Рецензии на произведение «Пустыня анна федорова»

Рецензия на «Пустыня анна федорова» (Драматургия На Прозеру)

Уважаемая Анна. Писать так называемую рецензию на вашу пьесу, мне представляется делом чрезвычайно трудным. Если бы не условия, конкурса, да не мой корыстный интерес, я бы, вряд ли, решился на это, а просто поблагодарил вас за написанное. Прежде всего, потому, что для пьесы, которую вы написали, и рецензия должна быть на уровне… на высоком уровне. Мне бы очень не хотелось видеть ваше произведение увешанным плюгавыми и куцыми замечаниями. Поверьте, она стоит куда больше.

Пьеса похожа на зеркальную комнате, где при малейшем движении начинают дробиться и изменяться смыслы, отражаться друг в друге символы, переплетаться условности, за исключением одной – пьеса безусловно хороша.

Сам символ пустыни, как наивысшего испытания человеческой силы, в частности, силы человеческого духа, очень глубок, может быть даже мистичен, и задаёт направление всему действию пьесы. Неизбежно возникают реминисценции с сорокалетним странствием еврейского народа, с уединением в пустыне Иисуса Христа. Вы заново трактуете библейский сюжет, который в то же может быть очаровательной сказкой для взрослых, потому что помимо пророков в пустыне можно встретить Маленького принца. Вы, однако, помещаете в пустыню некого Петрова, что придаёт уже известному сюжету свою непохожесть.

Судя по распространённости фамилии «Петров», главный герой попадает в пустыню полностью обезличенным. Не удивительно, что он тут же начинает размечать на песке, контуры своего будущего хозяйства. Это настолько абсурдно, что для Петрова вопрос стоит не об испытании силы своего духа, а лишь о пробуждении в нём человеческого. Поэтому, на мой взгляд, основная мысль пьесы это мучительное зарождение человеческого. И хотя бы по этому, по тому, какие вопросы она поднимает, пьеса заслуживает повышенного напряженного внимания.

Меня очень впечатлил прием, который вы, Анна, используете для «побуждения» Петрова. Через куклу. Образ, на мой взгляд, очень сильный. Во-первых, он показывает, что есть женщина для Петрова и в соответствии с этим, что есть любовь. Во-вторых, Петров оживает, через неодушевлённый предмет, через игрушку, чуждую самолюбия, эгоизма и обмана - всего того, что присуще людям. Забавно, что Петрову оказалось нужным не человеческое тепло, а бесстрастность неодушевлённого предмета. Грубо говоря, он эволюционирует в своем внутреннем развитии, через игру – игру с куклой, пусть даже в большинстве случаев игра приобретает характер спора.

Двигаться сам Петров не может, так в пьесе нет ни одного его большого монолога (то, как Петров изображает телевизионные программы не может, на мой взгляд считаться монологом, так как там, разумеется, нет ничего личного). Поэтому ещё одно важное достоинство пьесы состоит в диалогах и в отрывочных фразах, которые бросают герои, как-то: «Жить, не играя невозможно», «прошу, посторонись. И дай мне место под солнцем»,
«никто не подскажет ни как прийти в жизнь, ни как ее покинуть», «пустыня – это мы, это наш мирок, сумасшедший и унылый». Часто фразы выходят за конкретное содержание пьесы и приобретают вид неких максим, через которые уже сам автор обращается к зрителю.

Пьеса как я уже сказал ранее, полифонична и ведёт множество смысловых тем, которые порой трудно уловить. Так происходит, на мой взгляд, с темой детства Петрова. Оно обрисовано в нескольких фразах, но играет важную роль в изменениях, происходящих в главном герое. «Жить хотел по-детски, по-настоящему» указывает на то, что Петров «воскресает» через своё детство, да и главный его партнёр – это игрушка, то есть кукла. Если у пьесы и есть недостатки, то это, на мой взгляд, некоторое несоответствие в акцентировании разных тем. Так чаще других проходит тема о том, что Петров выгнал жену и ребёнка. Понятно, что она напрямую приводит Петрова к покаянию. Но, судя по всему характеру пьесы, Петрову надо бы каяться не в злодействе и не в чёрствости, а в своём безличии, а покаяние в злодействе приложится. То же самое с темой войны. Зачем она? Чтобы дать повод Петрову умереть? Прозреть?

Сложность пьесы не лишает её ни ритмичности, ни структуры. Сама композиция предаёт пьесе законченность и соразмерность. Здесь я имею в виду два диалога, которые являются как бы двумя полюсами пьесы. Один, когда Петров достаёт из чемодана первую куклу, и та своими вопросами пытается оживить в нем человека; другой – когда он достаёт вторую куклу и уже сам пытается её оживить.

Только вот смерть Петрова, или уход, как хотите, разрушает всё предыдущее, всю пьесу. Большое напряжение, которое ощущаешь на всем её протяжении, разрешается ничем. Смерть всё аннулирует и пустыню в том числе. Возникает вопрос к чему всё. Просто, чтобы дать представление о мучениях человека, переходящего из небытия обыденности в небытие смерти? Только так я могу объяснить финал пьесы. Но это привносит слишком большую долю абсурдности, хотя, наверно, другого финала и не придумаешь…

Ad   28.02.2003 21:48     Заявить о нарушении
Рецензия на «Пустыня анна федорова» (Драматургия На Прозеру)

Аня, привет!
Перечёл твою "Пустыню". Расшаркиваться не будем, чай, не на светском рауте:) Просто несколько тезисов из серии "что такое хорошо и что такое плохо". Итак...
Не то, чтобы именно плохо, а не хватило - сюжетного динамического единства (во как!) Если же без выпендрёжа, то каждая интересная (не обязательно ценная философски, и даже не обязательно хорошая, но - интересная) пьеса - это "история про то, как... и что из этого вышло" Даже можно предложить такой тест "на интересность": если можно рассказать пьесу в таком ключе - она должна быть интересной. Вот, скажем, всего Шекспира - очень даже можно пересказать, каждую его пьесу, как новеллу. Гоголя - тоже запросто. Далее можешь продолжить сей список сама.
Вестимо, всегда есть риск впасть в одну из двух крайностей: либо гнать пустопорожнюю развлекуху, но зато с напрочь каким закрученным сюжетом, либо удариться в сплошное философствование, выдавать интересные сентенции и всякие там прочие мысли (у тебя, кстати, есть там довольно интересные или просто остроумные реплики), но пьеса в целом интереснее от этого, увы, не станет. В идеале должно быть достойно представлено и то и другое. Дело в том, что сюжет нужен не просто как "приманка" для зрителя, чтобы его завлечь развлекухой, а между делом - бац! - двинуть ему по мозгам парочкой своих идей, а просто это - опять же, в идеале неотделимо. Сюжет не просто "гарнир для идей", он их тащит, выдавая каждую в нужном месте в нужное время. Главное - подобрать ИМЕННО ТОТ сюжет. Ну, короче, всё та же вечная проблема формы и содержания. Кстати, она и для меня - проблема, и я уже не первый раз "озвучиваю" ея во всяких разных отзывах (пишешь кому-то, а на самом деле - себе, любимому:).
Ну, вот. А насчёт хорошего буду краток :))). У тебя неплохой язык, живенький, лёгкий. И ты имеешь склонность думать, что особо приятно. А ещё, как уже говорил выше, есть интересные и остроумные фразы. Это всё хорошо, но не самое лучшее.
Самое лучшее - у тебя получается создавать и держать АТМОСФЕРУ, а атмосфера в театре - сама знаешь, штука отнюдь не последняя.
Впрочем, хватит хвалить, а то ещё и завидовать начну :) Твори!
Привет семинаристам и бабушке. Письмо напишу позже.
Николай

Николай Пинчук   26.02.2003 12:43     Заявить о нарушении
Очень извиняюсь за вторжение, Николай, просто порадовалась Вашим возможностям "пересказать" пьесы.
Прошу поделиться секретом пересказа пьес Ионеско, Мрожека, Арто, Беккета и К.
Я не язвлю, поверьте.
Более того, лично Ваши пьесы, Николай, мне "глянулись".
Но Ваш тезис показался оЧень спорным.
С наилучшими пожеланиями,

Нина Дубович   26.02.2003 13:04   Заявить о нарушении
Очень извиняюсь за вторжение, Николай, просто порадовалась Вашим возможностям "пересказать" пьесы.
Прошу поделиться секретом пересказа пьес Ионеско, Мрожека, Арто, Беккета и К.
Я не язвлю, поверьте.
Более того, лично Ваши пьесы, Николай, мне "глянулись".
Но Ваш тезис показался оЧень спорным.
С наилучшими пожеланиями,

Нина Дубович   26.02.2003 13:05   Заявить о нарушении
Ну да, ну спорный...:) Я в своё время переел театра абсурда и прочего авангарда (от той эпохи остались "Гости у Марины"). Чего-то теперь охладел. Хочется объёма. Раньше пищал от Беккета, а теперь - докатился! - Островского люблю больше. То ли старею, то ли умнею. Хотя первая любовь - Дюрренматт - forever. Но, кстати, старика Фридриха как раз пересказать очень даже можно...

Николай Пинчук   26.02.2003 14:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пустыня анна федорова» (Драматургия На Прозеру)

Лирично и жизненно. Потом становиться тоскливо. Неплохо.

Фома Заморский   18.02.2003 11:17     Заявить о нарушении
Рецензия на «Пустыня анна федорова» (Драматургия На Прозеру)

Представляем новую пьесу на Конкурсе Драматургии!


(до окончания Конкурса - две недели. Вы еще можете успеть!)


ВСЕ КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ:
http://www.proza.ru/author.html?drama


Ваше мнение?

Драматургия На Прозеру   15.02.2003 11:28     Заявить о нарушении