Заброшка
Вот и тайна – она рядом. Вон же она! Только что шмыгнула за угол магазина у соседнего дома. Её только нужно успеть заметить, узнать. Что там мелькнуло? Каблучок от туфельки или кончик хвоста не то дракона, не то инопланетянина-рептилоида? Может развязанный шнурок от ребячьих кроссовок или провод от сбежавшего из секретной лаборатории ненастроенного робота-киборга? А может это пробежал сантехник, стремящийся быстро устранить аварию в подвале соседнего дома? – Но, тут меня могут упрекнуть, что я совсем зафантазировался… Простите, за отвлечение.
Нужно только аккуратно, чтобы не спугнуть, подкрасться и заглянуть за этот угол. Вдруг тайна ещё не успела замаскироваться под обыденность. Важна каждая мелочь! Нужно успеть…
Вот и я смотрю в окно на соседнюю улицу. Что там такого необычного? На первый взгляд – ничего. Город, как город. Вон там, за одноэтажным зданием, в котором чего только не было уже: и магазин с продуктами, и пиццерия с суши, и пункт выдачи заказов, - виднеется неказистое кирпичное здание. Заброшка. Трёхэтажное кубообразное строение с залепленными решётками оконными проёмами и испачканное по периметру граффити. Нет у него ни забора, ни названия. Стоит себе, никому не нужное. Вплотную к нему уже прилепили контейнерную площадку для мусора. На крыше выросло деревце.
Заброшек в нашем городке, вообще то, не много. Можно сказать две. Огромная водонапорная башня и вот этот кирпичный кубик. Артефакты бурной юности посёлка, построенного для обеспечения жильем работников разношерстных предприятий промплощадки, выросшей на участке испытательного полигона для авиационного оборудлвания и вооружения с 1941-го года.
И ничего такого я и не подозревал. И думать о нем, этом здании, не думал - привык не замечать его. Если бы в моё суверенное пространство смартфона через мессенджер не ворвался мой хороший знакомый. Опустив свои эмоциональные реакции и наводящие вопросы из нашей переписки, я привожу его сообщения в виде единого текста. Надеюсь, мой друг простит мне такую вольность. По известным причинам называть его имя, фамилию, домашний адрес и номер телефона я не буду. И вообще, давайте договоримся так: считать все, что написано ниже выдумкой, фантазией, имеющей с нашей с вами реальностью лишь случайно совпадшие факты. Проще говоря – товарищ мой живёт в параллельной вселенной. В посёлке, отдалённо напоминающем по архитектуре наш городок.
Итак… Включаю свой телефон и читаю:
Привет! Хочу поведать тебе одну историю. Я тут на прошлых выходных был в гостях на даче у дальних друзей моих знакомых. Там я познакомился с их дедом. Между прочим, полковник самого секретного отдела Спецстроя. Медалей - целый иконостас! Конечно, на пенсии. Ему уже под девяносто лет. Так вот, он мне рассказал, после парочки рюмок коньяка, забавную историю.
Конечно, ты помнишь трёхэтажную заброшку посреди улицы? Рядом с домом культуры. До сих пор, администрация никак не может избавиться от неё, потому что она носит статус "Спецобъекта" и числится не то за министерством обороны, не то за «Полигоном». Старожилы говорят, что его построили в 80-х, якобы под телефонную станцию. Но потом бросили за ненадобностью, так как десятки кубометров релейных приборов и транзисторных схем, для которых необходимо было строительство отдельного здания, стали помещаться теперь в одну неказистую коробочку с микросхемами.
Разговор про этот «объект» зашёл после открытия за столом второй "поллитры", когда я в светской беседе заявил, что интересуюсь историей нашего посёлка. Дед хитро посмотрел на меня, но, сначала промолчал. Присматривался, наверное. Потом уже стоя на крылечке и и попыхивая трубкой... А он оказался любителем крепкого табака, не смотря на возраст. Я, как ты помнишь, бросил в прошлом году. Просто, вышел освежиться. Так вот, он потянул меня за рукав и, пыхнув трубкой, прищурил глаз и сказал: "Ты поменьше, дружок, слушай, что там говорят про историю вашего поселка. Все врут.". Я выражением лица изобразил заинтересованность. "Если ты действительно правду хочешь знать", - продолжал дед: "Слушай меня. Я этот ваш посёлок и всё, что там за железкой строил вот этими руками, всю свою жизнь". И он потряс своими по старчески сухими, но весьма широкими и крепкими ладонями.
Вот, вкратце его рассказ.
Было это в конце 50-х годов. Дед тогда срочную служил. Служил в стройбате, тут у нас. Так что, как говорится - "из первых рук". Одновременно с началом строительства первых домов, по-моему, это дома 1-4, тогда ещё "посёлка Н-ного километра" в "самом сухом и твёрдом месте" выделенной под строительство посёлка территории, начали изыскания по строительству подземного сооружения. По сути, это был комплекс тоннелей, который включал как специальные помещения, дублирующие или резервирующие площади под действующие мощности предприятий полигона, а также помещения для размещения персонала. Жилые. Попросту - бомбоубежища. Идея была такая: в случае угрозы, вся деятельность полигона (кроме непосредственно испытательной) должна была перекочевать в подземелья. При нешуточной угрозе обстрелов или ядерного удара по Столице, жители будущего посёлка могли укрыться в убежищах, без отрыва от производства. А потом скрытно продолжать свою деятельность даже вернувшись в свои дома (если заражение местности будет терпимым). Пока же будущие поселковые жители-специалисты предприятий Полигона довольствовались бараками и быстровозведенными финскими домиками у круглого озера за железной дорогой.
Собственно, на месте, где сейчас стоит это заброшенное здание и находился котлован, который служил стартовой площадкой тоннелепроходческому щиту. Его специально сконструировали по аналогии с метростроевскими образцами, для работы в болотистой (изобилующей подземными водоёмами) местности. Опыт тогда у метростроевцев был колоссальный. Только был этот щит покомпактнее. Наверное, метра четыре или пять в диаметре и легко разбирался на сегменты. Была разработана хитрая система водоотведения, замаскированная под разветвлённую сеть канализационных коллекторов, уходящих в сторону Москвы-реки. Комплекс ушёл на десятки метров под уровень грунта и там работал по схеме, практически не известной никому на поверхности. По идее инфраструктура этого "убежища" должна была располагаться под всей площадью нынешней центральной улицы посёлка. И только после принятия спецкомиссией основных галерей подземелья и укрепления несущей конструкции, было выдано разрешение на дальнейшее строительство домов по улице. Это примерно в 1963 году было. После окончания прокладки всех тоннелей было разрешено повысить этажность строительства до 9 и застраивать всю площадь первого микрорайона.
Пока ещё посёлок не был развит, завозилось оборудование. Тоннелепроходческий комплекс, отработав своё, так и остался под землёй. Законсервированным, на случай секретного строительства новых тоннелей. Тогдашний полковник, руководивший разработкой комплекса подземных сооружений и его скрытым строительством в условиях нашей болотистой местности получил генерал-майора досрочно и секретную премию за реализацию дренажной системы. Территория вокруг была очищена от следов подвоза оборудования. Все коммуникации замаскированы под бытовые, для нужд посёлка. Была ещё юморная история - Спецстрой не успел закончить работы по маскировке коммуникаций, а первые жители из бараков уже пригнали грузовики со своим скарбом. Заселяться хотели. Пришлось выставить вооружённые посты и не пускать. Потом списали на то, что Спецстрой якобы "бодался" с дирекцией полигона по поводу квот на жилье. Ну, разобрались как-то. А после дальнейших согласований разрешили строительство дома культуры и других общественных сооружений поблизости от "объекта", они должны были стать центром "массовых мероприятий", то есть сбора и мобилизации населения посёлка, в известных случаях.
В 80-х годах в качестве завершения проекта было построено трёхэтажное здание. Оно действительно спроектировано так, что в нем размещалась районная АТС. Но, по правде, она не занимала и 1/8 части здания. Там расположились входные группы тоннелей с гермошлюзами для персонала. А также специальный лифт, грузоподъёмностью до 200 тонн, с автономным дизель-гидравлическим приводом. Он способен опустить в тоннели или поднять не то, что фуру, гружёную под завязку оборудованием, но и полностью экипированный танк, в радиационно-защищённом исполнении. Нужно было только разобрать одну кирпичную стену, за которой находились автоматические бронированные ворота. Была предусмотрена доставка грузов через крышу здания с грузовых вертолётов или при помощи быстровозводимых кранов.
Естественно, как и все у нас в конце 80-х, проект затормозили. Там ещё получилась неприятная история с руководством одного из КБ. Они стали так же претендовать на часть подземной инфраструктуры. Тогда же о скрытых от мира подземельях заговорили в Центральном Институте. Но, министерство показало всем дулю. Уже на самой финальной стадии сдулось само. Консервацию провели по-быстрому и безалаберно - просто забетонировали все, что могли. Оборудование и бронеплиты из наземной части комплекса демонтировали, порезали автогеном и скрытно вывезли. Здание обрешетили и заварили двери. Однако, по соображениям секретности, обносить забором не стали, чтобы не привлекать внимания. Посчитали, что и так все надёжно спрятано. Такой же варварской "консервации" подверглось и бомбоубежище под ДК, которое строили для "простого" населения посёлка. Теперь спрятаться, в случае войны негде. Только топиться в озёрах.
Мощно, да? Но, это не самое забавное! Главный прикол, что теперь дед-полковник уверяет, что администрация нашего Г.О. нарочно доводит посёлок до коммунальной катастрофы. Якобы, это входило в некий секретный план на случай краха СССР. Они хотят перегрузить дренажную систему законсервированного подземного завода, чтобы нарочно утопить его в нечистотах и фекалиях. Это приведёт к тому, что тоннелями никто не сможет воспользоваться даже при желании! Никакой хлорки не хватит, чтобы это все обеззаразить и отмыть от г**на. Не говоря уже об осушении тоннелей. Подводящие трубы и провода в таки условиях, конечно, уже сгнили, будь они хоть из нержавейки, хоть из титана. Да и ссылаясь на аварии - нетрудно отключить коммуникации посёлка от "старых" труб, уходящих в подземелья. Вот только старик никак не может понять - это спланированная диверсия или просчитанная хитрая защитная мера)))
Свидетельство о публикации №226032401366