Ломать - не строить
Но провинциальная привычка не уметь держать язык за зубами и эмоционально высказываться, не вникая в суть дела, сделала телеграфиста первой жертвой побоев возмущённой толпы. Ну а далее, разгорячённые бунтарским духом рабочие, передавая друг другу слух о том, что якобы, согласно новым царским манифестам, теперь предписывается рабочих и крестьян бить плетьми и вешать, бросили работу и объявили забастовку.
Но бастовать по-русски – не значит сидеть тихо. И заводчане дружно двинулись в контору к управляющему Ивану Васину, а не обнаружив там никого, беспрепятственно стали крушить всё, что попалось под руку.
Разгромив всю мебель, телеграф и кассовый аппарат, порвав бумаги и забрав деньги из кассового стола, толпа переместилась на квартиру управляющего. Квартира мигом была освобождена от всех приглянувшихся ценностей и сбережений. Дальше путь погромщиков и мародёров лежал в отделение по заготовке браги, а оттуда - на мельницу. Пьяные и бравые заводские работники генерала Ивана Андреевича Арапова к ночи принесли своим семьям денег, подарков и хлебных запасов на зиму: мешки, набитые мукой и немолотой рожью.
Ну а куда же смотрели в это время «эксплуататоры трудового народа»?
Пристав Наровчатского уезда Гаврилов со стражниками и полицейскими урядниками прибыл только в пять вечера. К тому времени уже разгорячённая, опьянённая и потому бесстрашная толпа встретила их камнями и палками. Не остановили смутьянов и прибывшие на подмогу властям казаки, которые, видимо, не слышали о царском указе «бить и вешать рабочих и крестьян», и поэтому ограничились только предупредительными выстрелами. Во избежание кровопролития Гаврилов увел свой отряд к деревне Червленой.
Рабочий же класс гулял. К вечеру на заводе уже полыхало пламя, которое быстро перекинулось и на жилища самих рабочих. Точно также разграбили и подожгли усадьбу Араповых в Воскресенской Лашме.
Пьяный «революционный» бунт принёс тогда Араповым убытков на 60 тысяч рублей - по тем временам сумму огромную!
Удалось ли восстановить имение после такого напастья? Судя по тому, что сыновьям Андрею и Павлу выпадет офицерская доля защищать Родину, а с самим Иваном Андреевичем спустя полтора года случится «апоплексический удар» - ответ отрицательный.
Тогда вооружённое восстание декабря 1905 года в Москве, последовавшее за Всероссийской политической стачкой, потерпело поражение. Но революция 1905-1907 годов привела не только к значительным уступкам простому народу со стороны государства, но и к изменению социально-политической системы Российской империи
Царь выпустил Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который предоставлял подданным российской короны больше гражданских и политических прав.
Была провозглашена свобода слова, отменены цензура и выкупные платежи для крестьян, которые до этого предусматривалось выплачивать ещё 20 лет, было разрешено создавать профсоюзы и политические партии. Рабочие получили сокращение рабочего дня и частичную политическую амнистию.
Но рабочие и крестьяне хотели всё как можно быстрее, а реформы, в силу многих причин, тормозились. А тут ещё и Первая Мировая война со всеми вытекающими из неё бытовыми проблемами: голодом, обнищанием, утратой кормильцев в семье … Таким образом, социальное напряжение, вызвавшее Первую русскую революцию, не было полностью снято, а только возросло, что определило предпосылки для последующих революций 1917 года.
Октябрьская революция круто изменила жизнь страны. Большевики принесли измученному народу надежду на мирное равноправное существование. Но в Пензенской губернии свободу поняли так, как в словах гимна: «Весь Мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…». Только вот, что будет затем, никто тогда не задумывался.
По всей губернии покатился вихрь грабежей и страшных хладнокровных убийств, ставший кошмаром для обывателей. Самые злобные элементы противоборствующих сторон сколачивали банды, а горожане «по - проще» громили магазины и резали «буржуев» из-за угла. Владельцы предприятий и имений тщетно делали попытки призвать губернские и центральные власти к защите своих владений, установления порядка. Из дневника Председателя пензенского Губкома В.В. Кураева: «Когда закончилась полевая страда, по губернии пошел гулять «красный петух» крестьянских восстаний. К ноябрю только в Наровчатском уезде разгромлено 30 имений…».
В ответ на покушение на жизнь В.И. Ленина в Пензе начались аресты «бывших» и массовые расстрелы. Не церемонились и в уездах.
*
Василий Владимирович Кураев (1891 П -1938) в декабре 1917 года по указанию В. И. Ленина с группой большевиков (матросов Балтийского флота, латышских стрелков) прибыл в Пензу для установления Советской власти.
Был избран председателем губернского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В 1918 г. участвовал в разгроме чехословацкого мятежа; был одним из организаторов подавления крестьянского восстания в пяти волостях Пензенской губернии. В 1919 году Кураев решительно выступил против бесчеловечных методов подавления крестьянского мятежа в с. Кучка психически неуравновешенной большевичкой Евгении Бош. Из-за возникшего местного конфликта Василия Владимировича перевели в Москву.
С 1920 г. - член наркомата земледелия РСФСР, работает в Наркомземе, Госплане СССР и РСФСР. Занимается журналистикой. Весной 1933 года за критику исключен из членов ВКП(б), арестован и сослан на Урал. Весной 1936 г. повторно осуждён и сослан в Магадан на 5 лет. За ведение в заключении дневников, которые носили, по мнению следователей и суда, контрреволюционный характер, расстрелян 10 января 1938 года.
Посмертно реабилитирован. В Пензе именем Кураева названа бывшая улица Нагорная.
Далее: Город Ковылкино http://proza.ru/2026/02/21/1571
Свидетельство о публикации №226022101569