Близкие родственники академика М. А. Лаврентьева

ПРОДОЛЖЕНИЕ МИНИАТЮРЫ  [1].

Слева на приведенном выше фрагменте фотографии  будущий академик Михаил Лаврентьев  запечатлен  в возрасте 11 лет с отцом и матерью. Данная фотография была выполнена  в 1911 году в германском городе Геттингене,  где отец Михаила (стоит слева от него)  находился в длительной командировке. 

На центральной фотографии, выполненной в  1932 году, изображена в возрасте 30-ти лет жена Михаила Алексеевича Лаврентьева, Вера Евгеньевна, (урожденная  Данчакова),  вместе с трехлетним  сыном Михаилом (Михайловичем), также ставшим ученым-математиком, академиком АН СССР.   

На последней фотографии  изображена  мать Веры Евгеньевны и теща  Михаила Алексеевича,  знаменитый врач  Данчакова Вера Михайловна (1879 - 1950).      

Приступая к рассказу о близких родственниках академика М.А. Лаврентьева, я намеревался поначалу сделать это с помощью Алисы, к которой обращался неоднократно  при написании многих своих миниатюр на «прозе.ру».   

Но вскоре Алиса  «забуксовала»  и стала давать неоднозначные ответы на некоторые запросы, касающиеся  членов семейства Лаврентьевых, вставляя, например,  в биографию отца фрагменты биографии  его сына. 

Поэтому я переключился  на  известную книгу «Век Лаврентьева», изданную в Издательстве СО АН СССР в 2000 г. [1] , в которой  элементы биографий  членов  семьи Лаврентьевы  описаны  более точно, чем  это «делает»  Алиса.
 
Вот что сообщил о своих годах детства и юности сам академик М.А. Лаврентьев:

«Мои родители были коренными жителями Казани. Отец, Алексей Лаврентьевич Лаврентьев (родился в 1875 году), был незаконнорожденным и воспитывался в чужой семье. Детство его было очень тяжелым, и сам он о нем никогда нам не рассказывал. После гимназии юноша поступил в университет и жил самостоятельно, на стипендию. 

Мать, Анисия Михайловна Попова, родилась в 1863 году. Отец матери - солдат, навещал свою жену (мою бабушку) один-два раза каждые два года и снова возвращался в армию.

Он умер сравнительно рано и оставил семью в пять человек - три девочки и два мальчика. Мои тетки рано овдовели и стали сельскими учительницами, мои дяди тоже умерли рано (они также получили образование). Мать кончила приходскую школу, до замужества работала  портнихой.   Родители поженились в 1895 году, когда отец  после окончания университета  получил место учителя математики в Казанском техническом училище.

Вскоре после женитьбы отец с матерью поселились на окраине Казани, в месте, которое называлось «Дача Новиковой». 

Несколько слов о «Даче».   Купчиха Новикова приобрела на окраине Казани лесной массив площадью примерно в 3-5 квадратных километров и построила  здесь  около 20 деревянных домов на одну, две и четыре квартиры. Небольшая часть площади была засажена фруктовыми деревьями, а основная часть площади осталась нетронутой в виде парка. <--->.   

Мои родители поселились в четырехквартирном доме. Вместе с нами жили также моя бабушка, мои двоюродные сестры и двоюродный брат (их мать была сельской учительницей и поместила их у нас, чтобы они могли учиться в гимназии).

Сохранились в памяти бабушкины рассказы. Хотя она научилась читать самоучкой, но читала очень много и обладала исключительной памятью /////. 

В 1910 году отец успешно сдал магистерский экзамен по механике в Казанском университете и был командирован на два года за границу, в тогдашние центры математической науки – вначале в Геттинген, а затем - в Париж.

Выехали в том же году осенью. В Берлине была пересадка. ////// В Геттингене поселились в двухкомнатной квартире недалеко от университета на окраине города.

Меня устроили в немецкую школу. Язык я знал совсем плохо, и хотя мне было десять лет, попал в первый класс, где в основном учились восьмилетние. ///////В школе я оказался в изоляции - на меня показывали пальцем - russe, russe. Учитель также был недружелюбен.  //////   

Приведу теперь ниже  три кратких фрагмента  биографии  отца  М.А. Лаврентьева, первый из которых (самый  ранний)  содержится в материале  новосибирской журналистки Анжелиной Дерябиной, выставленном  в открытом доступе в интернете.   

Подготовила  она его на основании общения с консультантом издателей книги  «Эпоха Лаврентьева»,  Натальей Притвиц.

«Свою фамилию прославившаяся впоследствии династия ученых-математиков Лаврентьевых получила не  по наследству. Алексей Лаврентьевич Лаврентьев, Мишин отец, профессор Казанского, а затем Московского университета  был незаконнорожденным.

Появился на свет он в Париже в 1875 году, куда его мать отправили  рожать, а фамилию и отчество получил от имени священника Лаврентия, крестившего его в одном из парижских соборов.

Алексей Лаврентьевич не знал матери и воспитывался в чужой семье. Детство его было тяжелым, и об этом времени он никогда не говорил.

«Происхождение Алексея Лаврентьевича таинственно», – рассказала консультант группы прессы президиума СО РАН  Наталья Притвиц,  хорошо знавшая академика и его семью. 

«Михаил Алексеевич никогда специально не интересовался этим вопросом,  но внук его, Алеша, нарушивший семейную традицию – он не математик, а филолог, – был в том соборе, где крестили прадеда, хотел разузнать что-нибудь о его матери. Однако это ему не удалось».

Сопоставив оба приведенных выше фрагмента, можно увидеть одно противоречие.  Так сам академик  М.А. Лаврентьев называл  своих родителей коренными жителями Казани, что не вполне согласуется  с тем фактом, что его отец был рожден в Париже.

Однако, не заостряя на этом внимания, продолжу  рассказ об отце Михаила Алексеевича.

Нужно сказать, что  второй фрагмент его биографии – период  жизни в Казани - является наиболее  информативным, т.к. его биография  сохранилась в Летописи Казанского  университета, находящейся  в одном Казанском музее.  Вот что в ней сообщается:               

«5 сентября 1876 года - родился Алексей Лаврентьевич Лаврентьев (1876-1953) – преподаватель математики и физики, коллежский советник. 
Окончил он 1-ю Казанскую гимназию с золотой медалью и в 1893 году поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета.

Получал стипендию Министерства народного просвещения. Окончил университет в 1897 году с дипломом I степени.  Стажировался у профессора физики Императорского Казанского университета Николая Петровича Слугинова (1854-1897).

Преподавал математику и физику в Самарской женской гимназии, а с 1899 года – в Казанском промышленном училище.

Постановлениями Педагогического совета от 28.09.1899 г. и 09.01.1903 г. он дважды избирался библиотекарем училища. 

Одновременно с 1906 года в Казанском университете Лаврентьев А.Л. – лаборант кафедры практической механики, а с 1909 года – приват-доцент кафедры механики. 
В 1910-1912 гг. в качестве профессорского стипендиата  находился в научной командировке в Геттингене и Париже.  Награждён орденом Св. Станислава III степени.

Нужно сказать, что следующий период жизни семьи А.Л. Лаврентьева  после возвращения ее из Парижа до переезда  в  начале 1920-х  годов  из Казани в Москву нигде не описан. 

Довольно кратко выглядит и последний,  московский  период его жизни Александра Лаврентьевича: «В  1921 году он уехал в Москву, преподавал в Лесном и Политехническом институтах, а также в Московском высшем техническом училище. Награждён орденом  Св. Станислава III степени.»   

Переключимся теперь на вторую фотографию, на которой  запечатлена в молодые годы жена академика М.А. Лаврентьева вместе с их первенцем,  Михаилом. 

Ниже приведена ее краткая биография.

Родилась Лаврентьева Вера Евгеньевна, урожденная Данчакова,  в 1902 году в Цюрихе, где её мама, профессор  биологии  В.М. Данчакова,  запечатленная на фотографии справа,  занималась в то время преподаванием. Потом было  московское детство и 12 лет в Америке. Биологическое образование  она также получила за границей.

В 1926 году семья переехала в Москву. Какое-то время жила в Америке, где была профессором Колумбийского университета.

В Москве Вера Евгеньевна в 1928 году познакомилась с Михаилом Алексеевичем Лаврентьевым — математиком, будущим организатором науки в Сибири, и в этом же году вступила с ним в брак. 

Вера Евгеньевна, как и ее мать,  была биологом, причем  свое  биологическое образование  она получила за границей.

В последующие годы она помогала Михаилу Алексеевичу в зарубежных поездках — была его переводчиком.  Учила английскому и французскому  языкам учеников М.А. Лаврентьева из первого десанта физтеховцев в бараке Золотой долины — первого поселения будущего Академгородка.  Организовала в Академгородке неофициальный детский сад.

Убеждала Михаила Алексеевича, что надо чаще создавать возможности для молодых учёных бывать за рубежом - знакомиться с культурой других стран, а не только с наукой. 

Свободно владела английским, французским и немецким языками.

У Веры Евгеньевны и Михаила Алексеевича Лаврентьева родилось двое детей -  сын — Михаил  (1932–2010) — академик РАН, учёный-математик  и дочь  Вера, родившаяся  на четыре года позже.

В 1957 году Вера Евгеньевна отправилась за мужем в Новосибирск, где супруги прожили 28 лет.

А в 1975 году Лаврентьевы уехали в Москву, но после смерти Михаила Алексеевича Вера Евгеньевна вновь вернулась в Академгородок.  Проживала на окраине Академгородка в старой уже избе, где она когда-то жила с мужем.

Умерла супруга  М.А. Лаврентева в 1995 году, на 5 лет позже его, причем похоронили Веру Евгеньевну рядом с мужем на кладбище новосибирского Академгородка.   

В статье на смерть Веры Евгеньевны научный журналист   Замира Ибрагимова написала, что Лаврентьева «была атмосферо - образующим центром пионерского поселения из щитовых бараков, набитых восторженной молодёжью, рванувшей из столицы   за почитаемыми своими учителями — создавать Сибирь научную».   

Приведу в заключение элементы биографии тещи академика М.А. Лаврентьева, запечатленной на приведенной выше фотографии,  «позаимствованные» из Википедии.

«Вера Михайловна Данчакова (в девичестве Григоревская) — российский и американский анатом, клеточный биолог, эмбриолог. Известна как исследовательница стволовых клеток.

Родилась она 21 марта 1879 года в Санкт-Петербурге (Российская империя), причем в свои молодые годы, вопреки воле родителей, выбрала естественные науки.

Однако в 1897 году из-за невозможности получить университетское образование на родине уехала в Швейцарию и поступила на медицинский факультет Лозаннского университета, где начала первые научные исследования.  За работу о гистологическом строении эпифиза рептилий получила премию де Серенвилля.

В Швейцарии Вера Михайловна  познакомилась с Евгением Фёдоровичем Данчаковым - студентом медицинского факультета того же университета.  При этом в 1900 году они зарегистрировали брак в посольстве России в Швейцарии, а в 1902 году у них родилась дочь, которую также назвали  Верой.    

Вернувшись в Россию в 1903 году, Вера Михайловна сдала экзамены на степень врача в Императорском Харьковском университете. А позже,  в  1903–1904 годах, стажировалась у известного гистолога А.А. Максимова в Императорском институте экспериментальной медицины.

В 1905 году сдала экзамен на степень доктора медицины в Императорской военно-медицинской академии. А в 1908 году Данчакова стала доцентом кафедры гистологии и эмбриологии в Императорском Московском Университете — первой женщиной-профессором в России. Однако ей не разрешили стать приват-доцентом из-за ее пола.

В 1915 году Вера Михайловна  эмигрировала в США, где в Рокфеллеровском и Колумбийском университетах совершила прорывные открытия.

Так в 1916 году она доказала, что все кровяные клетки происходят из единой стволовой клетки (основа гематологии), а  в 1919 году открыла иммунную функцию стволовых клеток — способность «переваривать» опухолевые клетки (фундамент иммунотерапии).

В 1926 году Данчакову приглашали  вернуться в Советский Союз, чтобы организовать биологический институт в Останкино, на окраине Москвы, но Вера Михайловна  не приняла этого приглашения.

А в 1934 году  она оставила Колумбийский Колледж и до 1937 года работала на кафедре гистологии и эмбриологии Литовского университета медицинских наук, опубликовав  много книг и научных работ.

Скончалась она в 1950 году от рака спинного мозга в Лозанне.   

Нужно сказать, что М.А. Лаврентьев ни разу не встречался со своей тещей, а о его возможных контактах с ней (письмах и телефонных разговорах ничего не известно). 

Тем не менее, в характеристике Лаврентьева для Управления кадров АН СССР отмечалось, что тёща учёного, профессор биологии  Вера Михайловна Данчакова, проживала в США.

ПРИМЕЧАНИЯ 

1. Владимир Варнек.  Первый руководитель СО АН СССР М.А. Лаврентьев . Сайт «проза.ру».
2. Век Лаврентьева / Сост. Н.А.Притвиц, В.Д.Ермиков, З.М.Ибрагимова. - Новосибирск: Издательство СО РАН, филиал «ГЕО», 2000.

В.В. --- 21.02.2026 г.


Рецензии