Квантовая механика король голый?
1. Введение (Краткий ликбез)
Что такое квантовая механика одним абзацем: про микромир, где всё не как у людей.
Главный принцип — неопределённость: нельзя знать и где частица, и куда летит одновременно. Как с монеткой, которая крутится — пока не поймаешь, непонятно, орёл или решка.
Самый знаменитый пример — кот Шрёдингера (кот, который будто бы и жив, и мёртв одновременно).
2. Опыт Юнга с двумя щелями — краеугольный камень
Суть опыта: светят на две щели, получают полоски. Если свет — волна, то полоски от интерференции. Если частицы — должны быть две полоски.
Дальше — самое интересное: стреляют по одному фотону. И они всё равно выстраиваются в полоски! Значит, каждый фотон проходит через обе щели сразу и интерферирует сам с собой.
А если поставить детектор у щели, чтобы узнать, через какую пролетел, — полоски исчезают. Фотоны начинают вести себя как честные частицы.
Вывод (который нам продают): "наблюдатель влияет на реальность". Частица ведёт себя по-разному, смотрят на неё или нет.
3. Первый абсурд: где границы у "наблюдателя"?
Вопрос: а кто такой "наблюдатель"? Человек с глазами? А если паук с 8 глазами будет смотреть — он наблюдатель? А муха с фасеточными глазами?
Дальше — больше. В опыте Юнга воздух в комнате — это триллионы молекул. Каждая из них может столкнуться с фотоном и получить информацию о нём. По логике "наблюдения", интерференция должна исчезнуть. Но она есть.
А если выкачать воздух (вакуум), там всё равно есть флуктуации, виртуальные частицы. Они тоже "наблюдают".
Выходит, что "наблюдатель" — это какое-то размытое понятие, которое можно натягивать как угодно. Если подходить строго, наблюдение происходит всегда и везде. Тогда откуда вообще берётся интерференция?
4. Второй абсурд: кот Шрёдингера разобранный
При чём тут кот вообще? Шрёдингер его приплёл специально, чтобы показать абсурд.
Сам процесс: атом может распасться, может нет — 50 на 50. Если распался — срабатывает счётчик, разбивается колба с ядом, кот умирает.
Нюанс первый: счётчик Гейгера — это уже наблюдение. Когда он сработал или не сработал, никакой суперпозиции уже нет. Кот просто получает команду, жив или мёртв. Но время действия яда — минуты. За это время кот как макрообъект давно вышел из любого квантового состояния.
Нюанс второй: сам кот в ящике. Он же видит, слышит, чувствует запах. Он — живой наблюдатель. Почему его восприятие не считается? Потому что тогда никакого парадокса не будет — кот всегда знает, жив он или нет.
Нюанс третий: если уж быть честными, то кот должен находиться в бесконечном множестве состояний (на 1% мёртв, на 2% мёртв...), потому что процесс отравления — не мгновенный. Но об этом молчат, потому что это рушит красивую картинку.
5. Третий абсурд: что такое суперпозиция и сколько у неё лиц?
Говорят, что частица может быть во всех состояниях сразу. Сколько их? Оказывается, бесконечно много.
В опыте с двумя щелями это как-то переваривают. А если сделать 5 щелей? 1000? А если перфорированный экран по всей поверхности? А если шаровую камеру с дырочками везде?
Что увидит наблюдатель на круговом экране? Наука молчит. Потому что ответ или слишком сложный, или разрушает теорию.
Логика подсказывает: если частица может "чувствовать" две щели, почему она не может чувствовать миллион? Где граница? Её нет.
6. Четвёртый абсурд: детекторы повсюду
Кто такой этот "наблюдатель", из-за которого кванты так стесняются? Физики говорят: необязательно человек, можно счётчик Гейгера поставить — он и будет наблюдать.
А теперь включаем логику. Если счётчик Гейгера — это просто прибор, то зачем вообще нужны глаза? Поставил коробку со счётчиками, запечатал — и получи результат.
Вопрос: а счётчик должен быть включён или просто стоять? А если он сломан, нерабочий, пробитый, с дырой — он всё ещё наблюдатель? Или это просто кусок металла и стекла?
А если таких счётчиков навалить кучу вокруг установки? Тысячу штук. Сотню тысяч. Они будут влиять на результат? А если их разложить по всей комнате, на разном расстоянии?
На каком расстоянии от щели детектор начинает работать как наблюдатель? Если поставить вплотную — понятно. А если в метре? В ста метрах? В соседней комнате? Где граница, за которой прибор перестаёт быть наблюдателем?
И ещё смешнее: сам экран, на который проецируются фотоны, — это же тоже детектор. Фактически, когда фотон попадает на экран и оставляет след, это уже наблюдение. То есть наблюдение происходит всегда, в момент касания. Тогда зачем весь этот сыр-бор с дополнительными детекторами?
А как квант вообще отличает детектор от обычного предмета? Поставь вместо счётчика Гейгера обычную лампочку — она тоже из атомов состоит. Почему лампочка не наблюдает? А если включить лампочку? А если выключить?
Самое смешное: сам экран со щелями — это же тоже кусок материала. Почему щели не считаются наблюдателями? Ведь фотон взаимодействует с краями щелей, проходит сквозь них. Это же контакт! По логике, уже на этом этапе должно происходить наблюдение и интерференция должна исчезнуть. Но она почему-то остаётся.
А сколько вообще факторов надо исключить, чтобы опыт Юнга удался? Воздух убрать (вакуум), вибрации убрать, свет выключить, температуру к нулю приблизить... А откуда учёные знают, какие именно факторы мешают, если они сами признаются, что не понимают природу наблюдения? Может, они убирают одно, а мешает совсем другое, и опыт удаётся чисто случайно?
7. Пятый абсурд: аналогия с видеокассетой
Представь: в ящике лежит видеокассета. На ней намагничены частицы оксида железа. Там потенциально записаны все фильмы мира — в том смысле, что можно записать любой.
Но физически на ленте — только конкретное состояние намагниченности. Откроем ящик — и увидим один конкретный фильм (или не увидим, если нет видеомагнитофона).
Теперь про котов. Сто ящиков с котами и радиоактивными атомами. Открываем — примерно 50 живых, 50 мёртвых. Чистая статистика, как подбрасывание монеты.
Сто ящиков с кассетами — во всех одно и то же кино. Детерминизм.
Вопрос: почему для котов мы раздули теорию вероятности до "квантовой магии", а для кассет — нет? Потому что кот — красивый образ, продаётся лучше.
8. Почему физики обосрут эти доводы (и будут неправы)
Скажут: "Ты не знаешь математики". И это правда — математику квантмеха знают единицы. Но при чём тут суть?
Скажут: "Есть эксперименты". И приведут Нобелевки за неравенства Белла. На это нечего возразить — опыты реально были. Но их интерпретация — дело десятое.
Скажут: "Ты дилетант". Самый любимый приём — обвинить, а не отвечать.
А по сути ответить нечего. Потому что вопросы простые и бьют в основания.
9. Вывод: король голый, но никто не хочет признавать
Квантовая механика — это рабочий инструмент, считалка. Она работает, и за это её ценят.
Но философия, которую вокруг неё нагородили, — это мыльный пузырь. "Наблюдатель", "суперпозиция макрообъектов", "кот одновременно жив и мёртв" — это литература для журналов, а не наука.
На самом деле всё проще: есть случайность (распад атома — 50/50), есть статистика (много котов — распределение), есть детерминизм (кассета с фильмом). А всё остальное — бизнес на грантах и нобелевках.
10. Заключение
Если наука не может ответить на примитивные вопросы про воздух в комнате, про паука-наблюдателя, про бесконечное число щелей, про кучу нерабочих счётчиков — значит, она сама не понимает, о чём говорит.
Но признать это нельзя — слишком много денег и статуса поставлено на кон.
Поэтому каждый новый вопрос будет тонуть в математике и ссылках на авторитеты. Но вопросы останутся. И будут множиться бесконечно.
Свидетельство о публикации №226031300025