Байка о переносе памятника Минину и Пожарскому

        Фото из доступного интернет

        Минин и Пожарский являлись предводителями Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России.

         В 1808 году жители Нижнего Новгорода подняли вопрос о возведении монумента памяти Кузьме Минину и князю Пожарскому, собрав по подписке средства на его проект и установку. Император Александр I поддержал обращение, дав разрешение на открытие конкурса. По результатам отбора лучшим проектом была признана работа Ивана Мартоса, которую и утвердили в ноябре 1808 года к созданию монумента. Монумент состоит из бронзовой скульптурной группы и гранитного пьедестала с бронзовыми барельефами. Пьедестал украшен барельефами с двух сторон и надписью: «ГРАЖДАНИНУ МИНИНУ И КНЯЗЮ ПОЖАРСКОМУ БЛАГОДАРНАЯ РОССІЯ. Л;ТА 1818». 
        20 февраля (4 марта) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника на Красной Площади Москвы.

        Спустя более семидесяти лет (в 1893 году), на Красной площади было воздвигнуто величественное здание Государственного универсального магазина, ставшего в дальнейшем привычным под наименование «ГУМ».

        После установления Советской Власти вошло в традицию осуществлять захоронение на Красной площади у Кремлёвской стены видных деятелей борьбы за Революцию. Там же, после кончины Ленина, был сооружён и Мавзолей, в котором с тех пор покоится тело «Вождя Революции».  Первый (деревянный) мавзолей возвели в январе 1924 года, второй (деревянный) мавзолей — в мае 1924 года, третий (каменный) мавзолей был построен к октябрю 1930 года.

        Так уж получилось, что все три этих знаменательных сооружения находились по одной прямой в центре Красной площади – главный вход в ГУМ, монумент Минину и Пожарскому и мавзолей Ленина. Восприниматься это могло так, что Минин, как бы указывает рукой на мавзолей и что-то спрашивает у князя Пожарского.
        Байка о сути его вопроса незамедлительно родилась и распространилась по стране. Вот она:
                ***
        Скажи-ка, Князь, какая мразь
        Здесь в мавзолее разлеглась?
        Там, где казнили Пугача
        Лежат консервы Ильича
                ***
        Автор этого четверостишья был, конечно, неизвестен. Но сам стишок, видимо, дошёл до нужных ушей. И, возможно поэтому, при очередной реконструкцией Красной площади в 1931 году монумент Минину и Пожарскому переместили к Покровскому собору (больше известному в народе как «Храм Василия Блаженного»).

        P.S. Обратите внимание на то, что это четверостишие «ходило» по стране ещё до начала «сталинских репрессий», набравших силу во второй половине тридцатых годов. Тогда были живы и могли относительно свободно творить такие популярные поэты и писатели, как Осип Мандельштам, Даниил Хармс, Исаак Бабель, острый на язык Карл Радек, Заболоцкий Н.А., Смеляков Я.В… Все они, и многие, многие другие талантливые люди России будут просто физически уничтожены в сталинских застенках.
        Было живо ещё множество людей, непосредственно общавшихся с Лениным и достаточно хорошо знавших «Ильича» с разных сторон его жизни.
        Перед «моим» поколением Владимир Ильич предстал уже в образе Монумента, Великого, Непогрешимого, «самого человечного Человека», почти Святого в безбожной стране.
        А ведь есть Божья Заповедь: "Не сотвори себе кумира"
        Но о Боге больше говорят, чем прислушиваются к Нему.


Рецензии