Рецензии на произведение «Скованный Протагор»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
"Я познал логику всего происходящего, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего".
"Я ведь всегда думал (дураком был!), что только Богу дано познать все, а что может человек, особенно если он такой юный как ты, Поликсен".
"Что нам дано сравнивать? Только прошлое с предполагаемым будущим, а настоящее отсутствует".
"К тому способу, которым можно предсказывать будущее, учитель".
"Увижу, если найду точку соприкосновения противоположностей".
"...: пациент чувствует себя хорошо, пациент чувствует себя плохо, пациент чувствует себя нормально…"...
Многие утверждают, что жизнь людей зависит от времени и случая. Логическая цепочка рассуждений вашего героя исключает наличие случайностей, затрагивая развитие, волю и действия личности, следуя единственно познанному им правилу отрицания.
Это по сути рассказанного спора.
Вы что хотели от читателя? Рассуждений на заданную тему, сочувствия в усталости от нападений недоучек, критики литературных достоинств или ...?
Дель Вейс 17.10.2003 09:06 Заявить о нарушении
Я, например, запросто могу обозвать закон правилом. Для меня в некотором роде закон таковым и является. Ареал обитания философа иногда нарушается(или украшается) эмоциями и суждениями сугубо личностных логических построений посторонних, удивляющих и их создателей в той же мере, что и философа. Да, и ограда ареала становится не столь глухой и непроницаемой. Согласитесь, видеть только себя и свое мировоззрение, ограниченное рамками совбственного высокомерия, недостойно истинного философа, а уж тем более софиста.
С наилучшими
Дель Вейс 17.10.2003 10:18 Заявить о нарушении
Константин Бясов 17.10.2003 13:25 Заявить о нарушении
Загадочный уклончивый софист.
А ваше мнение о диалектике временных изменений?
В разработке?
Дель Вейс 17.10.2003 15:31 Заявить о нарушении
Уважаемый Бесон. Как только я начал писать отзыв на Ваш замечательный и глубоко философичный рассказ, в моей голове блуждала некая мысль, которую я, к сожалению, подзабыл. Не сочтёте ли Вы, милостивый государь, за труд сообщить мне о найденной пропаже, в случае, если эта мысль посетит Вас?
С уважением,
Вениамин Семёнович Бац, читатель и представитель.
Вениамин Бац 28.05.2003 22:08 Заявить о нарушении
"прогнозировать состояние своего пациента следующим образом: пациент чувствует себя хорошо, пациент чувствует себя плохо, пациент чувствует себя нормально…"
Прогнозировать не значит диагностировать, следовательно "пациент чувствует" относится к настоящему.
"Будет чувствовать" - это уже более прогноз.
От лица аналогичного "люмпенам" одной из предыдущих рецензий.
Каков у вас Сократ!
Дель Вейс 24.05.2003 16:19 Заявить о нарушении
Константин Бясов 24.05.2003 18:39 Заявить о нарушении
Так о будущем или онастоящем говорил новоявленный ученик ПРОТАГОРа?
С наилучшими
Дель Вейс 24.05.2003 19:08 Заявить о нарушении
Не сомневайтесь. Как литератор, вы очень хороши.
Но не мешало бы добавить истинно философской ясности.
С наилучшими
Дель Вейс 24.05.2003 19:11 Заявить о нарушении
Константин Бясов 24.05.2003 19:13 Заявить о нарушении
Тогда возникает следующий ряд выводов, основанных на отрицании.
Неужели будущий философ мог забыть о притяжении намеченного будущего и изменении настоящего в том русле, которым было им намечено?
Или отталкивание от неприемлемого прошлого является единственным способом достижения будущего? А, может, притягательная сила хорошего будущего не менее важна?
Добавлю.
Аналог люмпена - это я, которая настолько придирчиво относится к написанному, что иногад кажется лишним.
Внутри - это ваш "Сократ" внутри, философ внутри вас, ваша суть и манера рассуждений.
На третий вопрос я овечу позже(если вам будет интересно)
С наилучшими
Дель Вейс 24.05.2003 20:16 Заявить о нарушении
Конечно, "иногда".
Дель Вейс 24.05.2003 20:18 Заявить о нарушении
Константин Бясов 25.05.2003 00:09 Заявить о нарушении
Не понимаю, почему именно меня вы решили позвать отрецензировать этот текст, Бесон:)
Неужели я похожа на любительницу мудрости? Если у Вас каким-то чудом сложилось именно такое представление, спешу его опровергнуть: философия была самым моим нелюбимым предметом в университете. И историей я тоже никогда не увлекалась.
Поэтому оценить все великолепие Вашей задумки я просто не в состоянии. Из упомянутых Вами лиц, определенные ассоциации у меня возникли только с именем Сократ:) Поначалу хотела поумничать, предварительно изучив тему, но потом передумала. К чему этот выпендреж?
Честно? Если бы не Ваша просьба, я бы не переступила дальше первого абзаца.
Зато я знаю людей, которые от этого текста наверняка словят кайф. Вот например:
http://www.proza.ru:8004/author.html?guy_caesar
Рекомендую. Общайтесь с близкими по духу, Бесон!
Расписалась
в собственном невежестве -
Юлия Валеева.
Неофициальный Отдел Критики 20.02.2003 10:16 Заявить о нарушении
Хотел сравнить мнения и всякое такое, и это несмотря на то, что Караковский уже написал вполне достаточно.
Константин Бясов 20.02.2003 10:24 Заявить о нарушении
уФЙМЙУФЙЮЕУЛЙ ТБУУЛБЪ ОБРЙУБО ЧРПМОЕ ХВЕДЙФЕМШОП. еДЙОУФЧЕООПЕ, ЮФП ОЕУЛПМШЛП НЕОС УНХФЙМП - ЬФП ХРПФТЕВМЕОЙЕ УМПЧБ "УФХДЕОФ". нОЕ РПЮЕНХ-ФП ЛБЪБМПУШ, ЮФП ПОП ТЙНУЛПЗП РТПЙУИПЦДЕОЙС... чП ЧУЈН ПУФБМШОПН - ИПТПЫП РЕТЕДБО УФЙМШ ДТЕЧОЕЗТЕЮЕУЛЙИ ДЙБМПЗПЧ (ОБУЛПМШЛП С НПЗХ УХДЙФШ РП ЙЪЧЕУФОЩН НОЕ РТЙНЕТБН). еДЙОУФЧЕООПЕ, ЮФП ПУФБМПУШ ДМС НЕОС ОЕ ЧРПМОЕ СУОЩН - ЬФП ЙДЕС ТБУУЛБЪБ. фП ЕУФШ, ЕУМЙ ПОБ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч УБНПК УХФЙ УРПТБ - ФПЗДБ ОЕРПОСФОП, ЪБЮЕН УФПМШЛП ЗПЧПТЙФШ П рТПФБЗПТЕ, ЧЕДШ МПЗЙЮЕУЛЙК ЙФПЗ - РПСЧМЕОЙЕ Ч ТБУУЛБЪЕ уПЛТБФБ. еУМЙ ЙДЕС ТБУУЛБЪБ МЕЦЙФ Ч РПСЧМЕОЙЙ уПЛТБФБ - ФП РПЮЕНХ ПОБ ОЙЛБЛ ОЕ РТПСЧМСЕФ УЕВС Ч ОБЮБМЕ? ч ПВЭЕН, ЛПНРПЪЙГЙС ТБУУЛБЪБ ПУФБЧМСЕФ УФТБООПЕ ПЭХЭЕОЙЕ ОЕДПРПОЙНБОЙС... ч ПУФБМШОПН ТБУУЛБЪ ЧРПМОЕ РПОТБЧЙМУС. фЕН ВПМЕЕ, ЮФП ПО РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ЙОФЕТЕУОЩК Й ТЕДЛЙК ОБ РТПЪЕ.ТХ ЦБОТ ОБХЮОП-РПРХМСТОПЗП ТБУУЛБЪБ. ч ЙДЕБМЕ, ФБЛЙЕ ТБУУЛБЪЩ ИПТПЫП ЙУРПМШЪПЧБФШ Ч РЕДБЗПЗЙЛЕ ДПРПМОЙФЕМШОПЗП ПВТБЪПЧБОЙС Ч ЛБЮЕУФЧЕ ДПНБЫОЕЗП ЮФЕОЙС РП ЖЙМПУПЖЙЙ Й ЙУФПТЙЙ ЛХМШФХТЩ. й ЬФП ЛХДБ ЙОФЕТЕУОЕЕ, ЮЕН РТПУФП УРЙУПЛ ТЕЛПНЕОДХЕНПК МЙФЕТБФХТЩ!
у ХЧБЦЕОЙЕН,
ПФ МЙГБ оЕПЖЙГЙБМШОПЗП пФДЕМБ лТЙФЙЛЙ,
бМЕЛУЕК лБТБЛПЧУЛЙК.
Неофициальный Отдел Критики 02.02.2003 20:24 Заявить о нарушении
*
Стилистически рассказ написан вполне убедительно. Единственное, что несколько меня смутило - это употребление слова "студент". Мне почему-то казалось, что оно римского происхождения... Во всём остальном - хорошо передан стиль древнегреческих диалогов (насколько я могу судить по известным мне примерам). Единственное, что осталось для меня не вполне ясным - это идея рассказа. То есть, если она заключается в самой сути спора - тогда непонятно, зачем столько говорить о Протагоре, ведь логический итог - появление в рассказе Сократа. Если идея рассказа лежит в появлении Сократа - то почему она никак не проявляет себя в начале? В общем, композиция рассказа оставляет странное ощущение недопонимания... В остальном рассказ вполне понравился. Тем более, что он представляет собой интересный и редкий на прозе.ру жанр научно-популярного рассказа. В идеале, такие рассказы хорошо использовать в педагогике дополнительного образования в качестве домашнего чтения по философии и истории культуры. И это куда интереснее, чем просто список рекомендуемой литературы!
С уважением,
от лица Неофициального Отдела Критики,
Алексей Караковский.
Неофициальный Отдел Критики 02.02.2003 20:27 Заявить о нарушении
Константин Бясов 02.02.2003 22:03 Заявить о нарушении
А идея этого разъясняется в моей же рецензии (см. выше). Вкратце ее можно изобразить как "идею заблуждения".
Константин Бясов 02.02.2003 22:28 Заявить о нарушении
Заслуживает пристального внимания персонаж Спевсиппа. Не разобравшись поначалу в его видо-половой принадлежности, я представил себе химеру с полным телом Ксантиппы, жены Сократа, и круглой головой Спевсиппа, племянника Платона. Голову почему-то немилосердно хватали за ухо. Женщины оказалось больше, и от бакенбард на портрете пришлось отказаться. Помимо незаслуженно забытой античной феминистки Спевсиппы, в тексте попадаются и личности, успешно переваренные желудком филолога-классика. Эти безмятежно едят (принесенное), пьют (источник, к сож., не указан) и диалектически расковывают друг друга. Длина цепи, а также прочие сведения о знаменитой греческой Heiterkeit, прилагаются. По ходу рассуждения автор искусно подталкивет читателя к тому, чтобы, добравшись до "аналогичной логической последовательности", он смог облегченно выразиться на чистом аттическом диалекте. В качестве приза за прозрение его тут же посылают. К Сократу в Афины. Со своими цепями. Неопознан до сих пор древнегреческий папа "сгустка информации".
Алексей Глухов 26.12.2002 00:19 Заявить о нарушении
Скованный Протагор
Послесловие
Однажды я листал учебник по истории философии в университетской библиотеке, каждая страница которого была насыщена карандашными комментариями, этакими заметками на полях от очень эмоционального и не очень любознательного читателя. Жестокая критика этого злодея достигла всех и каждого: начиная с семи мудрецов и заканчивая современными думателями. Так, указанных мудрецов эта личность обозвала "дубьем" за те лаконичные высказывания, которые в ужасающе краткой и обрезанной форме были представлены в данном учебнике. Более всего меня потрясло то, что на одной из последующих страниц Протагор был обозван мудаком за свою известную максиму: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют".
Не думаю, что это стало основной побудительной причиной, стимулом к написанию "Скованного Протагора", но, тем не менее, этот субъект с карандашом в некоторой степени внес свою лепту влияния. Скорее, я задумался о другом: как получилось, что этот человек вообще открыл учебник по истории философии? И как он очутился в высшем учебном заведении? И еще: какой идиот написал этот учебник, который побуждает люмпенариев (в интеллектуальном смысле) к таким комментариям?
В иерархии познания софисты стоят на высокой, третьей позиции, опережая очень и очень многих, например, тех же самых немецких классиков; а Протагор располагается еще выше. Чтобы написать о Протагоре, необходимо было проделать большую работу, отнимающую время и силы, поскольку выдумывать я ничего не собирался - мне нужны были факты, при совмещении и дополнении которых получался бы небольшой рассказ об одном эпизоде жизни мыслителя.
Название не взято из воздуха; прочитавший "СП" понимает, что его можно было обозвать "Е@нутый Поликсен", по имени второго героя рассказа, который сковал не Протагора, а самого себя, причем, скорее всего, на всю жизнь. У Поликсена остается лишь один шанс на спасение, и Протагор дает ему этот шанс, направляя к Сократу.
Действие рассказа происходит в 415 г. до н. э., когда Протагор находится уже в глубокой старости, а Сократ все еще полон сил, и он способен с радостью принять в качестве собеседника сходящего с ума Поликсена, спасти его, снять с него оковы, и отпустить в свободное плавание вместе с другими своими известными учениками.
В лучшие свои годы Протагор с легкостью и сам мог направить на путь истинный любого ученика, но сейчас он способен повторять на каждом своем занятии почти одно и то же. Возникает еще один вопрос: почему Протагор направил Поликсена к своему заклятому врагу? Почему он не посоветовал ему направиться к Продику, Горгию или к какому другому своему единомышленнику? Во-первых, формальный ответ: Протагор понимал, что такого заблудившегося, как Поликсен, мало кто может спасти. Во-вторых: это знак того, что всякая софистика - это начало великой философии.
Приятного чтения, уважаемые любители мудрости сайта Проза.ру!
Бесон
Константин Бясов 25.12.2002 11:23 Заявить о нарушении
Проникаюсь сочувствием к доброму старцу)(
Протагор 25.12.2002 10:24 Заявить о нарушении