Рецензии на произведение «Скованный Протагор»

Рецензия на «Скованный Протагор» (Константин Бясов)

"Я познал логику всего происходящего, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего".
"Я ведь всегда думал (дураком был!), что только Богу дано познать все, а что может человек, особенно если он такой юный как ты, Поликсен".
"Что нам дано сравнивать? Только прошлое с предполагаемым будущим, а настоящее отсутствует".
"К тому способу, которым можно предсказывать будущее, учитель".
"Увижу, если найду точку соприкосновения противоположностей".
"...: пациент чувствует себя хорошо, пациент чувствует себя плохо, пациент чувствует себя нормально…"...

Многие утверждают, что жизнь людей зависит от времени и случая. Логическая цепочка рассуждений вашего героя исключает наличие случайностей, затрагивая развитие, волю и действия личности, следуя единственно познанному им правилу отрицания.

Это по сути рассказанного спора.
Вы что хотели от читателя? Рассуждений на заданную тему, сочувствия в усталости от нападений недоучек, критики литературных достоинств или ...?

Дель Вейс   17.10.2003 09:06     Заявить о нарушении
Вы знаете, Бесон, многие на этом сайте не занимаются философией профессионально. Я в том числе. Терминологическая дотошность нам не присуща. Иногда мне кажется, вы ждете достойных противников, вам не на кого опереться в полемике. Ваш багаж несравним с опытным постижением жизни большинством из нас. Вам придется делать скидку и забыть о самомнении. Будет интереснее. Скука? Скука уйдет, когда вы увидите многообразие житейских суждений, только подтверждающих выводы многих великих.
Я, например, запросто могу обозвать закон правилом. Для меня в некотором роде закон таковым и является. Ареал обитания философа иногда нарушается(или украшается) эмоциями и суждениями сугубо личностных логических построений посторонних, удивляющих и их создателей в той же мере, что и философа. Да, и ограда ареала становится не столь глухой и непроницаемой. Согласитесь, видеть только себя и свое мировоззрение, ограниченное рамками совбственного высокомерия, недостойно истинного философа, а уж тем более софиста.
С наилучшими

Дель Вейс   17.10.2003 10:18   Заявить о нарушении
я предоставил читателю информацию для рассуждения о диалектике временных изменений.

Константин Бясов   17.10.2003 13:25   Заявить о нарушении
И все?
Загадочный уклончивый софист.
А ваше мнение о диалектике временных изменений?
В разработке?

Дель Вейс   17.10.2003 15:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Скованный Протагор» (Константин Бясов)

Уважаемый Бесон. Как только я начал писать отзыв на Ваш замечательный и глубоко философичный рассказ, в моей голове блуждала некая мысль, которую я, к сожалению, подзабыл. Не сочтёте ли Вы, милостивый государь, за труд сообщить мне о найденной пропаже, в случае, если эта мысль посетит Вас?

С уважением,
Вениамин Семёнович Бац, читатель и представитель.

Вениамин Бац   28.05.2003 22:08     Заявить о нарушении
Рецензия на «Скованный Протагор» (Константин Бясов)

"прогнозировать состояние своего пациента следующим образом: пациент чувствует себя хорошо, пациент чувствует себя плохо, пациент чувствует себя нормально…"

Прогнозировать не значит диагностировать, следовательно "пациент чувствует" относится к настоящему.
"Будет чувствовать" - это уже более прогноз.

От лица аналогичного "люмпенам" одной из предыдущих рецензий.
Каков у вас Сократ!

Дель Вейс   24.05.2003 16:19     Заявить о нарушении
Забыла добавить "внутри".
С наилучшими

Дель Вейс   24.05.2003 16:21   Заявить о нарушении
Я чавой-то не врубился - так понравилось или нет?) И про какого-такого люмпена сказали? И что внутри? Сразу три вопроса возникло. Вот. Хотелось бы услышать ответ.

Константин Бясов   24.05.2003 18:39   Заявить о нарушении
Вилянья на ПРОЗЕ не новое явление.
Так о будущем или онастоящем говорил новоявленный ученик ПРОТАГОРа?
С наилучшими

Дель Вейс   24.05.2003 19:08   Заявить о нарушении
Ах, простите!
Спешу.
Конечно же "о настоящем".

Дель Вейс   24.05.2003 19:09   Заявить о нарушении
И еще.
Не сомневайтесь. Как литератор, вы очень хороши.
Но не мешало бы добавить истинно философской ясности.
С наилучшими

Дель Вейс   24.05.2003 19:11   Заявить о нарушении
О будущем. Цитата читается так: "прогнозировать состояние своего пациента следующим образом: пациент чувствует себя хорошо, ЗАТЕМ пациент чувствует себя плохо, ПОСЛЕ ЭТОГО пациент чувствует себя нормально…". Вы же понимаете, что выделенные слова вставлять в текст было не обязательно.

Константин Бясов   24.05.2003 19:13   Заявить о нарушении
Неплохо.
Тогда возникает следующий ряд выводов, основанных на отрицании.
Неужели будущий философ мог забыть о притяжении намеченного будущего и изменении настоящего в том русле, которым было им намечено?
Или отталкивание от неприемлемого прошлого является единственным способом достижения будущего? А, может, притягательная сила хорошего будущего не менее важна?

Добавлю.
Аналог люмпена - это я, которая настолько придирчиво относится к написанному, что иногад кажется лишним.
Внутри - это ваш "Сократ" внутри, философ внутри вас, ваша суть и манера рассуждений.
На третий вопрос я овечу позже(если вам будет интересно)
С наилучшими

Дель Вейс   24.05.2003 20:16   Заявить о нарушении
Простите, все-таки спешу. Достичь Интернета мне достается урывками.
Конечно, "иногда".

Дель Вейс   24.05.2003 20:18   Заявить о нарушении
А я и не знаю, енто вы у Поликсена спросите, чего он там забыл или вспомнил)

Константин Бясов   25.05.2003 00:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Скованный Протагор» (Константин Бясов)

Не понимаю, почему именно меня вы решили позвать отрецензировать этот текст, Бесон:)

Неужели я похожа на любительницу мудрости? Если у Вас каким-то чудом сложилось именно такое представление, спешу его опровергнуть: философия была самым моим нелюбимым предметом в университете. И историей я тоже никогда не увлекалась.
Поэтому оценить все великолепие Вашей задумки я просто не в состоянии. Из упомянутых Вами лиц, определенные ассоциации у меня возникли только с именем Сократ:) Поначалу хотела поумничать, предварительно изучив тему, но потом передумала. К чему этот выпендреж?

Честно? Если бы не Ваша просьба, я бы не переступила дальше первого абзаца.

Зато я знаю людей, которые от этого текста наверняка словят кайф. Вот например:

http://www.proza.ru:8004/author.html?guy_caesar

Рекомендую. Общайтесь с близкими по духу, Бесон!


Расписалась
в собственном невежестве -
Юлия Валеева.

Неофициальный Отдел Критики   20.02.2003 10:16     Заявить о нарушении
Да я того-этого), просто решил пройтись по всему НОКу.
Хотел сравнить мнения и всякое такое, и это несмотря на то, что Караковский уже написал вполне достаточно.

Константин Бясов   20.02.2003 10:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Скованный Протагор» (Константин Бясов)

уФЙМЙУФЙЮЕУЛЙ ТБУУЛБЪ ОБРЙУБО ЧРПМОЕ ХВЕДЙФЕМШОП. еДЙОУФЧЕООПЕ, ЮФП ОЕУЛПМШЛП НЕОС УНХФЙМП - ЬФП ХРПФТЕВМЕОЙЕ УМПЧБ "УФХДЕОФ". нОЕ РПЮЕНХ-ФП ЛБЪБМПУШ, ЮФП ПОП ТЙНУЛПЗП РТПЙУИПЦДЕОЙС... чП ЧУЈН ПУФБМШОПН - ИПТПЫП РЕТЕДБО УФЙМШ ДТЕЧОЕЗТЕЮЕУЛЙИ ДЙБМПЗПЧ (ОБУЛПМШЛП С НПЗХ УХДЙФШ РП ЙЪЧЕУФОЩН НОЕ РТЙНЕТБН). еДЙОУФЧЕООПЕ, ЮФП ПУФБМПУШ ДМС НЕОС ОЕ ЧРПМОЕ СУОЩН - ЬФП ЙДЕС ТБУУЛБЪБ. фП ЕУФШ, ЕУМЙ ПОБ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч УБНПК УХФЙ УРПТБ - ФПЗДБ ОЕРПОСФОП, ЪБЮЕН УФПМШЛП ЗПЧПТЙФШ П рТПФБЗПТЕ, ЧЕДШ МПЗЙЮЕУЛЙК ЙФПЗ - РПСЧМЕОЙЕ Ч ТБУУЛБЪЕ уПЛТБФБ. еУМЙ ЙДЕС ТБУУЛБЪБ МЕЦЙФ Ч РПСЧМЕОЙЙ уПЛТБФБ - ФП РПЮЕНХ ПОБ ОЙЛБЛ ОЕ РТПСЧМСЕФ УЕВС Ч ОБЮБМЕ? ч ПВЭЕН, ЛПНРПЪЙГЙС ТБУУЛБЪБ ПУФБЧМСЕФ УФТБООПЕ ПЭХЭЕОЙЕ ОЕДПРПОЙНБОЙС... ч ПУФБМШОПН ТБУУЛБЪ ЧРПМОЕ РПОТБЧЙМУС. фЕН ВПМЕЕ, ЮФП ПО РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ЙОФЕТЕУОЩК Й ТЕДЛЙК ОБ РТПЪЕ.ТХ ЦБОТ ОБХЮОП-РПРХМСТОПЗП ТБУУЛБЪБ. ч ЙДЕБМЕ, ФБЛЙЕ ТБУУЛБЪЩ ИПТПЫП ЙУРПМШЪПЧБФШ Ч РЕДБЗПЗЙЛЕ ДПРПМОЙФЕМШОПЗП ПВТБЪПЧБОЙС Ч ЛБЮЕУФЧЕ ДПНБЫОЕЗП ЮФЕОЙС РП ЖЙМПУПЖЙЙ Й ЙУФПТЙЙ ЛХМШФХТЩ. й ЬФП ЛХДБ ЙОФЕТЕУОЕЕ, ЮЕН РТПУФП УРЙУПЛ ТЕЛПНЕОДХЕНПК МЙФЕТБФХТЩ!

у ХЧБЦЕОЙЕН,
ПФ МЙГБ оЕПЖЙГЙБМШОПЗП пФДЕМБ лТЙФЙЛЙ,
бМЕЛУЕК лБТБЛПЧУЛЙК.

Неофициальный Отдел Критики   02.02.2003 20:24     Заявить о нарушении
Сорри, с кодировкой что-то...

*

Стилистически рассказ написан вполне убедительно. Единственное, что несколько меня смутило - это употребление слова "студент". Мне почему-то казалось, что оно римского происхождения... Во всём остальном - хорошо передан стиль древнегреческих диалогов (насколько я могу судить по известным мне примерам). Единственное, что осталось для меня не вполне ясным - это идея рассказа. То есть, если она заключается в самой сути спора - тогда непонятно, зачем столько говорить о Протагоре, ведь логический итог - появление в рассказе Сократа. Если идея рассказа лежит в появлении Сократа - то почему она никак не проявляет себя в начале? В общем, композиция рассказа оставляет странное ощущение недопонимания... В остальном рассказ вполне понравился. Тем более, что он представляет собой интересный и редкий на прозе.ру жанр научно-популярного рассказа. В идеале, такие рассказы хорошо использовать в педагогике дополнительного образования в качестве домашнего чтения по философии и истории культуры. И это куда интереснее, чем просто список рекомендуемой литературы!

С уважением,
от лица Неофициального Отдела Критики,
Алексей Караковский.

Неофициальный Отдел Критики   02.02.2003 20:27   Заявить о нарушении
Да, я сегодня перечитывал рассказ, и даже удивился, встретив слово "студент". Какая то фантасмагория получается)))

Константин Бясов   02.02.2003 22:03   Заявить о нарушении
Насчет идеи: диалог-то, по своей сути, софистический, поэтому наличие в нем Сократа вряд ли было бы уместным. С другой стороны, Протагор - фигура не менее величественная, но вошедшая в анналы, почему-то, под именем "софиста", причем не без помощи того же Сократа.
А идея этого разъясняется в моей же рецензии (см. выше). Вкратце ее можно изобразить как "идею заблуждения".

Константин Бясов   02.02.2003 22:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Скованный Протагор» (Константин Бясов)

Заслуживает пристального внимания персонаж Спевсиппа. Не разобравшись поначалу в его видо-половой принадлежности, я представил себе химеру с полным телом Ксантиппы, жены Сократа, и круглой головой Спевсиппа, племянника Платона. Голову почему-то немилосердно хватали за ухо. Женщины оказалось больше, и от бакенбард на портрете пришлось отказаться. Помимо незаслуженно забытой античной феминистки Спевсиппы, в тексте попадаются и личности, успешно переваренные желудком филолога-классика. Эти безмятежно едят (принесенное), пьют (источник, к сож., не указан) и диалектически расковывают друг друга. Длина цепи, а также прочие сведения о знаменитой греческой Heiterkeit, прилагаются. По ходу рассуждения автор искусно подталкивет читателя к тому, чтобы, добравшись до "аналогичной логической последовательности", он смог облегченно выразиться на чистом аттическом диалекте. В качестве приза за прозрение его тут же посылают. К Сократу в Афины. Со своими цепями. Неопознан до сих пор древнегреческий папа "сгустка информации".

Алексей Глухов   26.12.2002 00:19     Заявить о нарушении
Рецензия на «Скованный Протагор» (Константин Бясов)

Скованный Протагор

Послесловие

Однажды я листал учебник по истории философии в университетской библиотеке, каждая страница которого была насыщена карандашными комментариями, этакими заметками на полях от очень эмоционального и не очень любознательного читателя. Жестокая критика этого злодея достигла всех и каждого: начиная с семи мудрецов и заканчивая современными думателями. Так, указанных мудрецов эта личность обозвала "дубьем" за те лаконичные высказывания, которые в ужасающе краткой и обрезанной форме были представлены в данном учебнике. Более всего меня потрясло то, что на одной из последующих страниц Протагор был обозван мудаком за свою известную максиму: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют".
Не думаю, что это стало основной побудительной причиной, стимулом к написанию "Скованного Протагора", но, тем не менее, этот субъект с карандашом в некоторой степени внес свою лепту влияния. Скорее, я задумался о другом: как получилось, что этот человек вообще открыл учебник по истории философии? И как он очутился в высшем учебном заведении? И еще: какой идиот написал этот учебник, который побуждает люмпенариев (в интеллектуальном смысле) к таким комментариям?
В иерархии познания софисты стоят на высокой, третьей позиции, опережая очень и очень многих, например, тех же самых немецких классиков; а Протагор располагается еще выше. Чтобы написать о Протагоре, необходимо было проделать большую работу, отнимающую время и силы, поскольку выдумывать я ничего не собирался - мне нужны были факты, при совмещении и дополнении которых получался бы небольшой рассказ об одном эпизоде жизни мыслителя.
Название не взято из воздуха; прочитавший "СП" понимает, что его можно было обозвать "Е@нутый Поликсен", по имени второго героя рассказа, который сковал не Протагора, а самого себя, причем, скорее всего, на всю жизнь. У Поликсена остается лишь один шанс на спасение, и Протагор дает ему этот шанс, направляя к Сократу.
Действие рассказа происходит в 415 г. до н. э., когда Протагор находится уже в глубокой старости, а Сократ все еще полон сил, и он способен с радостью принять в качестве собеседника сходящего с ума Поликсена, спасти его, снять с него оковы, и отпустить в свободное плавание вместе с другими своими известными учениками.
В лучшие свои годы Протагор с легкостью и сам мог направить на путь истинный любого ученика, но сейчас он способен повторять на каждом своем занятии почти одно и то же. Возникает еще один вопрос: почему Протагор направил Поликсена к своему заклятому врагу? Почему он не посоветовал ему направиться к Продику, Горгию или к какому другому своему единомышленнику? Во-первых, формальный ответ: Протагор понимал, что такого заблудившегося, как Поликсен, мало кто может спасти. Во-вторых: это знак того, что всякая софистика - это начало великой философии.

Приятного чтения, уважаемые любители мудрости сайта Проза.ру!

Бесон

Константин Бясов   25.12.2002 11:23     Заявить о нарушении
Рецензия на «Скованный Протагор» (Константин Бясов)

Проникаюсь сочувствием к доброму старцу)(

Протагор   25.12.2002 10:24     Заявить о нарушении