Рецензия к фильму Офицер И Шпион
Ну, это французско-итальянская политическая драма в поджанре "кино про судебные дела". К тому же фильм основан на реальных событиях, так что тут ещё и историческо-познавательная польза. А снял его не кто-нибудь, а Роман Полански. И я был в праве рассчитывать на что-то мощное и увлекательное. Но меня, к сожалению, не особо зацепило. Да, история скандальная, антисемитская. Возможно, даже повлиявшая в какой-то степени на ход истории в целом. Но на самом деле она довольно скучная. Или просто так подана. Безусловно, она сама по себе очень серьёзная, трагичная, компрометирующая власть и французскую армию той эпохи. И как факт – это важное событие. Но мне надо, чтобы ещё и как кино было интересно.)) А так, тут и расследования-то никакого нет даже по большому счёту. Какой-то впечатляющей тайны, выворота неожиданного, теории заговора. Чего-нибудь вот такого. Чтобы какие-нибудь многоходовки были, вторые дны, интриги. Хорошо, интриги тут плетут все. Но они предельно поверхностные и не интригующие. Я понимаю, что тут нельзя было сделать что-то вроде "Шпион, Выйди Вон". Есть исторический факт и его глупо перевирать. Но мне кажется, можно было бы добавить гнетущей триллерной атмосферы. Потому что это Полански! Он как никто другой умеет создавать гнетущую нуарную атмосферу. И я не говорю сейчас о мистических "Девятых Вратах" или психоглюченном "Основано На Реальных Событиях". Он и без фантастики умеет создавать тяжёлую атмосферу. Вот тут мне её как раз и не хватило. Мне даже масштабность и ужасность этой истории не передалась в нужной мере. Ну, да, против системы не попрёшь. Я как бы это и так знал и видел в других фильмах с более насыщенной и драматичной подачей. Нет, кино не плохое. Просто мне не хватило банальной интересности и атмосферы. Ну и прошпионить мне за шахматным офицером и наконец-то выяснить, кто по ночам прячет мой носок в самые заковыристые места вроде хлебницы, если не пора перейти к сути.
В Париже 1895-го года на площади был торжественно вынесен приговор капитану французской армии. Прямо сильно торжественно. С барабанами, выстроившимися по стойке "смирно" солдатами, глашатай на коне. Чтобы пристыдить мерзавца перед сослуживцами. И чтобы тем неповадно было. Мол, мы тут не шутки шутим. Тут аж глашатай на коне. А обвинили капитана не в какой-то там самоволке на два дня. В шпионаже и госизмене! А это – самое ужасное преступление. Во-первых, капитана отправили в пожизненную ссылку на необитаемый остров. Не, не в замок Иф, где Монте-Кристо сидел. Оттуда, как известно, можно сбежать и отомстить всем подряд. Там есть ещё некий остров Дьявола. Но ссылка – не самое ужасное. Ну, просидит всю жизнь на острове, ни с кем не общаясь. Можно нарисовать камню глаза и разговаривать с ним. Но есть и куда более жестокая кара. Его разжаловали. Для солдата это подобно смерти. Изгнали с позором. Сорвали все знаки различия. Пуговицы специальные, эполеты и прочую портупею. И даже сломали саблю об колено! Это всё равно что переломить иглу Кощея! При этом капитан уверяет, что невиновен. То есть трибунал его нагло оклеветал, отправил в Чёртзнаеткуданск да ещё и саблю сломал ни за что. Обидно вообще-то. А курировал дело национального предателя один майор. Вот он бы точно никогда не изменил Родине. Хотя спит с чужой женой. Но это она изменяет, а не он. И не Родине, а мужу. За удачно проведённый судебный процесс майора сделали полковником. И назначили новым начальником разведки. Потому что прежний что? Правильно! Умирает от сифилиса. Нафиг им нужен начальник разведки, умирающий от сифилиса. Ну и новый глава приступил к своим обязанностям. А у них там есть специальный спецштаб в какой-то трущобной трущобе. На ресепшене постоянно спит престарелый спецлакей. А вот на других этажах уже шпионская работа идёт во всю катушку. В одном кабинете вскрывают конверты с письмами. В другом трудится наиважнейший суперагент. Он из клочков порванных писем собирает цельную картину. Грубо говоря, складывает пазл, но на уровне национальной безопасности. Он знает все секреты, посылы тайных переписок и любовные сонеты высокопоставленных вельмож. Кстати, этот чувак насторожил новоявленного полковника. Он же с чужой женой спит. А они тут вон как за такими вещами следят. А в третьем кабинете был кабинет полковника. И там в рамке висит склеенное пазловиком письмо. Которое, собственно говоря, и упекло капитана-предателя на остров. Там, когда поняли, что в их полку завелась крыса и обнаружили это письмо, стали проверять почерк. И в первую очередь проверили капитана. Ничего личного, а просто потому, что он еврей. Все остальные подозреваемые не евреи, а он еврей. И его почерк очень похож на почерк того, кто писал письмо врагам с информацией о пушках и гарнизонах. Вот так ему и сломали саблю. Вместе с нормальной жизнью. Причём графолог там такой ерунды нанёс. Мол, писавший подделал свой почерк. Это ты пишешь своим почерком и ещё его и подделываешь. Чтоб он ещё сильнее был похож на твой. А глава разведки тем временем продолжал разоблачать шпионов. И ему в руки попало ещё одно письмо с информацией для врага. И о мон Дьё! Почерк похож на тот почерк, которым написано письмо в рамке! Но обвинённый уже на острове и никак не мог написать новое письмо…
К сожалению, даже как общеобразовательное кино о конкретном историческом событии меня не особо восхитило. Да, антисемитизм. Да, евреи натерпелись. Да, это всё ужасно. Но я не уверен, что мне этот факт запомнится, как нечто незабываемое. Кстати, не в единственном экземпляре читал версию о том, что Полански снимал фильм про себя. Мол, его тоже неправильно обвинили, изгнали и опозорили. Он сам так говорил? Ну, наверное, он что-то такое имел в виду, имея в биографии столь неприятный факт. Как бы волей-неволей проецируешь такие вещи. Но можно сколько угодно притягивать и додумывать, а фильм всё равно не про Романа.)) Про него, возможно, когда-нибудь снимут байопик. И про эту бяку с сексуальным контекстом, и про Чарльза Мэнсона, и про талант. И я посмотрю такую картину с удовольствием. А тут про других людей. О несправедливости и произволе. Но я не могу сказать, что этот фильм выгодно выделяется на фоне огромного количества прочих на подобную тематику. Я даже лучшего момента не могу припомнить. Мне понравилось начало с входом в шпионский штаб. Вот как эти письма вскрывают и восстанавливают. Думаю: "Здорово! Сейчас погрузят в подноготную." Но потом всё растягивается, затягивается и нет припева яркого. Дуэль на саблях понравилась.)) Есть в постановке что-то близкое к правдоподобию. Состав очень хороший. Тут прямо часть французской элиты. Во главе с оскароносным Жаном Дюжарденом. Но Луи Гаррель был даже поинтересней в актёрском плане. Иногда появлялся Венсан Перес. Иногда появлялся Матьё Амальрик. Ну и конечно, Эммануэль Сенье. Куда Роман Полански без своей супруги и музы?)) Фильм получил какие-то престижные награды, – Львы, Сезары – но мне кажется, из-за авторитета режиссёра. И таких наград кино, в принципе, достойно. Но вот как восклицают, что "это лучший фильм Полански", с этим я не согласен вовсе. Реально? Даже лучше "Пианиста" про тех же евреев?)) И поставлю шесть. "Римляне бросали львам христиан. Мы бросаем евреев. Без сомнения, это прогресс."
Свидетельство о публикации №226032601801