19. 2. 2 Формы архетипов для позания

Архетип – это терме в аналитической психологии, который означает структурный элемент коллективного безсознательного. Это врожденные, унаследованные паттерны или образы, которые присутствуют в глубоких структурах психики. Термин происходит от греческого слова «архе» -«первоначальный» и «типос» - «образец» (интернет).

            Из книги «Око духа» Кена Уилбера:

 (стр.431) «Есть масса способов описать архетипы, как они используются вечной философией. Если вы пребываете в безформенной медитации (прекращении или нирвикальпа самадхи), первые феномены, которые вы замечаете, выходя из состояния прекращения, это именно архетипы. Это тонкие формы, звуки, игра света, эмоции, энергетические потоки и так далее. Точно так же каждую ночь, когда вы выходите из глубокого сна и начинаете видеть сны, первые  формы, которые вы видите, это архетипы. В аннуттара тантра-йоги, когда вы выходите из состояния «достижения близости черноты» первые формы, которые вы видите, это архетипы».

                Так ли это?

«Состояние нирвикальпа самадхи (прекращения сознания) субъективно (зрительно) переживается как «слепящая тьма» (серая пустота, парадоксальным образом наполнена сиянием); в аннуттара тантра-йоге это просто чернота, то же бывает при кратковременной потере сознания и при глубокой интроспекции. В отношении образов, предшествующих началу сна со сновидениями, Уилбер не совсем прав, поскольку исследования неоспоримо показывают, что при переходе от глубокого сна ко сну со сновидениями, человек почти просыпается – попадает в «гипнагогическое» состояние, являющееся промежуточным сном со сновидениями и бодрствованием, а не между глубоким сном и сном со сновидениями. Кроме того, архетипы – это вовсе не первое, что человек видит или как-то ещё (например, кинетически) воспринимает в подобных ситуациях; в частности, в зрительной модальности им предшествуют «зрительные константы», прекрасно описанные Арнхеймом. Тем не менее Уилбер прав, говоря, что все эти феномены связаны с активацией ранних (и, возможно, филогенетически наследуемых) структур сознательного представления опыта» (Прим. ред.).

«Общее во всём этом, то что архетипы – это первичные формы, лежащие на границе между каузальным неявленным и первым проявлением  тонкого уровня. Таким образом, они представляют собой и самые ранние формы в инволюции или проявлении (или в движении от каузального Источника) и последние или высшие формы в эволюции или возвращении к Источнику (и, значит, и последние барьеры на этом пути)».

                Архетипы чего? Сознания?

«Как я (Уилбер) уже сказал, эти архетипы проявляются как тонкие формы, свет, энергетические потоки, звуки, исключительно тонкие эмоции и так далее – первые формы бытия, на основе которых будут моделироваться менее высокие формы бытия; первые эмоциональные формы, лишь слабым отражением которых будут всё менее высокие чувства; первые формы явленного сознания, бледной копией которых будет всё менее высокое познание; первые формы ясности, по сравнению с которыми всё менее высокое понимание будет лишь смутным намеком; первой формой звука, глухим отзвуком которых будут всё менее высокие звуки. И, таким образом, архетипы, истинные архетипы, - это Формы нашего собственного высшего потенциала, Формы нашей подлинной природы, призывающие нас вспомнить, кто и что мы на самом деле».

                То есть познание окружающего мира осуществляется с помощью определенных форм сознания  - архетипов? Так время и пространство – это определённые формы, с помощью которых мы познаём (можем познавать). Логика – это тоже одна из форм познания  сознания нашей личности.

«И в конце своего действия они отторгаются и демонтируются – как отбрасывается лестница, которая выполнила свою задачу – и взамен возникает сияющая бесконечность, которая всегда уже просвечивала через все эти заслонявшие её Формы».

                Следовательно, на каждом уровне лестницы свои формы мышления. В конце подъёма разум  (мышление) отбрасывается, остаются только чувства, то есть состояния? Переход в Нирвану? Права ли я?
   


Рецензии