Рецензии на произведение «Мысли о литературном творчестве»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Говоря кратко, так сказать подытоживая - "пропускай своё творчество через сердце и душу".
Mkuzovlev 01.02.2009 20:59 Заявить о нарушении
Мне тоже кажется, что писать надо по вдохновению, от души, чтоб лилось, без черновиков, относясь к литературе не как к работе (то есть никогда не насилуя) :)) Только почему-то многие считают иначе :)) Спасибо... Судя по этому очерку, у меня еще не все так плохо :))
Надежда-Она 17.08.2003 16:53 Заявить о нарушении
А ещё важно схему рассказа составить - как сюжет будет литься... туда-мол-сюда, надо ведь его оригинально повернуть, чтоб читатель ап чём-то не сразу догадался и пр...
Хотя, сейчас я прихожу к тому, что вообще ничего не надо. Пиши себе от души, будь Его инструментом, пером... Но тада, как Прусту, придёца (первое время) за свой счёт публиковаца, т.к. редакторы (хоть в инете, хоть в журналах, хоть в книжных издат-вах) способны воспринимать лишь отшлифованную линейную последоват-ность изложения, где после "а" идёт "б" и не иначе.
Да ну их всех, еси кто не понимает али не поймёт... Пишем по сути для себя - тада что-то и выходит. Мне так кааца
*^))
Лавай 18.08.2003 21:19 Заявить о нарушении
Надежда-Она 20.08.2003 11:44 Заявить о нарушении
:-)))
Лавай 22.08.2003 12:28 Заявить о нарушении
"Писать надо так, как льётся от души" - Это не могу не согласица. Жаль, что у меня так хорошо не льёца как у вас. Удачи!
Брат Таксиста 28.12.2002 07:25 Заявить о нарушении
*^))
Лавай 28.12.2002 22:47 Заявить о нарушении
Воистину: "можно резать и больше, чем Лев".
В принципе, со многими высказываниями автора я согласен. Но вот подача...
Горячие и прямые как сами знаете что речи народных трибунов немного отошли вглубь сцены - интеллигентам подавай символизм, так им, видите ли, приятнее.
Последняя вещь Чайки, в общем, про то же, что и Ваша статья, однако реакция-то на нее какова? "Ай да сукин сын" - вот ведь как.
Человек как бы стесняется чистого пафоса, ибо при всех человеческих же пороках - его очень легко загрязнить. А чтобы так не было - надо работать, ибо правильная работа очищает (думаю, пишущим это известно). В Вашей же статье, человеку, который над подобным долго и мучительно (без иронии) думал - работать особенно не о чем, поэтому он и напишет прохладное, немного боязливое и немного поверхностное нечто: "согласен, но что-то как-то...". С другой стороны, можно ведь тут найти и весьма неплохие мысли.
Вот так неоднозначно... зато, иногда, лучше расплывчатая (относительно) и более универсальная неоднозначность, чем один бок, оторванный от вещи, у которой их два (допустим).
Спасибо Вам.
Uncle Paddy 31.10.2002 14:49 Заявить о нарушении
В таком случае за что «Спасибо» (кому конкретно?), не понимаю.
Но, всё равно, спасибо за мнение
8^))
Лавай 31.10.2002 22:18 Заявить о нарушении
Жаль, что я был не настолько четок, чтобы рецензия показалась более понятной, но, вообще-то, некий смысл там есть, я Вас уверяю... старался же, в конце-концов. :)
Удачи Вам.
Uncle Paddy 01.11.2002 09:51 Заявить о нарушении
Правильно и точно!
Хотя, к сожалению, лишь хорошо забытое старое.
Благодарные читатели.
Юра и Наташа Букины 31.10.2002 14:03 Заявить о нарушении
Великолепное эссе. Получила удовольствие от чтения и распечатала, чтобы перечитать еще не раз. Мне понравилось также и то, что приводите здесь лишь имена писателей, без фамилий, так как весьма логично, что тот, кому хочется что-то написать, поинтересовался, что было написано до него и лишь затем принялся изобретать свое колесо :).
Вспомнилось, как красиво сказал о творческом процессе Рильке:"Писать о вещах так, как они сами о себе и не помышляли..."
Ваша мечта, чтобы рукописи(даже черновики) не исчезали, уже сбылась. Google хранит все.
Так что, перефразируя классика(Михаила Б.), можно смело сказать: "Рукописи не стираются."
Рекомендую всем.
С уважением,
Хелью Ребане 05.10.2002 16:22 Заявить о нарушении
Уррра, кто-то раскопал моё старое эссе. Эти мысли когда-то раздирали мне душу и просились на бумагу, пардон, на экран. И вот долгое время я хочу его отредактировать, и всё не нахожу time-a. Многое здесь нужно выразить более чётко. Вот, доберусь ещё... (если будет много нового, то лучше, я подумал, выдать отдельным текстом, а то старые редакции мало кто открывает, и, считай, они пропадают для нового читателя)
"Google хранит все" - это кто ж такой? хм... И как он хранит, интересно?
Я знаю способы полного удаления, когда вместо названия в списке читателей остаётся пустое место (хотя, я встречал случаи, когда люди умудрялись вскрывать и такое...). Но сам я так удалял пару раз лишь повторяющиеся (но изданные в разных рубриках) тексты.
Мда, вот писать бы так, чтоб сразу отражалось на экранах всех, кто хочет специально для этого войти и смотреть за процессом. Мы бы только и видели анонсы: "Пишу в такой-то день то-то"... Хотя, и там появились бы хулиганы, которые писали бы если не матерщину, то уж точно что-то жутко несерьёзное. Но, это - наша культура, и от неё не отмахнёсси. Надо не отрицйать, а постигать в единстве, понимая суть и причины, что мы и делаем
До встреч у Вас!
*^))
Лавай 06.10.2002 11:50 Заявить о нарушении
Да, Хелью - это имя.
Тема Вашего эссе действительно (по понятным причинам) близка, интересна, а то, как написано...как бы это точнее выразиться ...стимулирует. (Я серьезно). Ведь попадая сюда
(на прозу. ру) еще и азарт охватывает(баллы тут всякие:)), количество читателей, ну и так далее...). А это отрезвляет, ну и - стимулирует вернуться к литературе как таковой. С удовольствием вчера перечитала уже распечатку Вашей работы.
А насчет Google я не пошутила...Сама с удивлением обнаружила, где хранятся также и устраненное и черновики. Так что - рукописи не стираются.
Что такое Google? Информационно-поисковая система в интернете, более мощная чем, например, rambler.
Все очень просто. Набираете в окошке explorer"a следующее:
www.google.ru
Там откроется окошко (уже системы google). Ну вот, теперь в нем набираете(допустим) ЛавАй. И узнаете, что хранится решительно все, даже с прозы устраненное - только нажмите непременно в конце полученных результатов поиска на "повторить поиск, включая также пропущенные результаты").
Так что - рукописи не горят...
За эссе - еще раз - спасибо. Сама выписывала тоже, что писатели пишут о творческом процессе...Может, тоже удастся когда-нибудь изложить.:)
А о смерти...Марсель Пруст, предчувствуя близкую смерть, так и поступил - написал, в частности "Любовь Свана", так
что, уже волею обстоятельств, не смог "помешать" своему произведению. Но Вы оригинально здесь перевернули:) ситуацию.
Удачи!
Хелью Ребане 06.10.2002 12:39 Заявить о нарушении
Придумка о баллах - находка руководства сайта (хоть, это не всегда объективно). Но, это стимулирует творчество тех, кто может писать и там и сям - и на потребу массового читателя, и на тонкого искушённого читателя.
И вам удачи!
*^))
Лавай 07.10.2002 23:30 Заявить о нарушении
Да, любопытно. Хотя, имхо, офтопик. Этакая проповедь того, чтои так проповедовать не надо. Взлом незапертой квартиры. Кто же с этим не согласен?
Допустим, я - надо же кому-то.:))
1. Вдохновение - блажь. Было или не было - как доказать? Неверифицируемо. Значим только результат. Тащите мне его на пробу: я сниму отпечатки пальцев, сделаю анализ крови, мочи и кала, прожгу кислотой, опущу в дистиллированую воду и скажу: "лажа". Или "НЕ лажа".
Прошу мне предоставить понятых,
Чтоб подтвердить факт вдохновенья что ли,
Иначе я не стану в этом поле
Закапывать свои пять золотых!
(Юрий Р.)
2. Значима только форма. Искусство есть вопрос формы - не более того. Да, у Льва Т. было глубочайшее содержание, а у Чарльза Б. - нет. Что из этого следует? Что ЛТ>ЧБ?:)) Не следует. Мух нужно отделять от котлет, Тигр от Тибра, Суллу от Суламифи, форму от содержания. Let"s repeat again, хором: "ИСКУССТВО ЕСТЬ ВОПРОС ФОРМЫ". Все остальное - офтопик.
3. Отсюда сразу вытекает, что главная проблема искусства есть проблема недостатка мастерства. Не путать с мастеровитостью! Сошлюсь на авторитет Брюса Л., который, может, и не был экспертом в литературе, зато хорошо понимал, что такое искусство. "Обучение кун-фу имеет три стадии. Первая стадия: вы не уметее драться, не думаете, как деретесь, деретесь - и проигрывате. Вторая стадия: вы уметее драться, думаете, как деретесь, деретесь - и все равно проигрывате. Третья стадия: вы уметее драться, не думаете, как деретесь, деретесь - и выигрывате!" Нельзя сразу оказаться на третьем уровне - нужно неизбежно пройти через второй. Нужно СОЗНАТЕЛЬНО работать над техникой и КОНСТРУИРОВАТЬ форму, чтобы потом иметь право на вдохновение. Халява бывает только в мышеловке. Если вы не работаете над мастерством, но пишете исключительно по вдохновению - ваше место на первом уровне.
4. Можно не бояться экспериментировать. Но никто не обещал, что каждый эксперимент будет удачным. Форма первична, любое разрушение формы - вторично. Успех спонтанной абстракции - тот самый пример, который доказывет обратное. Можно показать зрителю кляксу и предложить ему догадаться, что там изображено. У некоторых фантазия сработает, но это не искусство, а тест Роршаха.
5. Черновики - в печку! Однозначно. Я не хочу видеть строительные леса - они мешают наслаждаться законченной формой. Другой вопрос, что иногда сама форма включает леса, как элементо эстетической конструкции - но это уже частный и очень специфический случай.
6. Довольно разрушительных бунтов. Во времена терроризма и оружия массового поражения литература должна иметь не меньшую силу. Но сила эта должна быть не сокрушительной, а созидательной и конструктивной. Или пусть лучше не имеет никакой силы. Поэтому объявляется срочный призыв в литературу отличников, ботаников, пай-мальчиков и пай-девочек!
7. Безумная страсть и творческий пароксизм - это хорошо. Но чувство юмора, мастерство и здравый рассудок - лучше. Поэтому - да здравствует рациональный подход к литературному творчеству. Обеспечим читателя качественной литературной продукцией, а гениальностью мериться будем после смерти. Если вас тошнит, рвет и поносит словами - скорее всего, вы стопроцентный графоман. Если у вас действительно есть, что сказать читателю, и если вы умеете это делать - говорите. Если нет - проходите, не задерживайте очередь - позадистоящим тоже нетерпится добраться до выключенного микрофона.
8. Театральная традиция допускает не только технику "проживания" Михаила Чехова и систему Станиславского, но и другие театральные техники, включая греческую трагедию и театр Кабуки. Совсем необязательно вживаться в образ. Автор - демиург своего мира. У него все должно быть под контролем. Захотел - вошел в образ, захотел - вышел. Это право первой ночи, первого дня... И вообще автор в полном своем праве. Главное - влюбой момент быть готовым ответить за базар. И не пытаться переложить свою ответственность на кого-то еше. "Не я, но через меня.." - гнилая отмаза. В натуре.
9. Искусство можно и нужно насиловать! Вообще, насилие над словом - единственная реальная радость, доступная автору в процессе так называемого литературного творчества. Иначе - неуправляемый поток форм (все равно форм!), которые не мы придумали, которые мы не увидели, не поняли и потому не реализовали на сто процентов. Бездумно вдохновенный творец - машина с очень низким КПД.
10. Само понятие "игры" предполагает осознанное восприятие и принятие условности. Играющий не думает, что реально живет в игре. Он всего лишь решает некоторые задачи в рамках заданной условной схемы. И, если это удается (особенно, если удается луше, чем другим, в идеале - лучше всех!), играющий получает свое удовольствие как от игры, так и от ее результата. И в этом смысле вы правы. Искусство - игра. Поиграем?:)))
P.S. Для удивленных столь длинным комментарием поясняю: это ход в дискуссии, начавшейся раньше.:))
Юрий Ракита 28.06.2002 12:15 Заявить о нарушении
1. «Вдохновение – блажь»?….. Браво! Тогда и дух, и душа, и Жизнь, и настроение, и счастье – всё это – блажь! Ведь руками-то не потрогаешь. Великолепная (и обычная, кстати) позиция атеиста! «Кто такой Бог? – спросит физик, - Положите мне его на стол – я возьму у него анализы и сделаю лоботомию!»
2. А я – и физик и лирик в одном лице. Мне бесполезно втюхивать вещь или идею, пока я не прощупаю её двумя руками. Но, ваш уровень цинизма мне недоступен. Литература – это полёт, вдохновение, а не блажь. Блажь – это работа без вдохновения. «Форма», говорите? И она должна присутствовать – ведь встречаем по одёжке и обложке, понятное дело. Форма – блажь коммунистов и прочих атеистов. Форму заставляют носить людей подневольных. Бывают и писатели такие, но мне их жалко. «Лажа или НЕ лажа» – согласен. Но, мне для этого анализы не нужны – я это чувствую сердцем, когда открываю книгу. Стою в магазине, смотрю на название, беру в руки, открываю, просматриваю текст – и относительно быстро чувствую, вещь это или ерунда.
3. «Недостаток мастерства» – точно, это проблема. Только Брюс Л. тут не причём. Знаю я его философию – она применима к боевым искусствам и иным физическим занятиям, а к литературе – сомнительно… Я-то ЗА мастерство, но без вдохновения форма останется пустой. Если у вас иная точка зрения – спорить не буду, ибо бесполезно. А причём тут «халява» - вообще не понятно. Литература, это (для меня уж точно) – труд, кропотливый, тяжёлый, но для истинного писателя (имхо) к тому же и приятный и самый любимый (но, оттого не менее тяжёлый).
4. Согласен по поводу эксперимента. Это ж ясно из статьи.
5. Ха-ха, вам бы всё в печку. :-) «Наслаждаться законченной формой»? Мда, вечный спор физиков и лириков. Я наслаждаюсь ещё и душевным содержанием, а голая форма без оного побуждает меня отложить книгу навсегда. А на черновиках можно и нужно учиться, как и на письмах, и на самой жизни писателей. Франц К. – тому подтверждение (однако, понимаю, что не всякий атеист сможет его читать, а жаль – они многое теряют).
6. А никто и не говорит, что сила литературы должна быть разрушительной. Так что тут мы тоже солидарны.
7; 8; 9 – Согласен. В моей статье это и прослеживается. Правда, я всё-таки за формулировку «Искусство имеет меня, а не я – его», т.к. я не атеист и собственной важностью «имельца искусства» не наделён.
N. И в заключении. Зачем засорять наш великий и могучий всё новыми иностранными словами? «Офтопик», к примеру. Я ещё от «бейджика» отойти не могу. Выучить бы свой родной, а тут ещё лабуда иностранная просачивается. Куда прятаться от такой агрессии?.. Куда мы катимся?..
Счастливо, Юрий. В организаторских способностях вы мне больше нравитесь, чем в литературных позициях. Приятно было пообщаться.
*^))
Лавай 02.07.2002 14:02 Заявить о нарушении
И еще два маленьких примечания.
1. Не пойму, при чем тут атеизм или не-атеизм. Вроде я ни слова о Боге не писал. Не следует примешивать посторонние высокие материи к конкретным литературоведческим вопросам. (это как раз и есть в данном случае off topic - "не по теме").
2. Я не говорил, что содержание художественного произведения не важно. Я лишь говорил, что собственно литературный или поэтический факт возникает только как факт эстетический, как факт воздействия и восприятия формы. Глубокое философским или политическим содержанием литературное произведение может стать событием в общественной жизни, в нравственной сфере и т.д. и т.п. Но, если оно при этом плохо написано, оно не станет событием ЛИТЕРАТУРНЫМ. Вот и все, что я хотел здесь сказать. По Вашему глубина содержания искупает слабость формы и недостаток мастерства? Для меня - нет.
Вот, собственно, и все.
И Вам удачи:)
Ю.Р.
Юрий Ракита 05.07.2002 09:32 Заявить о нарушении
Пожалуй, многое правильно. Многое существенно, но должен заметить вы не сказали главного, для чего нужно это самое творчество, для кого и о ком…….?
В вашем контексте – это некая абстрактная вещь, к которой должен стремится настоящий художник, жить ей, гореть в его пламени. Но спрашивается, во имя чего?
Но самое сомнительное и неприятное в статье о сайте, инете, псевдонимах, некой игре, ролях…об этом полная чушь. Не клоны, а клоуны, жалкие и скользкие. Вообще интернет – это болото, в котором вязнет даже настоящее. И я очень сомневаюсь о….., глядя на роман, написанный в он-лайне.
Да будет электричество!
Першин Максим 16.05.2002 00:32 Заявить о нарушении
Спасибо, Макс. Удачи вам во всём!
Лавай 16.05.2002 09:23 Заявить о нарушении
Вы это сериозно, или, как мы, со Свирём, ещё сериозней?
А если ещё, то:Сила вспрыска не влияет на качество отпрыска!
С радостным уважением, Ион.
Ion Von Donn 01.05.2002 09:29 Заявить о нарушении
С радостным пониманием,
*^))
Лавай 01.05.2002 09:37 Заявить о нарушении
Замечательная статья.
Действительно замечательная – глубоко уважаю Вас…
Перечитала (хотя жуткая лентяйка) – стало грустно.
Как надо?– это необходимо чувствовать этим надо жить. А кто не способен это прочувствовать и прожить – статьи не помогут.
Я не чувствую – я слишком влюблена в то, что накатала несколько времен назад, лишена объективности.
Замечательная статья.
Ваша
Любовь Жуковская 07.04.2002 17:53 Заявить о нарушении
Насчёт «на ты» и «на вы» я уже в другой реце те написала. Суть: «на вы» начинаются угрозы-ругательства (как минимум «выгоню», а дальше – по фантазии…). Со своими – не ругаемся. *-)
Теперь о статье.
Недостатки в ней есть. В частности, сумбурность и поучительный тон. Не все возможные цитаты (из важных) привела. Да и с Игрой пояснее бы… И тэ дэ и иэ пэ. Так что не боись и ругнуть конструктивно – не обидимся.
Насчёт того, что ты накатала ранее. Писать надо чаще, + вычёркивать учиться с лёгким сердцем. Будет больше написанного – легче будет и расставаться с фрагментами (или произведениями). Любить, по-моему, надо само своё дело, но не привязываться к его результатам, а любить и их – любовью, дающей свободу. Дело, и его жизнь, и его благо превыше моих личных пристрастий.
Но здесь только разговорчики, а романы – на наших страницах.
*^))
Лавай 08.04.2002 00:02 Заявить о нарушении
На самом деле крайне редко я ругаю чье-то, причем причин на то несколько. Во-первых уровень восприятия зависит от знания, насколько профессионально автор занимается писательством, или какие у него на то претензии... наконец, насколько он сам тактичен по отношению к другим...
То, что вы пишете (имеетесь ввиду вы обе, чтобы не ругались за "вы":)), на порядок интереснее многих (не скажу, что все, разумеется) вещей. Не могу сказать, что все понравилось - просто на то, что не очень - рецензии не пишу. Обязательно прочитаю все - интересно, но щас у меня сессия (последняя перед ГОСами) и я слегка в запаре, слишком много книжной информации для моих слабых мозгов:)
Как разделаюсь,
точно
Ваша.
:)
Любовь Жуковская 08.04.2002 14:38 Заявить о нарушении
Лаварэс 10.04.2002 11:39 Заявить о нарушении