Мысли весенней ночи с хоккеем
Я люблю умных игроков. Не в том смысле, что они цитируют послания апостола Павла, ссылаются на Данте, Шекспира и Чехова. Поэтому точнее сказать – умных игровиков. Ни роста, ни веса, ни баскетбольных рук и ног легкоатлета, а всё туда же: в хоккей хотят играть. И не за команду ТСЖ, а на топ-уровне.
Валерий Харламов. Игорь Ларионов. Сергей Макаров. Вячеслав Козлов. Из нынешних – Сидни Кросби. Патрик Кэйн. Никита Кучеров. Артемий Панарин. И все эти карьеры, при внешнем несходстве голов, очков и Кубков – об одном. Чистая победа интеллекта над «надо подкачаться и пробежать стометровку с кирпичами в рюкзаке» и «выучи схему, куда катить в вариантах А, В, С и D».
Североамериканцы – до недавних пор – судили иначе. После исторической Суперсерии-1972, навсегда изменившей мировой хоккей, в топе самых желанных приобретений для НХЛ значились два имени. И это не Харламов.
Идеальный атлет и центрфорвард Александр Якушев и опередивший своё время во вратарском искусстве и тоже атлетичный Владислав Третьяк. Wanted! Now! Дадим любые деньги! Харламов – уже с оговорками: заиграет ли в неизменно жёсткой и часто жестокой среде не на 8 игр Суперсерии, а весь длинный сезон? Не сломается?
Умных будут бить всегда. Не только из досады в проигранном эпизоде. И просто так, походя. Здесь тебе не балет, мальчик. Шёл бы в фигурное катание очаровывать судей и девушек под музыку Листа и Чайковского. Самое то, сынок. А раз нет – прими силовой у борта. Это мужская игра.
И остаётся одно. Развивать игровой интеллект до максимально возможного уровня. Понимать любой эпизод. Чувствовать. Предугадывать. Убегать на доли секунд быстрее. Пасовать и бросать на отточенных навыках: задумался – тебя снесли и впечатали в лёд. И так хоть 82 раза за сезон.
Мне говорят: а как же Уэйн Гретцки, величайший (для многих) мастер за всю историю хоккея. Я недавно пересмотрел Кубки Канады, лучшие эпизоды ныне каноничных турниров 1981, 1984 и 1987 годов. С молодым и праймовым Уэйном. Его хлипкость – миф. Рост 1,84 и главное – руки и ноги легкоатлета. Вот он молниеносно забрасывает шайбу Третьяку бэкхэндером (с неудобной руки), и я понимаю, что этот парень в зале на Ты со штангой под сто кило. Иначе не прокачать мышечную мощь кистей, как бы ты ни понимал хоккей. Точно не Sid the Kid, как именуют Кросби, и не Хлебушек.
2
Я был в таком изумлении от развязки золотого овертайма Олимпиады в Милане Канада – США, что до сих пор его не прокомментировал. Трио выдающихся игроков современности, Коннор Макдэвид, Натан Маккиннон и Кейл Макар навсегда вляпались в Историю. Возьмут они золото через 4 года или нет – такое не забудется. Время от времени будут припоминать.
Макдэвид катит один на троих соперников. Да, с пространства для разгона, с его космическими руками, но в этом поступке – изначальное решение: я персонально спасаю Канаду, остальные (в том числе и партнёры) – статисты моего сияющего величия. И американцы Макдэвида останавливают. Минус один игрок в обороне при разряженном хоккее 3 на 3. Потом Зак Веренски, тоже маленький игрок, вчистую раздевает один в один Натана Маккиннона. Канадец не прочитал эпизод, и как Макдэвид тоже переоценил себя. Золотой пас под бросок свободного Джека Хьюза. История дописана, проигравшие – элита НХЛ и одновременно парни, о которых Андрей Николишин сказал суть: они конкурировали на льду между собой, никто не хотел оказаться статистом или даже ассистентом, только героем для вечерних новостей и парнем с персональным уголком в музее славы хоккея в Торонто. А умного Кросби, который пресёк бы эту амбициозную анархию на льду не было из-за травмы.
Вот и всё. Следующий шанс, в лучшем случае, через 4 года. И приятное ощущение в послевкусии: победили не американцы, а мастера моей эстетики. Отдай пас, если видишь партнёра в лучшем положении, читай эпизод до непосредственного участия в нём, не будь на льду всадником без головы, быстрее шайбы не бегает никто.
Как только канадцы позабыли эти уроки и вернулись к «культу личности» на льду, расплата прилетела молниеносно.
3
После вступления про умных игроков я вообще-то хотел написать впечатления от возвращения Артемия Панарина в Нью-Йорк с новой командой – Лос-Анджелес Кингз. Видео на кубе Арены с хайлайтами шайб, дружно вставший перед матчем зал Мэдисон Сквер Гарден с овациями, обречённость рейнджеров в этот вечер, победа LA 4:1 и нежелание Артемия праздновать свой голевой пас – всё это фактология ночной (по самарскому времени) игры. И можно обрамлять не рядовой матч эмоциями, но захотелось написать об ином.
Я просто вспомнил одно из интервью Артемия – кажется, когда он попал в список «Форбс» главных российских знаменитостей. «Мы смотрим дома хоккей, Алиса (супруга – примеч.) начинает кричать, а я посмеиваюсь: успокойся, здесь гола не будет. Просто вижу, что эпизод заиграли».
Как и Макдэвид в миланском финале. Он покатил спасать нацию – я сразу понял: нет гола. Как-никак, смотрю хоккей почти полвека.
И люблю умных игроков. Пока они рождаются и дееспособны на топ-уровне, хоккей мне интересен. Всё иное – вопросы к фитнесс-тренеру и консультантам из лёгкой атлетики.
На фото: Нью-Йорк, 16 марта. Встреча на льду с экс-партнёрами по Рейнджерс.
Свидетельство о публикации №226031701151