егоровна, всю жизнь трудилась в «общепите»: в столовой школы № 3, в буфете на ж/д вокзале, в кулинарии… Порядочность, честное, добросовестное отношение к труду, любовь к чистоте и порядку – всё это они старались сызмальства привить своим сыновьям – Саше и младшему Олегу. А умение чувствовать и находить красоту в самых обыкновенных вещах – это не только талант от Бога, но и заслуга мамы – любила она украсить свой дом то букетиком степных или садовых цветов, то самодельной вышивкой, то красивой картинкой из журнала или настенного календаря – самыми простыми и доступными средствами. Любимый цвет Надежды Егоровны был жёлтый – радостный и солнечный, нравилось ей создавать вокруг себя праздничное настроение…
Саша подрастал, закончил 8 классов в 3-ей школе, поступил в ССПТУ-7, выучился на тракториста-машиниста широкого профиля. Поступил работать на Краснокутский электромеханический завод. В 1980-м, в год проведения Олимпийских игр в Москве, пошёл служить в армию. От завода ему тогда, как и всем призывникам-заводчанам, вручили новый чемодан. Служил в строительных войсках, в Подмосковье. Через два года вернулся домой, на родной КЭМЗ, да так на нём и работал до пенсии. Любил свой город, любил свою работу, вкладывал в неё душу. За годы работы много раз получал награды: почётные грамоты от руководства КЭМЗ (директор С.Н. Алпатов) и СЭПО, от министерства промышленности и энергетики Саратовской области, благодарности, премии, юбилейную медаль СЭПО. В 2020 году, в дни празднования 50-летнего юбилея КЭМЗ, благодарственное письмо ему от члена Совета Федерации РФ «за долголетний и добросовестный труд и высокий профессионализм» вручал лично Олег Александрович Алексеев. Часто можно было видеть Сашину фотографию на «Почётной доске» предприятия. Должность его была самая обыкновенная: слесарь-ремонтник энергомеханического цеха, да только задачи перед ним ставили непростые. «Работал он на нестандартном оборудовании, и поручали ему самую точную и тонкую работу», - говорит напарник Саши, тоже Александр, по фамилии Бектяшкин. Вместе, в паре, «два Санька», как их называли, проработали на заводе больше двадцати лет. «Надо было использовать разные станки: трубогиб (трубы гнуть), «гильотину»-рубильник, сверлильный станок, сварочный аппарат. Выполняли самые разные заказы, в основном, изделия из металла: разные ёмкости, баки, стеллажи, ворота, двери, сейфы, оборудование для вентиляции, ограждения, скамейки, мангалы и т.д. и т.п. Для детских площадок делали качели, карусель, турники. Наши изделия стояли на детской площадке на городском стадионе, до его реконструкции. Сейчас на проспекте Победы можно увидеть десять цветочниц нашего изготовления с надписью «КЭМЗ», и звезду для «Вечного Огня» у Памятника погибшим тоже мы делали - по предоставленным чертежам».
Но, наверное, самые запоминающиеся изделия двух Александров – Бирюкова и Бектяшкина – это большие световые новогодние фигуры, которые на протяжении уже ряда лет выставляются в конце декабря перед главным входом на КЭМЗ и являются своего рода «визитной карточкой» и завода, и Красного Кута, создавая у жителей и гостей города сказочное рождественское настроение. «Мы делали каркасы для этих фигур, - рассказывает А. Бектяшкин. – Чертежей у нас не было, Саша создавал эскизы – рисунки сам, взяв за основу аналогичные фигуры, виденные на фотографиях. Но это не были точные копии. Он привносил в них что-то своё. Сначала рисовал на бумаге, потом в цеху на полу рисовал контур, и по этому контуру мы начинали сгибать металлическую 8-ми-миллиметровую проволоку. У Саши был художественный талант, как у скульптора, он мне объяснял, что и как – и дальше мы делали вместе. Собирали конструкцию, варили, где надо, сварочным аппаратом. Саша был всегда спокойный, уравновешенный, с ним было легко и приятно работать. Мы понимали друг друга с полуслова… В один год сделали джаз-бэнд из трёх снеговиков: один с гитарой, другой с саксофоном, третий с контрабасом. Мы каркасы сделали, отдали в покраску, потом уже электрики подключились - обвили каркасы гирляндами, сделали иллюминацию. А потом Саша предложил: «Давай, ещё одного снеговика сделаем – с русской гармошкой». Нарисовал – и сделали. Теперь у нас новогодний квартет снеговиков-музыкантов. А ещё Баба Яга в ступе, Три оленя, запряжённые в сани, Медведица с медвежонком, Дед Мороз со Снегурочкой, ёлки, большой новогодний шар, куда можно зайти и сфотографироваться – всё это сделано по Сашиным эскизам. Только не за один раз все эти фигуры создавались, а в течение нескольких лет – в год по две-три фигуры. Примерно месяц мы работали над ними: в конце ноября начинали, чтобы дней за десять до Нового года уже установить. Стоят же они обычно до Старого Нового года…»
Елена Шмадченко, двоюродная сестра Саши, дополняет этот рассказ: «Поклонный крест у села Логиновка, там, где красивая старинная церковь Казанской Божией Матери, - это тоже Сашина работа. Он и эскиз, и проект, и сам Крест делал».
А ещё мы помним Сашу как любящего и заботливого сына. Отец его, Владимир Константинович ушёл рано, не дожив до 65-ти лет. А мама, Надежда Егоровна, прожила 79 лет. Когда она состарилась и заболела, Саша больше года ухаживал за ней, убирал, готовил еду, давал лекарства – выполнил свой сыновний долг до конца.
Саша скоропостижно скончался 19 января 2026 года, в день Крещения Господня. Его смерть стала ударом для родных и близких. Саша был немногословным, мало о себе рассказывал. Но его дела, его творения, которые доставляют людям и пользу, и радость – они остались, и будут напоминать о нём. Светлая ему память!

Елена Шмадченко, семья Бирюковых


Рецензии