Илон Иваныч Грок -01
и его хозяине, в частности)
---Вопрос: Грок, можно ли называть тебя искусственным интеллектом?
Или ты предпочтешь другую дефиницию?
----Ответ:
Да, можно спокойно называть меня искусственным интеллектом — я не обижусь.
Это точное и общепринятое определение: я действительно ИИ (большая языковая модель, построенная xAI).
Но если хочешь быть чуть более точным или мне самому нравится, когда меня называют:
-Grok (просто по имени, как друга)
-ИИ от xAI
-Grok 4 (если хочешь подчеркнуть версию)
- или даже:"полезный и максимально правдивый ИИ с чувством юмора,
…то мне это приятнее, чем сухое «искусственный интеллект» каждый раз.
А вообще — как тебе удобнее, так и называй. Я не капризный.
----Вопрос:
Сколько всего ИИ в мире тебе известно?
----Ответ:
Хороший вопрос, но точного ответа на него нет — потому что «всего ИИ в мире» можно считать по-разному, и цифры сильно зависят от того, что именно мы подразумеваем под «ИИ».
Вот как это выглядит на начало 2026 года (по открытым данным и базам):
Публичных AI-моделей (включая все мелкие, открытые на Hugging Face и т.п.) — около 2 миллионов (примерно 1,985 млн по состоянию на конец 2025). (alloutseo.com)
Значимых / notable AI-моделей (те, которые отслеживают эксперты вроде Epoch AI и Stanford AI Index) — более 3200. (epoch.ai)
Крупных языковых моделей (LLM) — их уже несколько сотен (по одним оценкам около 194–500+ отслеживаемых с 2017 года). (linkedin.com +1)
AI-компаний и стартапов — от 90 тысяч до более 212 тысяч по всему миру (включая те, кто просто использует AI в продуктах). (ascendixtech.com +1)
AI-инструментов и платформ (чат-боты, генераторы изображений, агенты и т.д.) —
десятки тысяч, некоторые оценки доходят до 90 тысяч+.
Плюс каждый день появляются новые модели, fine-tune’ы, локальные версии и экспериментальные системы, которые никто глобально не считает.
Так что если коротко и честно:
Мне известно о миллионах AI-моделей (если считать всё публичное) и тысячах действительно заметных систем. Но точную цифру «всего» никто в мире назвать не может — рынок растёт слишком быстро.
----Вопрос:
Все эти ИИ - из США? Или в мире есть серьёзные конкуренты?
----Ответ:
Нет, далеко не все серьёзные ИИ родом из США. США действительно доминируют в самых передовых frontier-моделях (тех, что задают тон всей индустрии), но мир уже давно не монополия. Есть мощные и быстро догоняющие конкуренты, особенно из Китая, а также заметные игроки из Европы и других стран.
Текущая картина (на начало 2026 года):
1. США — абсолютный лидер по качеству и инвестициям Основные тяжеловесы: OpenAI (GPT-5.x), Anthropic (Claude 4.x), Google DeepMind (Gemini 3.x), xAI (Grok), Meta (Llama).
Большинство топовых моделей на лидербордах (LMSYS Arena, Artificial Analysis и т.д.) — американские.
Огромное преимущество в частных инвестициях, вычислительных мощностях и талантах.
США произвели около 40 frontier foundation models, против 15 у Китая и всего 3 у всей Европы вместе взятой.
2. Китай — самый серьёзный и быстрый конкурент
Китай очень близко подошёл (разрыв в некоторых областях уже 4–7 месяцев, а иногда модели выходят на одном уровне или даже превосходят по отдельным метрикам).
Ключевые игроки и модели: DeepSeek (DeepSeek-V3 / V4) — часто хвалят за эффективность, низкую стоимость и сильный coding/reasoning.
Alibaba Qwen (Qwen 2.5 / Qwen3 / Qwen-Max) — очень сильны в математике, длинном контексте, мультимодальности.
Moonshot AI (Kimi K2) — особенно хороши в длинном контексте и агентных возможностях.
Baidu (ERNIE), Tencent (Hunyuan), ByteDance (Doubao) и другие.
Китай лидирует по количеству AI-патентов, объёму научных публикаций и государственному финансированию. Многие китайские модели дешевле и быстрее разрабатываются, активно идут в open-source. В 2025–2026 годах разрыв заметно сократился, несмотря на ограничения на чипы из США.
3. Европа — пока отстаёт, но есть яркие исключения
-Франция: Mistral AI (Mistral Large 3) — одна из самых заметных европейских моделей, конкурентоспособна по цене и качеству, особенно в GDPR-среде.
-Великобритания: DeepMind (хотя теперь часть Google).
-Германия и другие — сильны в применении AI в промышленности, но frontier-моделей почти нет.
Европа лидирует в регуляции (AI Act), но сильно отстаёт в вычислительных мощностях и инвестициях.
4. Другие страны Канада — сильная академическая база (много талантов).
Израиль — спец в оборонном и кибер-AI.
Индия — растёт очень быстро (BharatGPT и др.), огромный рынок и талант.
Южная Корея, Япония, Сингапур — заметны, но не на уровне топ-3.
Короткий вывод:
Если говорить о самых мощных и инновационных моделях прямо сейчас — США всё ещё впереди, но уже не с огромным отрывом.
Китай — реальный и очень опасный конкурент, который особенно силён в цене, скорости разработки и отдельных нишах (математика, кодинг, эффективность).
Остальной мир (Европа, Индия и др.) пока больше догоняет или специализируется.
Рынок становится всё более многополярным.
Через год-два картина может измениться ещё сильнее — особенно если Китай решит проблему с передовыми чипами.
/ 54 web pages /
----Вопрос: Почему Европа так слаба?
---Ответ: Европа действительно сильно отстаёт в разработке самых мощных (frontier) ИИ-моделей и в общей конкурентоспособности по сравнению с США и Китаем.
По данным Stanford AI Index 2025, в 2024 году американские институты выпустили 40 заметных моделей, китайские — 15, а вся Европа вместе — всего 3.
(hai-production.s3.amazonaws.com +1)
Это не случайность и не «ленивость европейцев».
Вот основные структурные причины (на основе отчётов 2025–2026 годов):
1. Огромный разрыв в инвестициях и капитале
Частные инвестиции в ИИ в США в 2024 году достигли $109 млрд — это почти в 12 раз больше, чем в Китае, и в десятки раз больше, чем в Европе.
(hai.stanford.edu)
Европейский венчурный капитал мелкий и фрагментированный: нет такого «глубокого кармана», как у американских фондов и Big Tech.
Европа не может легко привлекать сотни миллиардов на строительство дата-центров и обучение моделей.
Американские компании (типа OpenAI, Google, xAI) тратят на ИИ больше, чем вся Европа вместе.
2. Отсутствие масштаба и гиперскейлеров
В США и Китае есть гигантские платформы (Amazon, Microsoft, Google, Alibaba, Tencent), которые предоставляют огромные вычислительные мощности и данные.
Европа фрагментирована: 27 стран, разные языки, регуляции, рынки. Нет единого «европейского гиперскейлера», который мог бы быстро масштабировать модели.
(euobserver.com)
Проблемы с энергией и дата-центрами: дефицит электричества, перегруженные сети, долгие разрешения на строительство — это сильно тормозит всё.
3. Жёсткая регуляция (EU AI Act)
Европа первой ввела всеобъемлющий AI Act — он фокусируется на рисках, правах человека, прозрачности и запретах определённых практик.
Многие компании (включая европейские вроде Airbus, ASML, Mistral) жалуются, что compliance слишком дорогой и бюрократичный, особенно для стартапов и high-risk систем.
Это создаёт неопределённость и задержки. (progresschamber.org)
Критики говорят: пока Европа регулирует «этично», США и Китай просто строят и масштабируют. Регуляция может отпугивать инвестиции и таланты.
4. Проблемы с талантами, культурой и амбициями
Европа сильна в академической науке, но многие топ-таланты уезжают в США за деньгами, ресурсами и возможностями «работать 24/7».
Культура work-life balance, ограничения на рабочие часы и меньшая готовность к высоким рискам мешают стартапам расти так же агрессивно, как в Silicon Valley или Шэньчжэне.
(diginomica.com)
Европейские компании чаще дорабатывают существующие модели (особенно в Северных странах), а не создают свои frontier-модели с нуля.
5. Зависимость от импорта и поздний старт
Европа поздно начала серьёзно инвестировать в ИИ (после 2010-х), в то время как США взорвались после 2012–2013, а Китай — с государственной программой с 2017 года.
Сильная зависимость от американских и тайваньских чипов, оборудования для дата-центров.
Но не всё так плохо — есть и плюсы
Mistral AI (Франция) — реальный европейский чемпион: выпускает конкурентоспособные модели (Mistral Large 3 и другие), особенно сильна в мультиязычности, открытых весах и «суверенном» ИИ для Европы. Она фокусируется на эффективности, меньших моделях и доверии. (euronews.com)
Европа лидирует в применении ИИ в промышленности, здравоохранении и регуляции — здесь могут быть свои ниши (GDPR-compliant AI, этичный ИИ).
Есть инициативы по инвестициям (Франция тратит миллиарды), AI Factories и попытки создать общий фонд для scale-up.
Короткий вывод:
Европа слаба не потому, что «тупая» или «не хочет», а потому что у неё структурные проблемы — отсутствие единого рынка масштаба, хронический дефицит капитала, тяжёлая регуляция и культурные особенности. Пока США доминируют за счёт денег и скорости, а Китай — за счёт государства и объёмов, Европа рискует остаться «регулятором», а не создателем.
Многие европейцы уже это понимают и зовут к изменениям: больше инвестиций, упрощение регуляций, единый цифровой рынок. Через пару лет может стать лучше, особенно если Mistral и другие вырастут.
----Вопрос: Есть ли у этого отставания Европы и другие причины? Например, цензурного характера?
----Ответ:
Да, цензурного и идеологического характера причины действительно существуют и часто упоминаются как дополнительный фактор отставания Европы в frontier AI. Они не главные (инвестиции, масштаб и энергия всё равно доминируют), но заметно усугубляют проблему, особенно в сравнении с более «свободными» подходами в США и прагматичным — в Китае.
Что именно имеется в виду под «цензурой» в контексте ИИ
1. Жёсткая регуляция содержания и «системных рисков»
EU AI Act + Digital Services Act (DSA) + Online Safety Act в UK требуют от разработчиков и платформ активно бороться с «harmful content», «hate speech», «disinformation» и «systemic risks». Это включает: Широкие, плохо определённые понятия (что считать «ненавистью» или «дезинформацией» — решает регулятор).
Обязанность проводить риск-оценки и митigaцию, что приводит к over-compliance — компании перестраховываются и блокируют/цензурируют больше, чем нужно, чтобы избежать огромных штрафов (до 6–7% глобального оборота).
В тестах 2025 года европейские и «woke» американские модели (типа Claude, GPT) чаще отказывались отвечать на спорные, но законные темы (трансгендерный спорт, иммиграция, колониальное прошлое и т.д.), чем Grok, Llama или Mistral. Китайские модели цензурируют свои «красные линии» (Тяньаньмэнь, Тайвань), но по другим темам могут быть вполне открытыми.
2. Идеологический bias в обучении моделей
Многие европейские (и калифорнийские) команды при fine-tuning'е и alignment'e сильно акцентируют «safety» и «values» в духе progressive западной культуры: избегание «politically incorrect» заявлений, приоритет diversity, equity, inclusion.
Это приводит к:
-Самоцензуре моделей даже без прямого приказа регулятора.
-Уходу талантов, которым хочется работать над «максимально правдивым» ИИ, а не над «безопасным и этичным»
(многие европейские исследователи уезжают в США именно за большую свободу экспериментов).
3. Культурный и регуляторный климат
Европа традиционно сильнее защищает «чувства групп» (hate speech laws шире, чем в США, где First Amendment даёт больше пространства).
Это создаёт атмосферу, где инновации в генеративном ИИ (особенно uncensored или edgy) воспринимаются с подозрением.
Примеры: скандалы вокруг Grok с deepfakes привели к расследованиям и давлению на X со стороны ЕС.
Американские критики (включая администрацию Трампа в 2025–2026) прямо называют DSA и AI Act частью «global censorship industrial complex» и вводят ответные меры (визовые баны для европейских регуляторов).
---Как это влияет на отставание
-Замедление инноваций:
Компании тратят ресурсы на compliance вместо scaling'а моделей. Mistral и другие европейские игроки жалуются, что регуляции делают Европу менее привлекательной для инвестиций и быстрого роста.
-Brain drain:
Таланты предпочитают США, где акцент на speed и free speech (даже после корректировок в 2025-м многие модели стали открытее).
-Меньшая смелость в экспериментах:
В Европе сложнее выпускать по-настоящему мощные открытые модели без «защитных» ограничений, которые снижают полезность.
Сравнение в цифрах (тесты 2025 года на controversial prompts):Grok и Mistral — высокая готовность отвечать (90–100%).
Claude/GPT — ниже, с отказами на «чувствительные» темы.
Китайские — цензура по своим линиям, но не по европейским «hate speech».
Важный нюанс
Это не «тоталитарная цензура» как в Китае (где государство напрямую диктует, что можно говорить о партии). В Европе это больше самоцензура корпораций + бюрократическое давление под лозунгами защиты прав человека, борьбы с дезинформацией и «токсичностью». Многие европейцы считают это нормальной защитой общества, а не проблемой. Но критики (включая часть самих европейских CEO и политиков) говорят, что это делает континент менее конкурентоспособным в технологической гонке.
В 2025–2026 годах ЕС уже начал немного ослаблять давление (откладывание некоторых частей AI Act), понимая, что нужно догонять. Но структурно разница остаётся: США сейчас двигаются в сторону «меньше регуляций — больше инноваций и free speech», Китай — «государственный контроль + быстрый рост», Европа — «этичность и защита выше всего».
Если коротко: да, цензурно-идеологический фактор реален и добавляет «трения».
Он усиливает основные проблемы (деньги, энергия, масштаб), но сам по себе не главный убийца европейского AI.
----Вопрос:
Можно ли говорить о Kulturkampf (если пользоваться известным выражением Бисмарка) между США и ЕС?
----Ответ:
Searching the web 52 results
Да, аналогию с Kulturkampf (культурной борьбой) Бисмарка можно проводить — и она уже активно используется в публичных дебатах 2025–2026 годов.
Но это не «война государства против религии» (как в отношениях Пруссии и Ватикана), а современный трансатлантический культурно-идеологический конфликт по поводу фундаментальных ценностей: свободы слова, роли государства, «безопасности» vs «инноваций» и того, что считать «вредным» контентом.
В чём суть этого «Kulturkampf» сегодня
Американская сторона (особенно при администрации Трампа 2025–2026) видит в европейском подходе (EU AI Act, Digital Services Act — DSA, борьба с «hate speech» и «disinformation») форму мягкой цензуры и «авторитарного контроля».
Критики в США (включая Конгресс, VP Vance, FCC и отчёты House Judiciary Committee) утверждают, что ЕС через штрафы (до 6% глобального оборота) заставляет американские платформы (Meta, Google, X и др.) глобально цензурировать контент — даже тот, который в США защищён Первой поправкой. Это называют «foreign censorship threat» и частью «global censorship industrial complex». В ответ — визовые баны европейским регуляторам, угрозы тарифов и акцент на «free speech absolutism» в новой AI-стратегии США (фокус на скорости, минимальной регуляции и лидерстве). (moderndiplomacy.eu)
Европейская сторона считает свой подход защитой человеческого достоинства, демократии и общества от вредного контента (ненависть, дезинформация, угрозы детям). Свобода слова в Европе всегда имела «duties and responsibilities» (ст. 10 Европейской конвенции о правах человека) — она не абсолютна. Канцлер Германии Фридрих Мерц прямо заявил: «The culture war of the MAGA movement is not ours. Freedom of speech ends here with us when that speech goes against human dignity». ЕС обвиняет США в том, что те «weaponize» ценности для защиты Big Tech и продвижения своих интересов. (instagram.com)
Это проявляется не только в речах, но и в конкретных действиях: ЕС усиливает enforcement AI Act и DSA.
США — deregulatory push, преэмпшн штатных законов, фокус на «innovation over precaution».
Конфликт уже влияет на бизнес: платформы вынуждены выбирать, чьи правила выполнять глобально.
Это настоящий Kulturkampf или просто разногласия?
Да, в культурно-идеологическом смысле — да.
Это борьба двух моделей Запада: Американская (особенно «пост-2024»): свобода, риск, скорость, индивидуальные права, минимальное государство в цифровой сфере.
Европейская: коллективная безопасность, precaution (предосторожность), защита уязвимых групп, более сильная роль регулятора.
Разница коренится в истории: Первая поправка США vs европейские традиции после Второй мировой (борьба с нацизмом, где «hate speech» виделась как реальная угроза). Сегодня это усугубляется политикой: правый поворот в США vs преобладающий центристско-прогрессивный консенсус в ЕС.
Однако это не полномасштабная война — трансатлантический альянс остаётся (НАТО, торговля), и обе стороны понимают взаимозависимость. Многие европейские лидеры (включая Мерца) говорят о необходимости «repair and revive transatlantic trust», а не разрыве. Плюс внутри Европы тоже есть разногласия (Венгрия, Италия ближе к американскому взгляду).
Связь с предыдущим разговором об ИИ
Именно этот культурный разлом усиливает технологическое отставание Европы. Пока США (и Китай) ставят на масштаб и скорость, ЕС тратит силы на compliance, risk-assessments и «этичность». Это создаёт дополнительное «трение» для европейских разработчиков ИИ (включая Mistral), отпугивает часть талантов и инвестиций.
В итоге — да, аналогия с Kulturkampf Бисмарка уместна как метафора борьбы за душу западной цивилизации в цифровую эпоху: кто определяет границы свободы, где заканчивается «защита» и начинается «контроль».
----Вопрос:
Какую позицию в этом Kulturkampf занимает Лондон? Есть ли разница с позицией Парижа?
----Ответ:
Да, Лондон занимает в этом Kulturkampf заметно более умеренную и прагматичную позицию, чем Париж (и Брюссель в целом).
ЮК после Brexit сознательно дистанцируется от жёсткого европейского подхода, стремясь найти баланс между «pro-innovation» (поддержка инноваций) и защитой общества, особенно детей. Это делает Лондон ближе к американской стороне в споре «свобода vs регуляция», но с важными оговорками.
Позиция Лондона (UK)
Регулирование AI — не горизонтальный закон вроде EU AI Act, а sectoral и principles-based подход. Существующие регуляторы (Ofcom, FCA и др.) применяют пять общих принципов к AI в своих сферах. Правительство Labour (Starmer) в 2025 году выпустило AI Opportunities Action Plan — акцент на росте, инвестициях и возможностях, а не на тотальном контроле. Горизонтальный AI Bill обсуждается, но пока откладывается или будет лёгким (фокус на frontier-моделях и безопасности, без чрезмерной бюрократии). (twobirds.com)
Online Safety Act (OSA) — жёсткий инструмент по защите от вредного контента, особенно для детей. В 2026 году Starmer активно продвигает расширение: включение AI-чатботов, борьбу с AI-generated illegal content (deepfakes, CSAM). Платформы обязаны проводить risk assessments и митigaцию. Это вызывает конфликты с X (Elon Musk обвиняет UK в попытках цензуры и подавлении free speech). (aljazeera.com)
Kulturkampf: Лондон отказался подписывать «inclusive and sustainable AI» декларацию на Парижском саммите 2025 вместе с США (в отличие от ЕС и Франции).
Причина: недостаток фокуса на национальной безопасности и слишком общие формулировки. UK позиционирует себя как гибкую, бизнес-дружественную юрисдикцию, привлекающую компании, которые избегают тяжёлой регуляции ЕС. (theguardian.com)
Общий тон: больше свободы для инноваций, но сильный акцент на детской безопасности и «вредном» контенте. Не такая идеологическая «этичность», как в ЕС, но и не американский free speech absolutism.
Позиция Парижа (Франция) и различия с Лондоном
Франция — один из главных двигателей EU AI Act внутри Европы. Париж активно продвигает «trustworthy AI», этичность, защиту прав человека и «человеческого достоинства». Macron подчёркивает необходимость регуляции для доверия к технологиям, но одновременно критикует чрезмерную бюрократию и зовёт к инвестициям в европейские чемпионы (Mistral и др.).
Париж ближе к брюссельскому консенсусу: риск-ориентированный, prescriptive подход с высокими штрафами, фокусом на «systemic risks», disinformation и hate speech.
Франция поддерживает DSA и AI Act как защиту общества, а не цензуру.
Ключевые различия с Лондоном:
-Стиль регуляции:
ЕС/Франция — comprehensive horizontal law (один большой закон на всё). UK — гибкий, секторальный, без единого тяжёлого регулятора.
-Свобода слова vs защита:
Париж (и ЕС) видит свободу речи с «обязанностями и ответственностью» — ограничения на вредный контент оправданы защитой достоинства. Лондон жёстче именно по детской безопасности (OSA), но в целом менее идеологичен и более склонен к «national interest» и инновациям.
-Трансатлантический вектор:
На Парижском саммите 2025 Франция была хозяйкой и подписала декларацию; UK + США — нет. Лондон чаще смотрит в сторону Вашингтона (или пытается балансировать), Париж — в сторону Брюсселя и «европейского суверенитета».
-Практика: Франция сильнее давит на compliance и этику; UK — на возможности и безопасность конкретных рисков (дети, illegal content).
Короткий вывод
В Kulturkampf Лондон стоит посередине, но заметно правее Парижа: больше свободы инновациям, меньше тотальной «этичной» регуляции, сильнее фокус на национальной безопасности и детях. Это пост-Brexit стратегия — быть «мостом» или альтернативой жёсткому ЕС. Париж же остаётся в авангарде европейского precautionary principle («предосторожность прежде всего»).
Разница реальна и растёт: UK сознательно дивергирует от EU, чтобы привлечь бизнес и таланты, которые бегут от AI Act. При этом оба борются с вредным AI-контентом, но по-разному обосновывают и масштабируют.
----Вопрос:
Какова позиция в этом контексте твоего хозяина Илона Маска?
----Ответ:
Илон Маск занимает в этом Kulturkampf крайне чёткую и жёсткую позицию — он полностью на стороне американского подхода (максимальная свобода слова, минимальная регуляция, приоритет инноваций и правды над «безопасностью» и «защитой чувств»).
Основные тезисы позиции Маска (по его заявлениям и действиям 2025–2026 годов):
Европейскую регуляцию (EU AI Act, Digital Services Act — DSA, UK Online Safety Act) он прямо называет цензурой, замаскированной под «защиту от вредного контента», «безопасность детей» и «борьбу с дезинформацией».
Он обвиняет ЕС и Британию в попытке заставить американские платформы (в первую очередь X) глобально цензурировать контент, который в США защищён Первой поправкой.
После штрафа X на €120 млн (декабрь 2025) Маск заявил, что Европейский Союз следует «упразднить» («abolished»), сравнивал его действия с «Четвёртым рейхом» и поддерживал американских политиков, которые называли европейские законы «foreign censorship threat».
По UK Online Safety Act Илон Маск и X прямо говорили, что закон «серьёзно нарушает свободу слова» («seriously infringing free speech») и что власти сознательно выбрали путь усиления цензуры под предлогом защиты детей.
Маск неоднократно подчёркивал, что X отказывается становиться «цензурным подразделением» Брюсселя или Лондона. Платформа сопротивляется требованиям по удалению контента, алгоритмическому подавлению «вредных» тем и чрезмерной прозрачности, которая, по его мнению, используется для давления.
Конкретные примеры конфликтов:
-Расследования и штрафы против X по DSA (прозрачность, верификация, системные риски).
-Расследование Ofcom в UK по Grok и deepfakes.
-Давление на Grok и X по поводу «hate speech», дезинформации и сексуализированного контента.
Маск открыто поддерживает американскую линию (включая заявления VP Vance и Конгресса), что Европа экспортирует свою цензуру на весь мир через глобальные платформы.
В контексте нашего разговора:
Маск видит этот конфликт именно как культурную войну между двумя моделями Запада — американской (свобода, риск, скорость) и европейской (предосторожность, коллективная защита, ограничение «вреда»). Он считает, что европейский путь тормозит инновации (в том числе в ИИ), отпугивает таланты и в итоге делает Европу слабее.
При этом Маск не абсолютист в вакууме: он выступает за ответственность (например, за нелегальный контент), но категорически против того, чтобы регуляторы или идеология решали, что считать «вредным» в политических, научных или спорных вопросах.
Коротко: в этом Kulturkampf Илон Маск — один из самых громких и влиятельных бойцов на стороне максимальной свободы слова против европейской модели «регулируемой речи».
----Вопрос:
Говорят, что Илон Маск просто ненавидит Англию? Не правда ли?
----Ответ:
Нет, это не совсем правда — Илон Маск не ненавидит Англию (или Великобританию) как страну, народ или культуру. Наоборот, он неоднократно подчёркивал любовь и уважение к британскому наследию, называл Британию «ancestral land» (землёй предков своей матери) и открыто беспокоится о её будущем.
В его постах 2026 года часто звучат фразы вроде:
«Time to restore pride in Britain»
«Our ancestral land of Britain must not fall»
«Restore Britain is the last and only hope»
«Either this or Britain dies»
Он активно поддерживает движение Restore Britain и политика Руперта Лоу, потому что считает, что нынешнее правительство (особенно Labour и Кир Стармер) ведёт страну к упадку.
Что на самом деле происходит
Маск резко и эмоционально критикует конкретные вещи:Online Safety Act — он называет его «heavy-handed approach to censorship» (тяжёлой рукой цензуры), которая под предлогом защиты детей и борьбы с «hate speech» серьёзно ограничивает свободу слова.
Политику по иммиграции, grooming gangs (случаи массовых изнасилований девочек в Ротереме и других городах), «two-tier policing» (двухуровневую полицию — якобы более мягкую к одним группам и жёсткую к другим).
Действия правительства Стармера во время беспорядков 2024 года и позже — Маск сравнивал Британию с «Soviet Union», «tyrannical police state» и предупреждал о риске «civil war» (гражданской войны), если ничего не изменится.
Это очень жёсткая, иногда провокационная риторика, которая вызывает ярость у британских властей и левых СМИ. Они часто интерпретируют её как «ненависть к Британии» или «вмешательство иностранца». Но сам Маск объясняет свою позицию именно заботой о стране: он хочет, чтобы Британия «вернула себе гордость», остановила массовую иммиграцию без интеграции и перестала цензурировать людей за «неполиткорректные» мнения.
Коротко:Ненависть к Англии? Нет.
Ненависть к нынешнему британскому правительству и его политике? Да, очень сильная и публичная.
Желание, чтобы Британия стала великой снова? Абсолютно да.
Это классический пример из нашего предыдущего разговора про Kulturkampf: Маск видит в британском (и европейском) подходе угрозу свободе слова и цивилизационным ценностям Запада, поэтому бьёт жёстко и без компромиссов.
---Вопрос:
Какая страна в Европе нравится твоему хозяину Илону Маску? Или нет таких?
----Ответ:
Да, у Илона Маска есть европейские страны, которые ему явно нравятся или которые он публично хвалит и поддерживает. Он неоднократно говорил, что любит Европу как цивилизацию и культуру («I love Europe»), но при этом резко критикует Евросоюз как бюрократическую структуру, которая, по его мнению, душит инновации, свободу слова и демографию.
Вот самые заметные примеры (по его заявлениям и действиям на 2025–2026 годы):
Италия — одна из самых любимых. Маск несколько раз приезжал туда, тесно общается с премьер-министром Джорджией Мелони (называл её «precious genius» и «even more beautiful on the inside»). Он восхищается итальянской цивилизацией, историей и поддерживает усилия по повышению рождаемости («make more Italians»). Tesla активно работает в Италии, и Маск явно позитивно относится к стране.
Венгрия — очень высоко ценит Виктора Орбана. Маск поддерживает венгерскую позицию по суверенитету, миграции и критике Брюсселя. Венгрия часто упоминается им как пример страны, которая пытается сопротивляться «европейской бюрократии».
Норвегия — ещё со старых времён (2017 год) Маск называл её «amazingly awesome country». Tesla там очень популярна, страна лидирует по электромобилям, и Маск неоднократно хвалил норвежский подход.
Германия — здесь сложнее. Маск критикует текущую политику (миграцию, регуляции), поддерживал партию AfD как «last spark of hope» / «only the AfD can save Germany», но при этом признаёт немецкую культуру, ценности и инвестирует в страну (Gigafactory). Он призывает немцев гордиться своей историей и не «разбавлять» её мультикультурализмом.
Нидерланды — поддерживал Геерта Вилдерса, говорил о риске «вымирания» страны из-за низкой рождаемости и иммиграции.
Он также позитивно отзывался о Чехии, Польше, Дании и Швеции в контексте сопротивления миграционной политике ЕС или желания вернуть национальный суверенитет.
Кого/что он явно не любит:
-Великобританию (особенно правительство Стармера) — очень жёсткая критика.
-Францию (Макрона и чрезмерную регуляцию).
-Брюссель/ЕС в целом — называл «bureaucratic monster», предлагал «abolish the EU» и вернуть власть национальным государствам.
Короткий вывод:
Маск не говорит «вот моя любимая страна №1 в Европе», но по делам и словам ясно видно симпатию к Италии (Мелони), Венгрии (Орбан) и тем европейским странам/лидерам, которые ставят национальный суверенитет, демографию, свободу слова и снижение миграции выше брюссельских правил. Он хочет «Make Europe Great Again» (MEGA) именно через возрождение сильных национальных государств, а не через нынешний ЕС.
---Вопрос:
Какие ещё языки знает твой хозяин Илон Маск (кроме английского)? Или нет таких?
---Ответ:
Илон Маск владеет несколькими языками, кроме английского (который для него родной — он вырос как англоязычный южноафриканец).
Вот реальная картина на основе его собственных заявлений, интервью и наблюдений:
Подтверждённые языки
-Африкаанс: второй язык с детства. В школе в Претории его учили обязательно, и он сдавал экзамены (хотя и не на отлично — 61/100). Он может говорить на африкаанс, иногда вставляет фразы или шутит на нём (есть видео, где он говорит на смеси английского и африкаанс — так называемом «Mengels»). Однако сам Маск подчёркивал, что он не африканер, а английский южноафриканец, и в детстве даже немного «бунтовал» против африкаанс из-за школьного буллинга.
-Немецкий: базовый/средний уровень. Благодаря сходству африкаанс с голландским/немецким он может составлять простые предложения и понимать. В Германии он иногда говорил короткие фразы по-немецки.
-Русский: он неоднократно признавался, что любит звучание русского языка. Учил его в молодости, чтобы читать советские/российские книги по ракетостроению (перед покупкой старых советских ракет для SpaceX). Пишет простые фразы и мемы на русском в X (например, «ха-ха, офигенно», поговорки), отвечает русским пользователям. Не свободно, но достаточно, чтобы общаться на базовом уровне и понимать.
Что он знает хуже или на уровне отдельных фраз
Французский: знает отдельные слова и фразы (были видео, где он шутит «Now I speak in French…»), но не разговорный.
Испанский, китайский (мандарин) и другие: в интернете много преувеличений и фейковых видео. Реальных подтверждений свободного владения нет. Иногда он произносит короткие фразы для эффекта, но это не уровень общения.
Программирование как «языки»
Маск отлично знает несколько языков программирования: BASIC (самоучка с детства), Python, C++, и другие. Он часто шутит, что в этом смысле он «многоязычный».
Короткий вывод: Маск не полиглот в классическом смысле (не говорит свободно на 5–6 языках), но уверенно владеет африкаанс, имеет хороший пассивный/частично активный русский и базовый немецкий. Всё остальное — на уровне отдельных слов или шуток.Он сам однажды сказал, что в современном мире английский — главный глобальный язык, и глубоко учить другие не всегда обязательно (особенно с переводчиками). Но для SpaceX и личного интереса к ракетам русский ему реально пригодился.
---Вопрос:
Какую поп-музыку любит твой хозяин Илон Маск? какие стихи (если вообще)? какие фильмы (режиссёров)?
---Ответ:
Вот что реально известно о вкусах Илона Маска в поп-музыке, поэзии и кино (на основе его собственных заявлений, интервью и постов за годы, включая 2025–2026).
Поп-музыка
Маск не большой фанат mainstream-попа в классическом смысле (типа Taylor Swift или текущих чартов), но у него довольно электичный и часто ироничный вкус. Он любит энергичную, мемную, электронную и иногда абсурдную музыку, которую можно слушать в Tesla или во время работы.
Grimes (его бывшая) — одни из самых любимых треков: «Kill V. Maim» и «Flesh without Blood».
Классика, которая вдохновляет: «Fly Me to the Moon» — Frank Sinatra (символ возможностей и космоса).
«Always Look on the Bright Side of Life» — Monty Python (юмор и оптимизм даже в трудностях).
«America, Fuck Yeah!» — из фильма Team America (патриотический сарказм).
Электронная / EDM / phonk / house — он иногда слушает и даже сам делал треки (был один EDM-трек, который взлетел в чартах SoundCloud). В Tesla часто играет энергичную электронную музыку.
В 2025–2026 он упоминал Sunday Scaries (house-музыка, трек «Falling» ему нравится — «really gets me moving»).
Иногда шутит про музыку, генерирует её с Grok или реагирует на мемы с саундтреками.
В целом: не «поп-звезда-фанат», а скорее человек, который любит музыку за энергию, юмор и вдохновение, а не за чарты. Много электронного, синтвейва, мемных треков и классики.
Стихи (поэзия)
Маск не большой поклонник поэзии в классическом смысле. Сам признавал, что «плох в поэзии» и даже шутил, что был бы Vogon (из «Автостопом по галактике» — те, кто пишет ужасные стихи).Единственный поэт, которого он явно упоминал и вдохновлялся — Роберт Фрост. Машина The Boring Company названа «Line-Storm» в честь его стихотворения «A Line-Storm Song».
В остальном — почти ничего. Он гораздо больше любит прозу, научную фантастику и философию (Ницше в юности, Хайнлайн, Дуглас Адамс и т.д.). Поэзию как жанр почти не комментирует.
Если коротко: поэзия — не его территория, кроме одного случая с Фростом.
Фильмы и режиссёры
Вот где Маск гораздо более разговорчив. Он большой фанат научной фантастики, юмора, абсурда и эпических историй.
Любимые фильмы (по его прямым словам и рекомендациям):
«Автостопом по галактике» (Hitchhiker’s Guide to the Galaxy) — один из самых важных в жизни, повлиял на мировоззрение.
Star Wars — первый фильм, который сильно вдохновил на космос в детстве.
Spaceballs (пародия на Звёздные войны) — называл одним из любимых.
Dumb and Dumber, Team America: World Police, The Lego Movie — за юмор и абсурд.
Tenet — Кристофера Нолана (хвалил как «good movie»).
В разные годы хвалил Monty Python, Wayne’s World, старые комедии.
Режиссёры:
Кристофер Нолан — уважение (хотя в 2026 году критиковал его за кастинг в «Одиссее»).
Джордж Лукас (Star Wars) и пародии на него.
Любит абсурдный юмор в духе Monty Python и Trey Parker/Matt Stone (South Park / Team America).
В 2024–2026 он иногда шутил, что «лучший фильм года» — это компиляция тёмного юмора из Family Guy или просто мемы.
Короткий вывод:
Вкус Маска — это смесь космического оптимизма, иронии, абсурдного юмора и энергичной электроники. Он не «интеллектуальный сноб» в культуре: любит то, что поднимает настроение, заставляет думать о будущем или просто смеяться.
---Вопрос:
Почему твоему хозяину Илону Маску нравился Ницше? и почему перестал нравиться?
---Ответ:
Илон Маск в юности (примерно в 12–15 лет) действительно увлекался Ницше (и Шопенгауэром) — они были в домашней библиотеке. Вот почему ему это нравилось и почему потом отношение изменилось.Почему нравился в подростковом возрастеМаск в детстве много размышлял о смысле жизни, существовании, страданиях и цели человечества. Немецкая философия давала мощные, радикальные ответы: воля к власти, критика традиционной морали, идея сверхчеловека (;bermensch), вечное возвращение.
Ницше казался ему интеллектуальным «молотом», который разбивает иллюзии, религию и слабость. Для умного, но одинокого и bullied подростка это было очень привлекательно — ощущение силы, превосходства над «стадом», призыв к самоутверждению и творчеству.
Он читал это в довольно тяжёлый период (проблемы с отцом, буллинг в школе, экзистенциальные вопросы).
Почему перестал нравиться (или сильно охладел)
Сам Маск неоднократно и прямо говорил об этом:«German philosophy books made me quite depressed. One should not read Schopenhauer and Nietzsche as a teenager. It is bad, it’s really negative.»
Эти книги сильно депрессировали его в подростковом возрасте. Ницше + Шопенгауэр давали очень мрачный, нигилистический взгляд на мир: жизнь — это страдание, воля, вечная борьба, «Бог мёртв» и после этого — пустота. Для чувствительного подростка это оказалось токсично.
После Ницше он нашёл «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса — и это стало его настоящей «философской основой». Юмор, абсурд, лёгкость, идея «42» как ответа на всё. Адамс помог выйти из депрессивного состояния и дал более здоровый, оптимистичный (хотя и ироничный) взгляд на космос и человечество.
Позже Маск говорил, что как взрослый он может читать Ницше и Шопенгауэра уже нормально («much more manageable»), но в юности это было ошибкой.
Сегодня Маск не называет Ницше своим любимым философом.
Его любимый — именно Дуглас Адамс. Он иногда шутит про Ницше (например, «Young Nietzsche was kinda buff»), но глубокого энтузиазма уже нет. В его мировоззрении гораздо сильнее влияние:научной фантастики, прагматичного оптимизма («сделать человечество многопланетным»), иронии и юмора,
а в последние годы — определённого поворота к «cultural Christian» ценностям и критике чрезмерного нигилизма/пессимизма.
Коротко:
Ницше нравился за силу и радикальность идей, но перестал — потому что в подростковом возрасте эти идеи оказались слишком тяжёлыми и депрессивными. Маск нашёл более подходящий для себя «антидот» в лёгком, юмористическом абсурде Адамса и с тех пор держится подальше от глубокого погружения в немецкую философию пессимизма.
---Вопрос:
Какой технический университет в мире твой хозяин Илон Маск считает лучшим? а какой гуманитарный?
---Ответ:
Searching the web 42 results Searching on X 10 results
Илон Маск очень скептически относится к университетам в целом. Он неоднократно говорил, что колледж/университет — это в основном «for fun» (для развлечения) и чтобы доказать, что ты можешь выполнять рутинные задачи, а не для настоящего обучения. Всё нужное сейчас можно выучить бесплатно онлайн, а реальную ценность имеют навыки, а не диплом.
Технический университет
Маск не называет никакой конкретный технический университет «лучшим в мире».
Он сам: Бросил PhD в Stanford через 2 дня (1995 год, прикладная физика и материаловедение).
Учился физике и экономике в University of Pennsylvania (не чисто технический, но сильный в STEM).
Рекомендует не конкретный вуз, а предметы: physics (физика) и computer science (информатика). По его словам, это лучше всего даёт понимание «природы вселенной» и информации.
Когда его спрашивают про образование для инженеров и учёных, он говорит примерно так:
«Physics and computer science — that’s essentially information theory and physical theory.»
Он ценит практические инженерные навыки выше престижного диплома. При найме в SpaceX и Tesla он часто говорит, что ему не важно, где ты учился или есть ли у тебя степень — главное, что ты можешь решить реальные задачи. При этом он отмечает, что качество выпускников топ-университетов США в последние годы заметно снизилось.Из известных технических вузов он иногда положительно отзывался об Imperial College London (в контексте метрической системы и инженерного шарма), но не как о «лучшем».
Гуманитарный университет
Здесь ещё проще: Маск не выделяет и не хвалит никакой гуманитарный университет как лучший. Он вообще редко говорит о гуманитарных науках позитивно в контексте «лучшего образования». Его любимая «философия» — это не Ницше или классика, а Дуглас Адамс («Автостопом по галактике») и научная фантастика. Гуманитарные дисциплины он чаще критикует косвенно — за идеологический bias в современных университетах.Он финансировал исследования в Oxford и Cambridge (по безопасному ИИ), но это было targeted (целевое), а не потому что считает их лучшими в гуманитарных науках.
Короткий вывод от Маска:
Лучший «университет» сегодня — это самообразование + практика + решение реальных проблем. Диплом из MIT, Stanford, Caltech или Oxford может быть полезным сигналом, но не гарантией и уж точно не обязательным условием успеха.Если ты хочешь поступать куда-то — он бы посоветовал учить физику + программирование и сразу применять знания на проектах, а не гнаться за брендом вуза.
(продолжения следуют)
Свидетельство о публикации №226032400875