Тот самый Кубок Канады

Кубок Канады 1981 года. Первый элитный турнир, который я посмотрел по советскому чёрно-белому ТВ. Запись в общую тетрадь результатов матчей почти каллиграфическим почерком и вклеенные вырезки фото из газет – мы выписывали «Советский спорт» и «Известия», и в 9 утра я бежал к почтовому ящику кооперативной квартиры на ул. Челюскинцев, где тогда жил с дедушкой и бабушкой. Зная наизусть, что хоккей на последней полосе, жадно хватал и переворачивал газету, рассматривая фото.

На днях сел пересмотреть уже в цветном изображении последний матч группового этапа Канада – СССР в Монреале. Просмотр прерывался паузами каждые 2-3 минуты.

Вот Уэйн Гретцки уже на 58-й секунде неуловимым бэкхэндером закидывает шайбу в верхний угол ворот Владимира Мышкина. Выглядит круче нынешних лакроссов, и главное – решение продиктовано логикой эпизода.

Вот классно катит Боб Гейне – тот самый, что сегодня в роли генменеджера Миннесоты дал рекордный контракт Кириллу Капризову. Бросок в штангу.

Вот Ги Лафлёр классно замыкает в касание пас Уэйна Гретцки. Его лицо крупным планом на скамейке. Лафлёр играет без шлема – длинные волосы, рок-н-ролл и мечта канадских женщин.

А это Ларри Робинсон. Защитник с крутейшими навыками для атаки. Тоже без шлема. В середине 80-х я хихикал, что хит Юрия Чернавского в исполнении Аллы Пугачёвой Роби-Роби-Робинсон посвящён ему.

А вот Марсель Дионн. Элитный снайпер с длиннющей карьерой с 1971 по 1989 годы. Детройт, Лос-Анджелес, Рейнджерс – и ни одного Кубка Стэнли.

Тогда, восьмилетним ребёнком, я воспринимал эти лица как воплощение огромного зла. Спасала святая убеждённость, что наши никогда никому не проиграют – мы выиграли Кубок Вызова в Нью-Йорке у сборной НХЛ-79, победим и здесь. В середине второго периода при счёте 0:2 пропадает сигнал из Монреаля и вместо Николая Озерова из московской студии включается лучший для меня комментатор всех времён Евгений Майоров. Ощущение, что игроки на льду тоже слышат его мудрый голос со всегда взвешенными оценками. Ларионов и Шепелев быстро сравнивают счёт – 2:2. Снова пауза, чтобы отмотать-пересмотреть гол Сергея Шепелева. В сегодняшней НХЛ – просто классное исполнение, иногда доступное и парням из низших звеньев, по тем временам – космос.

В третьем периоде при счёте 2:2 канадцы забросят нам 5 шайб за 7 минут. Я уйду играть во дворе с мальчишками – сентябрь, ещё тепло, многие окна девятиэтажки приоткрыты и отовсюду раздаются звуки хоккейного репортажа. Мои аналитические оценки исчерпываются фразой «Мышкин – дырка!». Соглашаясь с экспертным мнением, друзья по двору свистят, засунув в рот два пальца: дырка! (Я так и не научился свистеть, поэтому стал понемногу записывать обрывки мыслей). Запоздалую шайбу Фетисова я не увижу, сборная СССР проиграет 3:7, через день выиграет полуфинал у Чехословакии (4:1), а Канада обыграет США с тем же счётом, чтобы 13 сентября разыграть Кубок в финале с СССР. Этот матч стал легендой советского хоккея, в отличие от того, что пересмотрел я. 8:1 – и в чью пользу, можно не писать.

Но я снова мысленно возвращаюсь в тот, полный горечи от крупного проигрыша наших, вечер. Дед разговаривает по телефону с другим дедом, а я подслушиваю. Связь отличная, слышны реплики обоих дедов: «Да, я говорил, что Мышкин сгодится как первый вратарь на 1-2 игры, если угадать с его формой. Как твёрдый основной он не годится. Да понял я Витьку (Тихонова – примеч.) – дал отдохнуть перед полуфиналом возрастным Владику и Ваське (Третьяк и Васильев – примеч.). Нам не так важно, с кем играть – чехи или американцы. Всё равно финал с Канадой через четыре дня. Уверен. Эти 7:3 Канаду могут усыпить»…

Дед по отцовской линии имел право на «Витьку». Тихонова, начинающего игрока команды ВВС он знал с 19-ти лет. И после каждой игры Кубка Канады созванивался с Москвой, чтобы обсудить увиденное с предыдущим тренером сборной СССР Борисом Кулагиным по прозвищу «Шеф». Или Шеф звонил сам – междугородние трели я знал наизусть.

А тогда, 9 сентября 1981-го, юный отпрыск не выдержал и вмешался в разговор двух экспертов. Я влетел в комнату и проорал: Мышкин – дырка!!! Продули!!!

Оба деда засмеялись. А потом напомнили: послезавтра – полуфинал. А сейчас – спать. Мы всё равно выиграем.

1981-й, осень, Кубок Канады, дворик в ныне дорогом микрорайоне Самары, проводной телефон, телевизор «Каскад», чёрно-белые кадры и газеты из почтового ящика. Настолько другая жизнь, что поведать о ней почти невозможно.

Но я всё помню.


******


Несколько уточнений к Кубку Канады-1981:

– Сборная СССР приехала на Кубок Канады 1981 года с заметно обновлённым после провала на Олимпиаде в Лэйк-Плэйсиде составом (звено Ларионова вместо звена Михайлова) и с вестью о смерти в автокатастрофе Валерия Харламова. Никакой «Красной Машины» тогда не было (термин родился в 1983 году в Миннесоте во время турне СССР по НХЛ), и нас рассматривали как молодую перспективную команду, но не фаворита. Большинство канадских обозревателей сходились во мнении, что финал, как и в 1976 году на первом Кубке разыграют Канада и Чехословакия. ЧССР и впрямь сыграли достойно, на предварительном этапе сведя вничью игры с СССР (1:1) и Канадой (4:4).

– Виктор Васильевич Тихонов не пускался на «военную хитрость» в первом матче с Канадой, проигранном 3:7. Он не выбирал соперника (проиграв, мы вышли в полуфинале на ЧССР, в случае победы играли бы с американцами). После разгрома максималист Тихонов обрушился с критикой на игроков, хотя сам дал отдохнуть лидерам Третьяку и Васильеву, чтобы они вышли свежими на полуфинал. Но сложилось так, что Владимир Мышкин провёл неудачный матч, хотя спасал нас два периода, и 2:2 на табло после сорока минут игры – его заслуга.

– Крупная победа сборной СССР в финале – следствие не только синтеза молодости, зрелости и мастерства под началом Виктора Тихонова. Канадцы в самом деле переоценили свои 7:3 в первой игре, а Скатти Боумэн явно не угадал с выбором голкипера – следовало поставить основным хорошо сыгравшего против нас Дона Эдвардса, а не Майка Льюта, заметно дрогнувшего при счёте 1:4.

– Скатти Боумэн, самый титулованный тренер НХЛ, так и останется умным адептом советского хоккея в Северной Америке. 14 лет спустя после крупнейшего фиаско в Монреале он создаст Русскую Пятёрку в Детройте, выигравшую два Кубка Стэнли.


На фото: Канада – СССР, Ги Лафлёр снова идёт в атаку под рёв двадцатитысячного монреальского «Форума».

В колонках – Круиз, «Как скучно жить без светлой сказки». Тоже нестираемое из той эпохи.      

   


Рецензии