О негативной реакции на чужой успех
Мы все в жизни сталкивались не раз с такой реакцией. Со стороны близких, или знакомых, или так называемых подруг/ друзей. Когда кто то по финансовому благополучию резко идет в гору и многое может себе позволить, и это выкладывается в соцсетях, конечно это становится предметом обсуждения. Причём далеко не всегда это зависть, как очень любят считать те, кому "завидуют". Люди не идиоты, они понимают, что такие деньги честно не заработать, а пафос и кич, который "из грязи в князи", только усиливает подтверждение правильности выводов. А иначе как объяснить все эти "золотые унитазы ", хоромы в роскошной иностранной мебели, которую везут специальной доставкой, бассейны и косметология для их собачек, черная икра на завтрак, поездки, круизы, отдыхи, тяжелый люкс,... итд.
Конечно, на фоне общего обнищания простых людей это злит. Это не зависть, это обида. Обида за себя, за свою жизнь, за то, что всю жизнь честно пахал и так ни на что существенное и не напахал, зато приобрел кучу болезней и остался ни с чем, обида за страну, обида за родителей, которые были такими же пахарями и ничего в жизни не видели... А тут у кого-то за какие-то непонятные заслуги (можно взять в пример не политиков и чиновников даже, а просто раскрученных блогеров) лёгкие деньги, жизнь в роскоши, улыбки с сверкающими своей белизной зубами (а у тебя денег на обычную реставрацию зуба нет), поэтому да: злость, неприязнь, как естественные чувства.
Но в этом варианте такие негативные реакции понятны. Они правильные. Но есть случаи, когда ситуация несколько иная. Когда, допустим, кто-то редко, но совершенно заслуженно добивается успеха, выходит из рамок нижнего и среднего класса по социальному уровню, и на это со стороны окружающих или даже близких людей идет волна хейта, насмешек и прочего негатива. Почему возникает подобная реакция?
Видят ли причины своих реакций сами люди? Видят ли они себя со стороны? На последний вопрос: нет, не видят. Им кажется, что они правы в своей критике и оценке ситуации, они считают, что "а за какие это заслуги такому-то привалило такое везение?". И конечно здесь срабатывает "чем я хуже?". Частенько в ход идут и клевета на человека, И о бзывательства, и при близком знакомстве - недалеко и до ненависти.
Со стороны психологии объяснение такое:
а) люди постоянно себя облагораживают, и никто не хочет за собой видеть каких-то довольно мерзких черт характера, или психологических реакций (зависть; злобствование, и даже вроде бы беспричинная ненависть на фоне скрываемого внутреннего садизма, или внутриличностных противоречий; на фоне собственной социальной нереализованности),
б) мало кто является сильной личностью, чтобы спокойно воспринимать чужой успех (хотя, все о себе непременно скажут "это я, я как раз такой"). В основном лодьми движет эффект сравнения ("как это у него, и как это у меня"), а это опять же порождает зависть, часто грызущую, не дающую покоя... Это выливается в злорадствование, если вдруг у "того человека" случается в жизни какая-то неприятность.
в) Если вдруг такие люди дружили, то: дружба (ровно как и симпатия понятия относительные и очень зыбкие (до первого случая), пока не наступают конфликты интересов. Тогда дружбе приходит конец.
И отдельно про женскую дружбу.
Женской дружбы не существует. Вообще само понятие дружбы - слишком шаткое, пока не наступит конфликт интересов либо каких-то выгод.
А уж женская дружба... Тут увы и ах..
Женщины всегда сравнивают. Даже, если женщина претендует на звание лучшей подруги. Даже если они одного социального уровня и равного социального положения, эффект сравнения всё равно будет Даже во вроде бы в чём-то невинном, к примеру: "мы с Ленкой ровестницы, а морщин-то у нее побольше будет", "мы с Танькой на спорт ходим вместе, а её ....пятая точка (что б культурно) всё раано, как две пуховые перины")..итд.
Женщины конкурируют всегда И чаще всего негласно.
И не дай боже, если сравнение будет не в ее пользу. Подруга этого не простите хотя внешне будет всё замечательно. .. До поры - до времени...
Если одним предложением, то женскую дружбу можно обозначить как "сейчас ты любимка, а завтра вражинка". Хотя, казалось бы "ничто не предвещало...".
С симпатией знакомых тоже самое. Она зыбкая и переменчивая.
Почему? А потому что в силу вступают вот эти факторы, перечисленные выше.
В итоге, окружающие люди могут быть правы и могут быть неправы. Здесь каждый случай нужно рассматривать индивидуально. В случае с незнакомыми объектами обсуждений - чаще всего люди правы. Они реагируют на несправедливость. Они знают, что такая роскошь и такое богатство - не просто так, им становится неприятно и обсуждаемые человек, и его позёрство, и его наглость, и клич на фоне их скромного существования.
В случае же со знакомыми, с близкими друзьями/подругами, или с родственниками - здесь могут быть неправы оье стороны, или права одна из сторон, но наши реакции - это всегда показатель того, что у нас внутри,
Свидетельство о публикации №226032801584