Последний поход. Памяти Виктора Губина посвящается
Всё как-то не задалось с самого начала. Двое участников не смогли пойти в поход и снялись со старта. Им не дали отпуск. Затем в Чите в областном туристическом центре по ряду причин не утвердили их заявленный маршрут. Но отказаться от похода уже не было сил, невозможно! Решили пойти сами другим маршрутом по тем же примерно местам.
Кодар. Это природный уникальный горно-таёжный комплекс в бассейнах рек Витим и Чара в Забайкалье. Составили маршрут: первую половину пути пройти по тайге пешим ходом, а вторую сплавиться на плотах по лесной речке до поселка "N", а там уже автобусом до Читы. Первоначально они готовились к пешему походу по таёжным ущельям Кодара, сплав не предусматривался, и спасательных жилетов не было в снаряжении. Да и готовить их было уже некогда. (Тогда жилеты делали сами, из пенопласта). Ну, какие опасности могут быть на тихой таёжной речке? Ни тебе порогов, ни перекатов.
Вышли на маршрут. Их было пятеро: Виктор Губин, Денис А., Александр К., Павел Я., Галина Б. Руководитель – Губин. Четыре парня и одна девушка - Галинка. Красивая девчонка. Все парни были в неё тайно немного влюблены, кроме, пожалуй, Виктора. Но Виктор... - это особая история!
У него уже была любовь ещё со студенчества. Случилось так, что два друга влюбились в одну и ту же девушку, но она выбрала Витиного друга, разбив Виктору сердце. На пятом курсе он был свидетелем на их свадьбе... Он продолжал любить её, только её одну, и у всех девушек мира не было ни единого шанса. А Галинке он нравился. Он был постарше других. Спокойный, немногословный, улыбчивый и очень надёжный. Ребята его уважали. Он был цементирующим ядром турклуба. Собственно, и клуба-то никакого не было до его приезда в Краснокаменск.
Итак – поход! Шли по таёжным охотничьим тропам, места дикие, малохоженные. Вечерами костёр, гитара, баловались супчиками из рябчиков. У Виктора было ружьё, и он добывал пару-тройку птичек каждый день. Один раз добыл тетерева, был праздник живота: Галинка прекрасно справлялась с ролью поварихи. Всё было отлично! Но ГНУС!!! Эти наглые твари жрали их беспощадно! Спасались, как могли: накомарниками и дымокурами. Поэтому все вздохнули с облегчением, когда вышли в заданную точку к реке. У бегущей воды гнуса почти не было.
За пару дней соорудили два отличных плота. Даже деревья рубить не пришлось - вдоль берега валялось достаточно плавника. Река оказалась сплавной, но сейчас был не сезон. Речка спокойная, не очень широкая. Плыви и наслаждайся. Они и наслаждались. Первый день сплава был солнечным, тёплым и ленивым. Такая нега вокруг была разлита! Было просто немыслимо себе представить, что среди этой красоты и гармонии может что-то случиться!
НО - СЛУЧИЛОСЬ. На следующий день. На реках во время сплава леса иногда бывает, что бревно цепляется за донные коряги или береговые корни, застревает и перекрывает собой путь другим брёвнам, которые нагромождаются друг на друга в целые баррикады, сужая русло реки и убыстряя течение воды. Это называется - залОм. Течение в таком месте быстрое и бурное, как на горных реках.
Первый плот влетел в такой залом, выскочив из-за поворота. Течение внезапно ускорилось, одно весло застряло где-то под водой, плот закрутился, встал на дыбы и перевернулся. Виктор, Пашка и Галинка посыпались в бурлящую воду. Спасательных жилетов не было…
Пашка быстрее всех выбрался на брёвна и помог выбраться Галинке, она кашляла и отплёвывалась, нахлебавшись воды. Где Виктор? Его не было видно. И тут он его увидел... Его лицо виднелось в бурлящей воде не более, чем в тридцати сантиметрах от поверхности. Они смотрели друг другу в глаза, одна рука Губина периодически появлялась в брызгах воды, и Пашка схватил эту руку, почувствовав, как пальцы Виктора сомкнулись на его руке. Он потянул, вложив все силы, но всё было безнадёжно...
Виктора затянуло ногами вперёд под брёвна, где он основательно застрял. Пашка был в отчаянии, он НЕ МОГ ему помочь! Хватка Виктора ослабевала. Никогда Пашке не забыть то последнее рукопожатие!..
Тем временем Шурик с Денисом, выскочив из-за поворота на втором плоту, спустя пару минут после катастрофы с первым плотом, бросились на помощь. Им удалось причалить к берегу, и они, обмотав Шурика верёвкой, полезли на брёвна. Шурик нырнул в воду, намереваясь освободить застрявшие ноги Виктора. С огромными усилиями они, помогая друг другу, втроём вытащили своего товарища на берег. Виктор уже не подавал признаков жизни... Сколько может не дышать человек под водой?!
Галинка сидела на берегу, скорчившись и дрожа, и огромными глазами на оцепеневшем лице созерцала все эти события. Время для неё изменило свой привычный ход. Ей казалось, что всё происходило очень медленно и долго, и она не понимала: почему, почему они не могут быстрее? В реальности прошло меньше десяти минут...
Потом в течение часа ребята делали Вите искусственное дыхание, будучи не в состоянии осознать весь этот немыслимый ужас, произошедший с ними и с Виктором! Всё было уже кончено...
Витю укутали и уложили в палатку, а сами, прижавшись, друг к другу, улеглись в другую. Всю ночь Галинка то плакала, то тихонько выла. А ребята ничем не могли её утешить, только покрепче обнимали и гладили по волосам... ОГРОМНОЕ ГОРЕ навалилось камнем на их плечи, на их Души...
Утром сделали носилки. Плыть дальше на оставшемся плоту не рискнули. Первый плот разнесло вдребезги, но рюкзаки удалось вытащить. До ближайшей деревеньки 20 километров ребята несли своего друга по очереди. К вечеру добрались до людей. Деревенька была брошенной, полупустой, всего несколько жилых домов. Телефона не было. Но мир не без добрых людей. Им помогли: покормили, выделили сеновал для отдыха, и один мужичок вызвался отвезти их утром на лошади с телегой в ближайший посёлок, где есть телефон.
Утром, устроив Виктора на телеге, отправились дальше. Когда добрались до посёлка и телефона, удалось дозвониться до Читы и попросить о помощи. В посёлке им тоже помогли. Накормили и пустили переночевать, а утром за ними прилетел спасательный вертолёт и отвёз их в Читу. Там они разделились. Пашка и Денис возвратились в Краснокаменск, а Галинка с Шуриком отправились сопровождающими с Виктором.
Летели самолётом до Томска, потом ехали машиной до родного посёлка Вити - Моряковки. ВОТ ТЫ, НАКОНЕЦ, И ДОМА, ВИТЯ!
Что творилось с родителями и семьёй, когда ребята привезли Виктора, словами не передать... Хорошая, уважаемая семья, односельчане шли и шли выразить им своё сочувствие и соболезнование. Похоронили Виктора утром на девятый день, хоронили всем посёлком.
Ему было 26 лет...
Свидетельство о публикации №226022100735
И я его хорошо знала. И ты, Лена, его хорошо знала...
Мне кажется, что мы можем общаться с тобой на "ты". Правда?
Очень пронзительный рассказ. Пережить потерю друга в любом возрасте трудно, а в таком раннем - невероятно сложно, невыносимо больно. Проходят годы, мы стареем, а он остаётся в нашей памяти всегда молодым. Спасибо, Лена, за рассказ.
Клавдия Селезнева 21.02.2026 17:39 Заявить о нарушении