Я сердце оставил в Фанских горах - путевые заметки
Ю. Визбор – песня «Фанские горы» 28 июля 1976 г.
Путевые заметки туриста
1988 год. Сентябрь. Туристическая путёвка на 21 день с семидневным пешим переходом по Фанским горам. Так называемая нулевая категория сложности. То есть спортсменом быть не нужно. Не нужны умения в области пеших походов по горам. Так подразумевалось. Иначе бы так просто такую путёвку не продали или предупредили бы. Ну по логике вещей так и должно было бы быть. И некоторые так и поступили.
Но не я. У меня уже был опыт пешего перехода по Карпатам. Летом с рюкзаком (1984) и зимой – на лыжах (1985). На первом пешем переходе нас научили всему, чему положено знать и уметь туристу: как рюкзак укладывать, как дышать, как ноги ставить при подъеме и спуске. Выдали на прокат всю экипировку: горные ботинки, полукомбинезон и штормовку цвета хаки, Абалаковский рюкзак. Проводник провёл тренировочный поход. Выстроил нас так, как считал нужным. То есть самые неподготовленные должны идти первыми – следом за проводником, тот, кто покрепче – сзади. Я была тогда одной из первых. Почему? Разговор долгий, но главное – из-за лишнего веса.
В 1984 году я окончила ВЗФЭИ. Сдавала экзамены и защищала диплом в Москве. А в СССР с 1979 года начался дефицит продуктов. С прилавков магазинов моего города практически полностью исчезли колбасные изделия, рис, гречка, майонез, сливочное масло, сыры, мясо, птица, консервированный зелёный горошек, не говоря уже о мандаринах, апельсинах, бананах, персиках, грушах, элитная выпечка и кондитерские изделия и т.д. и т.п. В общем основные компоненты «Оливье» в магазинах отсутствовали. Голода не было. Деньги были. Но купить элитных продуктов в областном центре было нельзя. Только в столицах Союзных республик, в Ленинграде и в закрытых военных городках. Кроме того, ощущался дефицит одежды и обуви.
В общем я дорвалась до московских тортов, элитной кондитерки, всяческих мясных и молочных изделий, сливочного масла, сала, майонеза, кофе с молоком и т.д. И весь учебный отпуск на написание диплома и сдачу экзамена я ни в чём себе не отказывала. Я же работала с 17-ти лет. И на высокооплачиваемых должностях. Деньги были. Питалась в ресторанах в обеденный перерыв и вечером (2 года перед этим ездила по командировкам). И вот с этими деньгами я проживаю в студенческом общежитии Москвы несколько месяцев… Я и с раннего детства худенькой не была, а тут… Ну очень хорошо набрала вес. И перед самым госэкзаменом, приезжает ко мне из моего города моя бывшая однокурсница (3 года вместе учились на вечернем). Она и до этого была худощавой. А тут не точно на балерину похожа – на бывшую заключенную Бухенвальда. Я поинтересовалась о методе сброса веса, и она рассказала о Бюро путешествий и экскурсий нашего рода. Вот так я и купила первую путевку и все последующие.
Потом были Крымские горы, потом Кавказ. Так что в Фаны я ехала подготовленной.
Приезжаю в Москву. Беру купейный билет до Самарканда (первая турбаза). Поезд идёт через Актюбинск. Путь пролегает по пустыне степного типа (т.е. барханов нет, а есть малюсенькие кустики травки). Это между Каспийским и Аральским морями.
В купе пара из Бухары (им что-то там около 40). Он – узбек, она – украинка. И мы стали беседовать об особенностях местного климата. Супруг захотел мне показать Аральское море. А фильм «Игла» вышел только 16 сентября 1988. И я его ещё не видела. Только читала о состоянии Аральского моря в журнале «Химия и жизнь». В общем я 2 часа простояла около окна, но моря не увидела. Пустыня. Только в некоторых местах видны были верхушки ивовых деревьев. Ракиты. Такие растут у нас по побережём рек. А там возникла мысль об оазисе.
Пара предупредила о том, что покупать дыни и арбузы на базаре нельзя – они выращены на азотных удобрениях. Они не хранятся. Можно отравиться. Они рассказывали, что помидоры, принесённые с базара, хранятся не более 2-х часов даже в холодильнике.
Я об этом предупредила ребят на турбазе. Моя группа арбузов и дынь не покупала. А соседи таки купили. Арбуз. И вечером съели. И утром, и ночью все дружно бегали в туалет. Выход в горы у них задержался. А нашу группу наоборот отправили в горы на сутки раньше.
В Самарканде у нас была экскурсия по старому городу. Ходили по старинным уличкам. Видели женщин в парандже.
Очень интересная экскурсия в Самаркандское медресе. Посетили старинное кладбище. Нам рассказывали о том, как поступали с телами умерших. Сначала их отдавали на съедение птицам. А вот голые кости и закапывали.
Отправная точка маршрута – это Маргузорские озера. И там, в приюте нам нужно было переночевать 2 дня. Но поскольку в горах в этом времени прошёл сель, и мы вышли на день раньше.
В первый вечер температура была примерно +23-25 оС. А в это время наш проводник мёрз. И он сказал, что к жаре мы совершенно не приспособлены, раз нам комфортно при этой температуре. У них такая температура только зимой.
Конечный пункт путешествия был Душанбе. Мы жили на турбазе. Ночью было очень жарко, душно. Что-то там далеко за +30 оС.
Очень интересно было посетить краеведческий музей. Он расположен около главного рынка. Там представлена была местная живность. Всякие дикие конки, змеи и т.д. Меня заинтересовал стенд, посвящённый тараканам. Самые большие размером и внешним видом похожи на хорошую черепаху.
Запомнилась экскурсия в город Нурек. На Нурекскую ГРЭС. Мы поднялись на саму плотину и видели внизу под собой воду, которую сдерживала эта плотина. Нам рассказала, что если плотина будет прорвана, то в один прекрасный день города не будет существовать. Смоет.
Улетала я из Душанбе. Там было в тени что-то там около +45 о С в тени. А в Москве в это время бы +15.
Свидетельство о публикации №226022100113