Буркхардт и другие историки
Понятие "варвары" (применяют к завоевателям римской империи и тд) следует уничтожить, оно только затемняет смысл: речь всегда о самой обыкновенной деревенщине! Все знают деревню (хотя в наше время уже нет) и понимают, чем отличаются тамошние жители....
Эта мысль пришла во время чтения Якоба Буркхардта, величайшего и историка, и писателя - читать его такое наслаждение, каковое я уже и не рассчитывал встретить (но он тоже говорит "варвары ")
Пораженный Буркхардом, я стал сравнивать его с другими историками (ИИ указывает именно их, а не Буркхардта):
Моммзен - плохо!
Светоний - плохо!
Тацит - плохо!
Разумеется, эти фамилии слышал и раньше, пытался читать и раньше...
В итоге, не заинтересовал и Рим в целом - плохие авторы отвращают...
Буркхардт на порядки лучше не только историков, но и обычных писателей, прозаиков, ведь у него получается интересный синтез лучших качеств: как историк он пишет о гораздо более значительных и сложных событиях, чем пишут прозаики, а как писатель он пишет гораздо лучше, чем историки. Он просто гораздо умнее и талантливее их всех и по настоящему глубоко знает свои темы...
Плутарх - замечательно пишет, но это фантазер, великий выдумщик. Его тоже всем надо читать, но, конечно, не как историка, а как сказочника и приключенческого автора!
Далее второй ряд:
Теодор Буассье - плохо
Этторе Пайс - не очень; его хотя бы отдаленно можно сравнивать с Буркхардтом, но раз в сто проигрывает, причем по всем статьям сразу....
Другие знаменитые историки:
Хейзинга - развлекалово
Данилевский - добросовестный, но самый обычный политикан
Тойнби - плохо!
Ортега-и-Гассет - это не историк, а какой-то искусствовед и болтун средней руки
Дройзен - плохо!
Геродот - ещё один прекрасный сказочник и описатель захватывающих приключений. Читать!
Фукидид - очень хорошо. И это даже не сказочник (хотя всё равно забавно. Невероятная древность оживает)
Карамзин - уж и не знаю, почему мне не интересно. Какая-то рутина, изложенная устаревшим языком
Ключевский - интересно, любопытно, тоже стоит читать. У хороших авторов сразу чувствуется дыхание реальной жизни
Лев Гумилев - это стратег... У него намешан большой винегрет, съедобно не всё, но и интересного вроде бы немало. Уже чувствуются, конечно, технарские, бесчеловечные, легкомысленно-завиральные подходы. С ним ещё надо разбираться...
Гиббон - плохо
Фернан Бродель - это не столько историк, сколько описатель жизни крестьян и тд. Этим ценен и интересен....
Шейла Фицпатрик - очередная разоблачительница совка, затраханная тема
Хобсбаум - плохо
Нейл Фергюсон - плохо
Мишель Фуко - ужас
Евгений Тарле - отлично, как ни странно (я эту фамилию давно слышал, но пробовал ли читать? Почему-то заранее не хотелось? Считал апологетом сраного капрала?)
Хейден Уайт - хренов теоретик
Токвиль - плохо
Мишле - развлекалово
Кроче - ещё теоретик. Всё "наука" им нужна, от "жизни" нос воротят
Сергей Нефёдов - прекрасный историк с гениальными догадками, я его книги даже записывал аудио
Карло Гинзбург - чушь из чушей
Марк Блок - есть интерес, но только на одну десятую
Тимоти Снайдер - неплохо рассказывает, понятно
Ассман - современное дерьмо (ещё и бабское)
Андрей Дворниченко - тоже неплохо рассказывает, понятно
Буду дополнять...
Свидетельство о публикации №226031500771