Рецензии на произведение «Умирающий раб»

Рецензия на «Умирающий раб» (Ольга Славянка)

Вы невнимательно читали мои наставления молодым авторам, Оля, о словесном мусоре. Нещадно выпалывайте лексический бурьян!

"Жестокая лихорадка, что уже седьмой день мучает меня, сожгла мои внутренности, иссушила кожу; члены мои одеревенели, а язык прилип к небу".

Лишний союз "что" сбивает "ритмику повествования". Она начинает страдать перемежающейся хромотой.

А как гладко льётся без него! Сравните:

Жестокая лихорадка уже седьмой день мучает меня,сожгла мои внутренности, иссушила кожу; члены мои одеревенели, а язык прилип к нёбу.

Я яросто защищаю букву Ё Оля. Вот, что значит родиться под несчастливой звездой! Все её обижают. И Вы - туда же: прилип к небу, прилип к небу!

Не к небу прилип, а к нёбу! :)
"Марк не придет со мной проститься из-за гетеры... Если бы умирал хозяин, он бы пришел к нему проститься, невзирая ни на каких гетер, мой славный, родимый мой мальчик Марк!".

Ну, что это за поза... Вы меня разочароввываете, Оля...
"придёт со мной проститься ... пришёл к нему проститься" никакая ритмика не спасает от бедности лесического запаса.

"мой славный, родимый мой мальчик Марк!". М-да...

Может быть, Вы увлеклись ритмикой и жестикуляцией в ущерб выразительности языка, Оля?
"Я почувствовал, что с нашим въездом в лес произошла какая-то странная метаморфоза. Все сложные отношения, спутывающие человеческое общество: рабы, господа, плетки, деньги, хозяин и прочее остались там - далеко..."

Господи, Оля, въезд в лес не подвергся метаморфозам, как в фантастической прозе! Я догадался, вы хотели, но не сумели выразить, что с въездом в лес вдруг странно изменились отношения в группе, связующие отдельных людей в общество.

Я угадал? Угадал?... (шёпотом) Скажите да, умоляю, Оля... ваш умирающий раб :)

Рой Рябинкин   18.02.2015 16:15     Заявить о нарушении
Правка бывает смысловая, стилистическая и вкусовая. Это же относится и к критическим замечаниям. Я не принимаю ваших замечаний - они носят вкусовой характер. Вам не нравится слово "что", а мне оно, наоборот, нравится. Может быть, я воспитана на литературе 19-ого века. Скажем, у Пушкина слово "что" сплошь и рядом встречается по несколько раз в одной фразе. Например, в одной из фраз в "Барышне-крестьянке" оно встречается аж 6 раз - и меня это не раздражает. Это Розенталь придумал, что нужно избегать слова "что" - но для меня он не авторитет. А Пушкин и Гоголь для меня - авторитеты. Их не раздражало слово "что" - и меня не раздражает. И фраза со словом "что" больше нравится, чем без него. Другой вкус! А вы свой вкус считаете эталоном или ссылаетесь на Розенталя?

Но даже тот же Розенталь пишет, что если фраза двусмысленна с точки зрения грамматики, но смысл ее однозначно определяется логикой, то такие фразы допустимы. С точки зрения Розенталя, нельзя связывать въезд в лес и метаморфозу. Поэтому этот комментарий воспринимается как, извините, смешной.

Ваша якобы рецензия не содержит настоящего анализа этого произведения - сюжета, мыслей, образов. Она воспринимается, извините, как предвзятое мнение, когда человек ищет, к чему бы придраться.

Ольга Славянка   18.02.2015 23:40   Заявить о нарушении
"А вы свой вкус считаете эталоном или ссылаетесь на Розенталя?"

Рука об руку с авторитетом. Плечо к плечу.

Шесть "что" подряд! Вау! Это в каком месте пушкинской прозы? Если бы напомнили - расцеловал бы! :)

Рой Рябинкин   18.02.2015 23:48   Заявить о нарушении
"Ваша якобы рецензия не содержит настоящего анализа этого произведения - сюжета, мыслей, образов".

Его и не было! ТОько несколько замечаний дискомфортного звучания фраз на слух. На слух! Он меня замучил проклятый. Мальчики кровавые в ушах иногда раздирают слух диссонансным пением.

Только личное мнение, как информмация к размышлению - не более, Оля.

Ну хоть с лесом, который подвергся метаморфозам, согласитесь, умоляю, я так люблю, когда женщина соглашается...я так старлся хоть чем-то вам угодить.

Рой Рябинкин   18.02.2015 23:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Умирающий раб» (Ольга Славянка)

Ольга,
с удовольствием проголосую за ваш рассказ.

Посмотрите вот здесь:
"Госпожа, я не знал, поедим ли мы сегодня".
Видимо, должно быть, - поедЕм?

С уважением,

Наталья Столярова   31.01.2013 15:39     Заявить о нарушении
Спасибо за указание на опечатку.

Ольга Славянка   31.01.2013 19:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Умирающий раб» (Ольга Славянка)

Здравствуйте, Ольга!
Ну, теперь понятна Ваша любовь к Галлии! Я так понимаю, Огрегориг - воин арвернов, что под главенством Верцингеторига сражались с легионами Цезаря под Алезией?)))
Есть, конечно, на мой взгляд, и ляпы... Ну вот, например про пауков: единственный вид, который маскируется под муравьев и их поедает, - это австралийский паук-скакун из рода Myrmarachne; других я не знаю... Так он в Европе не обитает. А седло и стремена? Они впервые стали известны гораздо позднее, у кочевых народов, но, в любом случае, ни у римлян, ни у галлов их не было. Что такое сенаторская тога? Одеяние сенаторов от простых граждан отличалось, по-моему, лишь туникой: сенаторы носили tunica praetexta, украшенную широкой пурпурной полосой спереди и сзади, а тога у них была общегражданская. Явно выраженных кос среди римских женских причесок я что-то тоже не нашел. Понятие видов - тоже не из того времени...
Но если честно, то понравилось. Написано, как говорится, от души. Впечатление усиливает то, что написано как бы от первого лица. Бытово, без особых прекрас, как это и могло бы случиться в жизни. (Немножко напомнило мне очерки Л.С.Утченко.) Но... ведь это, Ольга, лишь подтверждает мою тезу, что люди и тогда, и сейчас одинаковы, ничем мы не отличаемся и все человеческое, как то любовь, ненависть, страх, отвага и т.п., нам не чуждо!!!
А конец вообще очень трогателен, а вопросы - уместны и по-человечески мудры. (Вот только ответы на них все не можем найти вот уже двадцать веков!). В общем, браво - пять баллов!

С глубоким уважением = Юрий Хохлов

Хохлов   27.01.2013 18:34     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.

Что до пауков, что считается, что в Европе есть 3 вида пауков, похожих на муравьев:

http://etology.bestff.ru/viewtopic.php?id=338

«Как это может работать, исследователи продемонстрировали на нескольких муравьеподобных пауках. Три вида европейских пауков приобрели в процессе эволюции сходство с различными видами муравьёв: они напоминают последних по цвету, размеру, охотятся вблизи муравьиных дорог и даже в чём-то имитируют их поведение, держа передние ноги перед собой наподобие муравьиных антенн».
Но такие пауки есть и в других частях света:

Фотография этих пауков в Таиланде:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%8F

Встречаются эти пауки в Африке:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ntes/2786/%D0%9C%D0%98%D0%9C%D0%98%D0%9A%D0%A0%D0%98%D0%AF
«Один из видов африканских прыгающих пауков — аттид — и выглядит, и передвигается как муравей».

***

Что до стремян, то полемику по этому поводу я веду давно, уже много лет. Я отсылаю вас к ответу на рецензию, написанную 12.05.2009. Идею о том, что у римлян не было седел и стремян, могли высказывать только люди, никогда не сидевшие в седле. Что до римских седел, то у меня в военной энциклопедии даже есть фотография римского седла. Что до стремян, то вначале у римлян были всадники, а когда они стали привлекать иностранных всадников, то все равно эти всадники сражались в римской армии. Так вот, наиболее тяжеловооруженные римские всадники несли 40 кг вооружения. Сколько в наше время найдется мастеров спорта, которые могли бы проскакать в таких доспехах, подскакивая на коленях, даже сто метров?!!! Нет людей, которые могли бы выдержать такую нагрузку даже сейчас, когда люди крупнее и сильнее. В настоящее время нет ни одного человека, который мог бы физически воспроизвести римские походы на коне без стремян. Просто стремена были кожаными или деревянными.

У православных была манера рисовать нимб над головой святых, а у римлян была тенденция рисовать лошадей маленькими, размером даже с собак, так что на барельефах римские всадники порой идут ногами по земле и стремена нарисовать было технически невозможно. Поскольку скакать без стремян трудно и требует физической подготовки, то римлян стремились изображать удалыми наездниками. Видимо, больше за этим ничего не стоит. Отсутствие стремян на барельефах – это, видимо, аналог нимба над головой.

У сенаторов тоже были какие-то требования к тоге. Сейчас уже не помню, какие. При этом эти требования менялись. Простые граждане могли носить тоги не всех цветов.

Что до женских причесок, то на статуях изображены очень сложные женские прически с использованием шиньонов или париков. Но когда мужчина играет женскими волосами, то он вряд ли воспроизводит эти сложные прически. А косы он заплетать может. Это просто любовная игра. К тому же по-русски мы называем словом «косы» и просто длинные волосы.

Что до имен галлов, то, конечно, я искала имена среди знаменитых галлов. Более того, историки описали эпизод, как отряд галлов сбежал от Цезаря, но был возвращен ему другим племенем. Тем не менее, все галлы тут вымышленные, поэтому совпадение имен ни о чем не говорит.

Очерки Утченко я, к сожалению, не читала. Я не думаю, что у кого-нибудь в СССР в принципе мог быть похожий сюжет, ибо у нас было принято описывать рабовладельцев исключительно с ненавистью, а у меня римский рабовладелец описан с симпатией.

Ольга Славянка   27.01.2013 20:13   Заявить о нарушении
Образец сенаторской тоги показан тут:

http://italia-ru.com/page/natsionalnyi-kostyum-italii

В данном случае у нее были особые полоски. Как видно, туника из-под нее видна не была. Правила в отношении тог менялись в разные эпохи. Сказать, какие именно тоги носили в конце республики, я не знаю.

Ольга Славянка   27.01.2013 22:14   Заявить о нарушении
Приношу извинение за опечатки.

Ольга Славянка   27.01.2013 22:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Умирающий раб» (Ольга Славянка)

Здравствуйте!

Ваше творчество, требует большого знания предмета.
я интересуюсь теми далёкими временами из практических
соображений. В одном из наших будущих произведений описываются те непростые исторические времена. Пытаюсь соответствовать.
Кстати Вам не знаком наш коллега на прозе
Юрий Хохлов? Он пишет в Вашем жанре, рекомендую познакомится.
Скажете от меня.http://www.proza.ru/2012/03/20/1008

Мы с Вами добрые соперники на премии, но главный приз по моему,
это наше общение, голос за Вас отправляем., и проверяем.

С уважением авторы.

Вячеслав Поляков-Прокопьев   27.01.2013 03:03     Заявить о нарушении
Голос, дошёл, удачи!

Вячеслав Поляков-Прокопьев   25.01.2013 22:28   Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.

Я никого тут не считаю своим соперником, ибо шансов победить на этом конкурсе у меня нет. Я никому не писала рецензий по принципу «за что кукушка хвалит петуха», более того, я написала уйму отрицательных рецензий, в особенности с указанием на заимствование сюжетов: поэтому я ненавистна тут большинству авторов. И вообще среди моих читателей авторов Прозы.ру мало – ко мне приходят, в основном по ссылкам из блогов или благодаря поисковым серверам. Что до конкурса, то он представляет скорее социологический интерес – показывает механизмы коррупции. После того, как одной даме было указано, что сюжет ее рассказа о деде, написавшем письмо Деду Морозу, совпадает с сюжетом клипа, который крутили на Новый Год по первому каналу, она удалила эту рецензию и заблокировала автора. Хотя об этом уже многие знают, за эту даму по-прежнему продолжают голосовать. Вернее всего, этот рассказ займет призовое место. Что сказать по этому поводу? Эта дама написала великое множество хвалебных рецензий. Что делается с нравами в нашем обществе! В прошлые века были плагиаторы, но они таились и боялись разоблачения… Скоро плагиат вообще станет нормой.

***
Я не нашла вашего произведения на тему Древнего Рима, а рецензию на указанный Вами роман написала.

Конечно, общение – это главный приз конкурса.

Ольга Славянка   27.01.2013 01:06   Заявить о нарушении
Здравствуйте!

Вы меня не до поняли, я предложил Вам другого автора пишущего в Вашем жанре. Поэтому по ссылке зайдёте к нему.

С уважением, Вячеслав.

Вячеслав Поляков-Прокопьев   27.01.2013 01:27   Заявить о нарушении
А раз, написали он непременнейшим образом Вас найдёт. Он хороший человек! рекомендую.

Вячеслав.

Вячеслав Поляков-Прокопьев   27.01.2013 01:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Умирающий раб» (Ольга Славянка)

Прочитал повесть до конца. На мой взгляд, хорошо прописаны лицемерные отношения между героями. Становится понятно, что лицемерие расцвело пышным цветом именно при рабовладении. Раб думает одно, а говорит и делает другое. Хозяева - тоже не лучше. Иначе не выживешь.
Голосовал за. Приглашаю на свою страничку.
С уважением, Николай.

Николай Башмаков 2   24.01.2013 11:55     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.

Наличие рабства неминуемо приводит к лицемерию - в этом вы правы. К сожалению, рабство может быть не только прямым, то и завуалированным, как это было при Сталине. Но мой рассказ все-таки не сводится к описанию лицемерия и обмана. Несмотря на это лицемерие и на то, что герои фактически загубили жизнь друг другу, ибо жизнь раба - это загубленная жизнь даже при самом гуманном хозяине, но и жизнь хозяина тоже оказалась загубленной (в значительной степени самим институтом рабства, помешавшим рабу открыть правду), они все-таки ничего кроме симпатии друг к другу не питали. Это лицемерие причудливым образом переплелось с симпатией, так что оба страдают от угрызений совести. Я пишу о тепле человеческих отношений на фоне лицемерия и о том, что никакие препятствия для установления нормальных человеческих отношений, в том числе в экстремальной форме - в виде института рабовладения как наихудшей форме человеческих отношений, все-таки это тепло устранить не могут. И это тепло есть в каждом из нас независимо от того, в какие ситуации мы попадаем, независимо от несправедливости общества, независимо ни от чего.

Ольга Славянка   24.01.2013 12:19   Заявить о нарушении
Эта сторона (тёплые человеческие отношения) у Вас прописана прекрасно и понятно. Потому я не стал о ней говорить.

Николай Башмаков 2   24.01.2013 16:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Умирающий раб» (Ольга Славянка)

богатая событиями повесть.
голосую.

Александр Гнатюк   19.01.2013 05:52     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.

Ольга Славянка   19.01.2013 12:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Умирающий раб» (Ольга Славянка)

В целом добротно написано.
На мой взгляд концовка неудачна. «…враг, кто уродует людям жизнь?» - мне кажется, в контексте данных обстоятельств некорректно герою искать «врагов» где-то на стороне. Суть не в рабстве - это лишь антураж, который можно вообще убрать. Что останется?
Банальный любовный треугольник.
Герой совершил ряд поступков - и в итоге получил рабство и угрызения совести. И теперь перед смертью пытается переложить с себя всю ответственность. Получается, жизнь его ничему не научила?
Девушка (наивная? легкомысленная? или расчётливая?) «любила» одного, а родила от другого - выходит, римлянин из-за разницы в возрасте и занятости не уделял ей должного внимания - т.е., получается, он сам же и виноват!, а не какой-то мнимый «…враг изуродовал».
Нет здесь никаких «врагов» - сами же себе и «изуродовали…».
Удачи!

Вячеслав Нестеров   17.01.2013 20:03     Заявить о нарушении
Я думаю, что людям свойственно искать самооправдание и виновников на стороне, причем в любом возрасте. Тут ничего не поделаешь. Поиска виновников на стороне требует правда жизни. Рабство само по себе ненормально. Если человек не может официально жениться из-за внешней причины, то, как правило, он не чувствует себя виноватым. Каждый из нас ощущает внутри свои "права человека". Когда мы отстаиваем свои "права человека", в том числе право на любовь, мы, как правило, не чувствуем вины. А перед смертью люди задумываются о прожитой жизни.

Так ли обязательно давать черно-белые оценки героине? У людей бывает много смешанных чувств. Один мужчина ее привлекал талантом и славой, как привлек Пушкин Натали (родственники Натали Гончаровой отговаривали ее от брака с Пушкиным, она сама пожелала выйти за него замуж), а другой красотой и физическими качествами - как Дантес, тем более, что герой ей спас жизнь. Жизнь не вписывается в простые черно-белые схемы.

Ольга Славянка   17.01.2013 22:48   Заявить о нарушении
.........По поводу героини – её Вы «умертвили» в самом начале, сделав, фактически, второстепенным персонажем (извините за резкость слов) – обман с её стороны имел место, но обвинять в чём-то сложно (тем более что по римскому праву связь с рабом или рабыней вообще не считалась супружеской неверностью). Я не давал оценок героине – лишь обозначил три вопроса (1? 2? 3?), но могу ответить на них: (3:)НЕрасчётливая; (2:)к сожалению, легкомысленная. Как раз в данной ситуации оправдываю её! – тут неравный брак и вина мужа! а она – (1:)совсем ребёнок… [видимо, так коряво написал, что Вы не поняли] Но это не означает, что оправдываю вообще – скользкая у неё позиция. Кстати, как её действия оценил бы Пушкин (убиенный)?
.......На самом деле после её смерти думал, что события потекут по иному, более драматичному сценарию: окажется, что римлянин бесплоден - и сознательно пошёл на такой шаг - поскольку Любил!....

Вячеслав Нестеров   19.01.2013 08:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Умирающий раб» (Ольга Славянка)

Приходилось мне бывать в Италии. Был я и в Помпеях,Геркулане,поэтомув картинках представил все происходящее в вашем рассказе.Желаю удачи в конкурсе. Отдаю свой голос за рассказ,скорее,даже повесть.

Александр Жгутов   17.01.2013 11:01     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.

Ольга Славянка   17.01.2013 12:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Умирающий раб» (Ольга Славянка)

Ну почему же в отличие от других народов ? У нас тоже есть масса примеров "трогательных отношений" между помещиками и крепостными ... А рассказ понравился - проголосую, пожалуй.

С Уважением

Анатолий Гусев 2   16.01.2013 18:06     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.
У многих народов отношение к рабам было плохим. В Риме было целое течение интеллектуалов против института рабства. Многие римские авторы писали, что рабы - тоже люди и к ним нужно относиться по-человечески. В частности, за человечное отношение к рабам ратовали оба Плиния, Цицерон, Сенека и Колумелла. В лице хозяина я изобразила этот тип ученых римлян.

Видимо, в ту эпоху гуманнее всего с рабами обращались именно римляне, ибо в романские языки латинское слово servus вошло со значением "слуга", а для слова "раб" в романских языках используются слова с другим корнем (slave). Т.е. римляне обращались с рабами так, как у других народов было принято обращаться со свободными слугами. А Руси тогда еще просто не было, поэтому к нам это рассуждение не относится.

Ольга Славянка   16.01.2013 18:31   Заявить о нарушении
Ну не относится так не относится ... Вспомнился эпизод из кинофильма "Формула любви", где кузнец рассказывает про покойного барина, который заставлял своих крепостных учить латынь дабы представлять себя в Древнем Риме - "Большой просветитель был !" - заключает крестьянин. )))

Анатолий Гусев 2   16.01.2013 18:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Умирающий раб» (Ольга Славянка)

Понравилось, голосую.

Борис Топаков   15.01.2013 13:52     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.

Ольга Славянка   15.01.2013 14:54   Заявить о нарушении