Незаконное потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов причиняет вред здоровью, их незаконный оборот запрещен и влечет установленную законодательством ответственность.

Ох, уж эти временные соседи

Обойдёмся без предисловий. В декабре 2021 года Мальта легализовала любимое растение Марии и Хуана для личного пользования. Официальная версия - для стимулирования экономики (без комментариев). В официальном заявлении правительства говорилось о том, что идя на этот шаг первыми в Европейской Союзе, мальтийцы никак не хотят способствовать распространению наркотиков, просто сажать тех, кто это то ли делает то ли просто себя тешит, не будут. Пусть составляют товарищества до 500 (!) человек, имеют право, и выращивают все вместе для личных нужд членов этих самых товариществ. На каждого можно по 4 куста. Представляете, 2000 кустов, и все исключительно для личного потребления.

Причём тут экономика, если только для себя любимых, спросите вы. Ну, как причём? Параллельно с этим прямо в аптеках стали продаваться сигареты с каннабисом, пастилки с каннабисом, мыло и даже "расслабляющий" крем. Это же всё для личного потребления и только тем, кому очень нужно, а кому нет - ступай себе мимо. У меня как-то по этому поводу случай в аптеке смешной приключился.

По дороге с работы домой вспомнила, что кончился крем для рук. Забежала в аптеку, взяла первый попавшийся с витрины, иду на кассу. Кассир спрашивает:
- А мадам точно уверена, что ей необходим именно данный продукт?
- А в чём, собственно, дело?
- Просто это специальный relaxing cream (расслабляющий крем) с каннабисом
Без комментариев...

Но если бы дело было только в кремике и сигаретках. Это так, побочные эффекты происходящих процессов.

Увы, экспертное сообщество, которое ещё тогда, в 2021, предупреждало о неминуемых переменах в туристическом бизнесе с далеко не лучшими последствиями для населения страны, оказалось право. Тогда под сурдинку (им просто не давали другой возможности) звучали голоса о грядущих изменениях в составе прибывающих в страну от "платежеспособных" в сторону "дешёвых" туристов, сейчас они слышны всё громче и громче. Турпоток продолжает расти (в основном за счёт круизников, которых теперь прибывает по 2-3 каждый день, а не 2-3 в неделю, как раньше), но при этом отрицательные последствия уже начали превышать положительный эффект. Пока это не очень заметно: как и везде, сказывается сила инерции.

Что уже стало доходить даже до людей, которые никогда особо происходящим вокруг не интересовались.

Первое. Изменился состав гостей. Респектабельные семейные пары с детьми стали вытесняться шумными молодёжными компаниями. Как следствие - снизилась длительность среднего пребывания, что напрямую влияет на количество оставляемых в стране денег. Эти ребята прилетают дешёвыми ночными рейсами дня на 4 (на большее просто не хватает), чтобы оторваться в Пачвиле, забить косячок и отбыть восвояси. Что кто подумает об их поведении, им совершенно до лампочки. Все группы в интернете забиты просьбами найти хорошего стриптизёра (от прилетающих на девичник) или посоветовать классное ночное заведение для мужчин (от прибывающих на мальчишник). Весёлые ребята отрываются до пяти утра, потом эта гульба выплёскивается на улицы. И кому из добропорядочных граждан понравится подобное соседство?

Второе. Резкий всплеск преступности и понижение уровня безопасности. Сухие цифры. В соответствии с недавно опубликованными данными Numbeo, в настоящее время Мальта занимает 12 место среди НАИМЕНЕЕ безопасных стран Европы, стремительно поднявшись с ранее занимаемого 38-го (ну, как вам такое?). Индекс преступности, который до ковида составлял 25.6, сегодня уже 43,09. Рост более, чем в 1,6 раза. А прибавьте к этому незаявленные мелкие преступления (стащили кошелёк, поставили фингал, орали как резаные все ночь), не попадающие в общую статистику, и будет совсем кисло. Нет ничего удивительного, что местная полиция не справляется с текучкой, и им на подмогу регулярно прибывают итальянские коллеги, особо ни с кем не церемонничающие.

Третье. Рост миграции (легальной). Уже сейчас из 520 тысяч населения острова только 280 являются собственно мальтийцами. Остальные - привозная рабочая сила, без которой вся сфера обслуживания рухнет, потому что уже сейчас в стране имеются позиции (конечно, непрестижные и малооплачиваемые), на которых работают исключительно гастарбайтеры. Да, на Мальте миграционное законодательство одно из самых жёстких, и никто не потерпит никаких вольностей, но есть и другая сторона вопроса. В стране начинает развиваться бизнес, работающий исключительно на приезжих: мигранты работают на мигрантов, укрепляя свои позиции в мальтийском обществе, стремительно меняющем национальный состав, а с ним и многое другое.

Прибавьте ко всему описанного легализацию однополых браков, безудержную пропаганду толерантности, и имидж страны, ещё каких-то десять лет назад ассоциировавшейся со стабильностью, семейными и традиционными ценностями, стремительными темпами меняется (об этом я неоднократно уже писала). Только вот в нужную ли сторону?
К чему это уже привело на практике. Поговорите с любым местным жителем, и первое, что вы услышите: Мальта превращается в помойку. И, увы, я вынуждена согласиться и в прямом, и в переносном смысле. Состояние пляжей, зон для купания, улиц, туристических объектов заметно ухудшилось. Грязь, окурки, бутылки. Постоянные коммунальные аварии в сочетании с выбросами с рыбных ферм, от чего иногда неделями подходить к морю не рекомендуется.

Замечает ли это "денежный" турист? Конечно. И вот он уже предпочитает разовые посещения с проживанием на собственной яхте или на закрытой территории пятизвёздки, особо не задерживаясь. Замечают ли это толпы весёлой молодёжи? Очень сомневаюсь. Им не до того. А вот владельцы отелей, хороших ресторанов и фирменных магазинов уже заметили и начали бомбардировать правительство петициями о пересмотре приоритетов въездного туризма.

А теперь к тому, о чём заголовок, к дому, в котором я живу, и который как нельзя лучше подходит для понимания, что же вообще происходит на так сказать низовом уровне. За последние три года из 6 квартир (всего их 12) выехали хозяева, предпочтя сдавать имеющиеся апартаменты туристам. Первые пару лет это вообще никого не напрягало. На зиму приезжали спокойные английские бабушки (здесь на тот момент было жить зимой гораздо дешевле, чем в UK), сменяющиеся тихими европейскими семьями. Максимум, что могло нарушить покой жильцов - лай длиннохвостого (это вообще отельная история) спаниеля, за что тут же извинялись и хозяева, и сам пёс.

Как мы это ощутили. Резко сменился контингент заселяющихся. Компашки из 8-10 человек (квартиры в нашем доме позволяют и больше, кабы не введённые правительством ограничения по численности размещения, то вообще боюсь представить этот шалман), прикативших потусить на несколько дней. После них остаётся грязь, характерный тошнотворный запах, куча мусора, из которого бомжеватого вида граждане по утрам извлекают бутылки и банки для сдачи. Прибавьте к этому шум, хлопанье, топанье, гыгыканье и громкие удары по дверям (на Мальте нет электрических звонков), вечно сломанный домофон, и вы получите полную картину.

Помните, каким образом Мери Поппинс урезонивала детей, устраивавших в спальне маленький бэмц? Прелестная фраза. Рекомендую всем, кто может оказаться в похожей ситуации. Итак. Надо встать, уперев руки в бока, и металлическим голосом медленно произнести: ещё одно слово из этого района, и я позову полисмена. Как ни странно, это действует. Проверяла и рано утром (в районе 5 часов), поздно вечером (в районе 23.30). Связываться с полицией никто из приезжающих не хочет, мало ли что. На практике стражи порядка на такие мелочи не выезжают - слишком много поступает подобного рода обращений, а им не до пустяков. Вот пару дней назад почитай вся полиция страны мчалась в Слиму (между прочим, очень престижный городок с зашкаливающими ценами на недвижимость), чтобы разнять массовую драку возвращавшихся из Пачвиля обкурившихся чужаков с местными ребятами. А если учесть, что здесь подобные происшествия (ну, по крайней мере, до этого момента) реально не происходили, то с какого боку подступаться к разбушевавшимся юнцам, мало кто представлял. Досталось всем.

Временные жильцы о таких тонкостях работы местной полиции не знают, поэтому угрозу вызова реагируют быстро. Всё стихает буквально в считанные минуты. Дальше наступает черёд владельцев, которым я в наглую звоню в любое время дня и ночи и отправляю записи воплей их гостей или фотографии грязного подъезда. Все прекрасно понимают, что следующим адресатом вполне могут стать полиция и социальные сети, что непременно ударит по хорошо налаженному бизнесу. Хозяйка пентхауза уже пару раз столкнулась с последствиями отказа со мной разговаривать. С тех пор стало и тише и чище. И трубку не снимать она больше не рискует.

Как вы думаете, что сейчас обсуждает наш когда-то тихий и благовоспитанный дом? Ни за что не догадаетесь - как одна из проживающих, некая строптивая дамочка, отказывается платить за обслуживание дома управляющей компании, требуя принятия мер по улучшению содержания общедомовой собственности и изменения подходов к расчёту тарифов. Например, она считает, что своей платой за использование лифта, уборку и прочее спонсирует многочисленных временных проживающих, от которых вреда гораздо больше, чем от постоянных жильцов. А ещё она требует установления штрафов в фонд дома за нарушение режима тишины (здесь жильцы имеют на это право) и разовой уборки общедомовой территории за счёт сдающих помещения после каждого выезда гостей. Думаю, вы уже догадались о какой именно строптивой дамочке идёт речь.

К подобного рода постановке вопросов здесь явно не привыкли, и вот теперь мои "содомники" (это от ДОМ, а не от СОДОМ, хотя в данном случае отличие минимально) озаботились как же с меня получить деньги. Можно, конечно, подать в суд, но я же дипломат, так что неподсудна. Можно, конечно, потребовать деньги с Российской Федерации, но тут полный облом - страна же уж три с лишним года под санкциями, так что, как говорится, ищи-свищи. Кроксворд и регбус просто.


Рецензии