Рецензии на произведение «Мама, я Пушкина люблю!»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
В пятьдесят томов водицы
вылит мнимый адюльтер!
Пушкинистам прокормиться
всё ж помог французский ...!
Боком вышла та интрижка,
жаль, наука спит пока...
А то Сашка, Машка, Гришка -
все б сдавали ДНК!
Марина Коробейникова 18.04.2024 19:05 Заявить о нарушении
Фима Жиганец 19.04.2024 10:44 Заявить о нарушении
Марина Коробейникова 19.04.2024 12:56 Заявить о нарушении
Зато свидание Пушкиной и Дантеса в доме Идалии Полетики - так сказать, секрет Полишинеля. Кстати, сохранились и более ранние его письма к Геккерну, где он признавался в мучительной любви к Пушкиной и умолял барона устроить свидание.
Княгиня Вера Вяземская вспоминала, что Натали часто виделась с Дантесом в доме Полетики, но однажды она прибежала оттуда «вся впопыхах» и с негодованием рассказала, как ей удалось избегнуть настойчивого преследования Дантеса. В беседе с родоначальником пушкиноведения Петром Бартеневым Вяземская сообщила, что Идалия Полетика по настоянию Дантеса «пригласила Пушкину к себе, а сама уехала из дому». Княгиня Вера пояснила, что и она и Пушкин узнали об этом со слов самой Натали. Похожие свидетельства можно встретить и у сестры Натали Александрины, и у многих других.
Сама Наталья Гончарова после смерти Пушкина писала своему второму мужу Петру Ланскому: «Я слишком много страдала и вполне искупила ошибки, которые могла совершить в молодости…».
А за три года до смерти Наталья Николаевна призналась своей компаньонке Констанции, которая пользовалась её полным доверием: единственное, в чём её уличает совесть, «это согласие на роковое свидание… Свидание, за которое муж заплатил своею кровью, а я счастьем и покоем всей жизни». Компаньонка передала эти слова дочери Натальи Николаевны от второго брака Александре Араповой, которая и записала их.
Конечно, всё слова, слова, слова, но в определённой степени им можно верить, тем более часть свидетельств исходит от людей, не знавших о записях друг друга.
Фима Жиганец 19.04.2024 16:02 Заявить о нарушении
Марина Коробейникова 19.04.2024 16:45 Заявить о нарушении
(взволнованно)
Не слишком далеко ли ты заходишь
В своем упрямом увлеченье Натали,
При муже,
При царе
С нее не сводишь глаз,
Любовные признания ей шепчешь,
За нею всюду ходишь по пятам?
Дантес
Мне эту мысль внушил не ты ли сам?
Не ты ли сам
зажег во мне сей пламень,
С утра до ночи восхищался ею,
Не ты ли сам потворствовал роману,
Молил ее быть ласковей со мною,
Грозил ей, что с собой покончу я
И что она в том будет виновата?
Геккерен
Но то была игра,
Не больше чем игра!
Избрал я первую красавицу двора
Не для твоей огнеподобной страсти —
Для легкого пикантного романа,
Чтоб на тебя
вниманье света обратить.
Такой роман, он нужен для карьеры,
Как джентльмену светские манеры,
Как шарм, как шик, изысканный костюм.
А за спиной шумок, пусть даже шум,
Как за кормою пенная волна:
«Он так влюблен в нее!..
Она в него так влюблена!..»
Пристойно все — любовник, муж, жена.
О дикая, проклятая страна.
Плебейство вкусов
И отсталость взглядов.
Романы на французский лад,
Поверь мне, не для азиат,
Или, как бишь их, азиатов!
Ты с этим мавром шутки не шути.
Убьет тебя он, господи прости!
Марина Коробейникова 19.04.2024 17:52 Заявить о нарушении
Никто ведь из них не утверждает и даже не намекает, что Натали стала любовницей Дантеса. Если бы так, тогда хоть какая-то логика присутствовала бы.
А так... Собственно, никакого криминала. Да и сам Пушкин писал жене, чтобы она со своим легкомысленным характером была начеку в обществе. Видимо, он-то лучше знал Наташу и понимал, что её могут и спровоцировать, и завлечь. У меня сейчас подруга такая. Ну, я - не Пушкин, д и она женщина свободная, но есть вот эдакое самолюбование, нарциссизм, желание нравиться, порхать, привлекать мужиков. Понятно, что Пушкин сам был парень не промах, никем не брезговал, даже крепостной крестьянке робёночка смастерил. Но это всё - о другом. У меня нет особого желания копаться в чужом белье. Просто приходится, так сказать, по роду деятельности.
Фима Жиганец 19.04.2024 17:58 Заявить о нарушении
Марина Коробейникова 19.04.2024 21:18 Заявить о нарушении
И Александр Сергеич это прекрасно понимал. Уже через год с лишним после свадьбы он писал жене Наталье Гончаровой (30 сентября 1832 года) из Москвы в Петербург:
«Я только завидую тем из них, у коих супруги не красавицы, не ангелы прелести, не мадонны etc. etc. Знаешь русскую песню —
Не дай бог хорошей жены,
Хорошу жену часто в пир зовут.
А бедному-то мужу во чужом пиру похмелье,
Да и в своём тошнит».
А ещё через год он уже писал Натали 30 октября 1833 года из Болдина в Петербург:
«Вчера получил я, мой друг, два от тебя письма. Спасибо; но я хочу немножко тебя пожурить. Ты, кажется, не путем искокетничалась. Смотри: недаром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона. В нем толку мало. Ты радуешься, что за тобою, как за сучкой, бегают кобели, подняв хвост трубочкой … есть чему радоваться! Не только тебе, но и Парасковье Петровне легко за собою приучить бегать холостых шаромыжников; стоит разгласить, что-де я большая охотница. Вот вся тайна кокетства. Было бы корыто, а свиньи будут. К чему тебе принимать мужчин, которые за тобою ухаживают? не знаешь, на кого нападешь. Прочти басню А. Измайлова о Фоме и Кузьме. Фома накормил Кузьму икрой и селедкой. Кузьма стал просить пить, а Фома не дал. Кузьма и прибил Фому как каналью. Из этого поэт выводит следующее нравоучение: красавицы! не кормите селедкой, если не хотите пить давать; не то можете наскочить на Кузьму. Видишь ли? Прошу, чтоб у меня не было этих академических завтраков. Теперь, мой ангел, целую тебя как ни в чем не бывало; и благодарю за то, что ты подробно и откровенно описываешь мне свою беспутную жизнь. Гуляй, женка; только не загуливайся и меня не забывай. Мочи нет, хочется мне увидать тебя причесанную à la Ninon (Как Нина - ред.); ты должна быть чудо как мила. Как ты прежде об этой старой к... не подумала и не переняла у ней ее прическу? Опиши мне свое появление на балах, которые, как ты пишешь, вероятно, уже открылись. Да, ангел мой, пожалуйста, не кокетничай. Я не ревнив, да и знаю, что ты во всё тяжкое не пустишься; но ты знаешь, как я не люблю всё, что пахнет московской барышнею, всё, что не comme il faut (не правильно - ред.), всё, что vulgar (вульгарно - ред.)... Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя".
Ну и как Вам, Марина? Мало того что кокетничала, но и, что называется, "троллила" мужа, подробно описывая свои невинные приключения. Ну вот честно: один в один моя подруга! И я отношусь к этому как Пушкин, даже ещё либеральнее: в конце концов, она мне не жена. Но представьте, как на это реагировал высший свет! Это нормально? Так что и рожала, и флиртовала одновременно. А что? Кормилицы, няньки сидят с детьми, а Наташенька кокэтничает на балах, да ещё и хвастает этим перед мужем, который находится вдалеке.
Давайте не лукавить. Может, с Вашей женской точки зрения такое поведение нормально, но с моей, мужской - как писал Пушкин, как минимум, не комильфо.
Фима Жиганец 20.04.2024 14:47 Заявить о нарушении
Мусульманин наверное.
Марина Коробейникова 20.04.2024 15:02 Заявить о нарушении
Марина Коробейникова 20.04.2024 15:04 Заявить о нарушении
Трудно не согласиться, Фима. Когда достаточно долго живёшь в России - без мата просто невозможно(
А ведь Пушкин знал 15 языков и черпал и оттуда немало. Недаром же Гёте писал, что не знающий иностранный язык - не знает и своего.
Да, странно, что прозовская программа не отточила слово ****ь в вашем тексте. У меня из-за одного этого слова в цитате удалился весь текст.
Вот и ответ программы отточие вместо первых четырёх букв слова б л я д ь
Ааабэлла 09.04.2024 12:59 Заявить о нарушении
Фима Жиганец 09.04.2024 17:40 Заявить о нарушении
Ааабэлла 09.04.2024 20:03 Заявить о нарушении
Фима Жиганец 09.04.2024 20:07 Заявить о нарушении
Мои сожаления... смыслу изложения.Мой восторг - страсти,легкости.Азарт,напор, быстрота реакции - некое предупреждения возражений возбуждает меня,заводит категоричностью.Мне архи нравится Ваша писанина(так Папа называл мои изыски) Вот вспомнила отца и это дань расположения к Вам.Но есть правила, я не о грамматике,лексике и прочих орфографиях. Я о правилах человеческой нравственности.В среде профессионалов мы имеем другие правила ,их объём несравненно выше и не имеет границ.Когда мы отдаём своё на откуп общественности, мы обязаны считаться и не выходить за рамки приличий(противное слово для меня))Такова жизнь. Опять,возвращаюсь к Отцу,он говорил - изгаляйся в среде твоего уровня, а на людях соблюдай приличия,что есть уважение.
Я надеюсь, Вы поняли меня и то, что Вы нравитесь мне, но имейте ввиду, что тонкость Вашего анализа доступна отнюдь не всякому. Дай бог,чтоб ухмыляющимся и слюнявым Ваша критика не оказалась доступной.))
Марина Троицкая 26.12.2020 14:34 Заявить о нарушении
Спасибо Вам за рецензию.
Фима Жиганец 26.12.2020 17:45 Заявить о нарушении
дальнейшего моего появления в Ваших владения,что априори не означает полного слияния в одобрении проблем,Вами анализируемых))P.S.Сомневаюсь - понятно ли для беглого Вашего чтения написала, не слишком "кудряво",в простоте размышляя?Только риторика))
Марина Троицкая 26.12.2020 19:07 Заявить о нарушении
Фима Жиганец 27.12.2020 11:34 Заявить о нарушении
.
Здравствуйте ещё раз!
Я, читая, просто повизгивала от восторга! Блеск! Супер!
Никогда не задумывалась о подобных вещах, но приняла сразу,
как своё выстраданное. Бесконечно благодарна вам за эту работу!
С уважением
Надежда Андреевна Жукова 18.06.2018 16:21 Заявить о нарушении
Фима Жиганец 18.06.2018 17:54 Заявить о нарушении
Очень интересная статья. Она (и не только она) навела меня на мысль, что гений - это не только собственно талант, что для того, чтобы гений проявился, у человека обладающего гениальными способностями должны быть еще и смелость - и смелость мысли, способность пересмотреть то, что кажется незыблемым, и смелость помогающая проявить вовне отказ от стереотипов.
А то, что Пушкина в то время, когда он творил, критиковали для меня, признаюсь - новость. В наше время-то он воспринимается как эталон.
Александра Днипренко 02.09.2013 18:05 Заявить о нарушении
Позднее эта сторона гения зачастую почти перестаёт замечаться. Вот и Данте Алигьери - он велик не только потому, что создал подробную картину ада, чистилища и рая. Но он сделал это СОВЕРШЕННО ИНЫМ ЯЗЫКОМ! Ведь его, как и Пушкина, долбали за "просторечие", "хамство", "низость языка" комедии, за "пошлость" сравнений и образов, за "неуместное хохмачество" и иронию, за неприкрытую публицистичность... Ведь Данте размещал в аду многих своих современников, которые недавно умерли и которым он давал таким образом свою оценку!
Да, мировым шедевром комедия стала не поэтому. Хотя... Может, как раз и поэтому. Именно смешение мистического и прозаического, даже грубо-бытового сделало произведение флорентийца известным всему миру.
Правда, многие гениальные произведения в конце концов ожидает печальная судьба. Они становятся просто знаками... К сожалению, я уверен, что 90 процентов "культурных", "интеллигентных" людей так и не читали ни "Божественную комедию", ни "Дон Кихота", ни "Войну и мир", ни "Братьев Карамазовых" - да перечислять можно долго.
Они только умничают и жонглируют символами. Самое большее - нахватались верхушек из каких-нибудь работ критического толка, а то и просто из учебников.
Фима Жиганец 08.09.2013 10:33 Заявить о нарушении
Так Пушкин тоже матюкался? Приколько.
Виктор Тошин 25.01.2013 01:19 Заявить о нарушении
Виларен 2 05.06.2013 20:36 Заявить о нарушении
"Мать вашу в рифму!"
А.С. Пушкин.
Татьяна Григорьевна Орлова 16.05.2012 17:13 Заявить о нарушении
Фима Жиганец 16.05.2012 18:04 Заявить о нарушении
Татьяна Григорьевна Орлова 17.05.2012 19:16 Заявить о нарушении
началась полная психиатрия, но я, слава Богу, к этому времени уже отключился.
вообще мне кажется идиотизмом обсуждать то, что нельзя произнести вслух)). какого тогда вообще тему трогать?)
Фима Жиганец 17.05.2012 20:56 Заявить о нарушении
Но вот вслух произносится, сами понимаете, всегда и во все времена - слишком много. Мне эти матерные слова с детства жизнь портили, отвращение было такое, что до депрессии доводило, душа болела! Совсем недавно, на старости лет, смирилась: сама втихоря, чтоб никто не слышал... Да! Помогает справиться с тем, что "похлеще аглицкого сплина...", но неприятно, как от горькой таблетки.
Татьяна Григорьевна Орлова 17.05.2012 21:25 Заявить о нарушении
Согласна с одним из рецензентов, и на солнце русской поэзии есть пятна. Мат - это пятна, как бы вы ни хотели возвести это в достоинство. Мы слышим мат, особенно в последние годы, повсюду: матерятся мужчины, женщины, подростки и молодежь без мата практически не говорят, матерятся дети, матерятся с экранов ТВ, по радио, в кино, в театре. Свобода! А почему-то никто не задумается о моей свободе. Хочу ли я все это слышать? Мат останется матом, чем-то надлитературным, т. е нецензурной бранью, неважно, кто ее произнес, гений или простой человек. И кому-то очень хочется, чтобы и в стихах Пушкина точки были заменены словами. Зачем? Кому надо, тот и так поймет. А кому не надо, не увидит. Или вам лично доставляет удовольствие видеть матерные слова напечатанными? И напрасно вы считаете мат достоинством языка. Это скорее его беда. Да, он есть во всех языках, но только в русском он многолик и хлесток. Я живу в Казахстане. И часто слышу, как казахи разговаривают по-казахски, могут поругаться, поспорить, а матерятся на русском. Я спрашивала их, почему так? Они ответили, что на своем языке нельзя материться, стыдно, это не простят, каждый чтит свою мать, бабушку. А если услышит агай (пожилой человек), то так врежет! Вторая причина: русский мат обиднее, гаже. Вот что меня задевает. Мат - это от слова мать. Когда хотят побольнее ударить, задеть самое святое, льют грязь на мать. И все гадкие слова отсюда называются матом. Их еще называют нецензурными словами. Так почему мы должны эту грязь тащить в литературу?
А что касается Пушкина, не надо делать культ из стихов, в которых проскальзывают матерные слова. Их не так уж много а, точнее, совсем мало, и не они составили славу Пушкину. Ваше утверждение "Пушкин не стал бы великим поэтом, не будь он великим матершинником" повергло меня в изумление. Эк, куда хватили! Ну представьте, что нет "Евгения Онегина", "Медного всадника", "Пиковой дамы", да что я перечисляю, нет ничего, кроме его матершинных стихов. Что останется от Пушкина? И кто б его читал и назвал солнцем и нашим всем? Он даже на Баркова не потянул бы, не надейтесь. Столько дерьма, сколько у Баркова у него нет. Ну читал он Киршу Данилова и Баркова, посмеялся, но третье столетие читают, заучивают наизусть, изучают в школах Пушкина, а не Баркова. И у Кирши Данилова такие стихи еще надо поискать, не сразу найдешь.
И когда вы оправдываете матершинщину Пушкина близостью к народу, то ставите народ в неловкое положение. Народ может обидеться, и в первую очередь Арина Родионовна. Надеюсь, она матом никого не крыла при Саше Пушкине и пахабные частушки ему не пела? А вот народ может быть в обиде: Неужели Александр Сергеевич взял у народа только все пахабное? Как бы вы ни считали мат частью русского фольклора, это наверно его тысячная часть , да и то не самая лучшая. Народ создал прекрасные творения, из которых выросла русская литература. А на все сальное у народа есть слова: пахабщина, сквернословие, то есть скверные слова, плохие.
Не согласна я с вами, что Пушкин "ВЗОРВАЛ" словесность. Он не был ни террористом, ни королем эпатажа, и общественный вкус уважал. А вот то, что Пушкин стал создателем русского литературного языка, это другое дело. Язык Пушкина - это язык, соединивший язык светского общества и народный образный, яркий язык, но не мат. Да, Пушкин ввел в литературный язык народные обороты, просторечие, грубопросторечие, но не мат. Да, он бывал на ярмарках, в гуще толпы, прислушивался к народной речи (в Одессе, в Михайловском), но не к мату.
Пушкин матерился, конечно, но я согласна, что не для печати были те стишки, в которых есть нецензурные слова. И знаете, детям лучше о них не знать, чтобы на наши замечания они не сказали: "А Пушкин тоже матерился!" (Такой случай в моей практике был).
Татьяна Галкина 30.07.2011 18:48 Заявить о нарушении
на мой взгляд, большинство Ваших замечаний неосновательны.
Нецензурная лексика и площадная брань - это не одно и то же. Мат как образное средство вполне может быть использова - другое дело, что в необходимых дозах и в необходимых случаях.
Это вовсе не служит оправданием грязных ругательств в публичных местах и чудовищной похабщины пьяных мастеровых и гопников.
Не надо путать матерную и инвективную лексику, то есть прямые оскорбления собеседника. Хотя согласен: грязный мат, произнесённый "в никуда" в общественном месте, или в окружении детей, подростков - уже сам по себе оскорбителен.
И я никоим образом этого не поддерживаю. Более того, порою приходится вмешиваться и ставить на место хамов и уродов.
Однако не только русский фольклор, но и народное творчество многих других народов тесно связано с "неподцензурной" лексикой. Что неудивительно, поскольку мат есть выражение культа плодородия, отсюда и прямые название половых органов и совокупления. Так что мат изначально ЛИТЕРАТУРЕН.
Он изначально НАРОДЕН. Ежели Вы этого не понимаете, сие обстоятельство касается исключительно Вашей натуры - ранимой и чувствительной.
Для охранения Вашей лексической девственности существуют соответствующие законы.
Что касается того, что Пушкин не стал бы великим поэтом, не будь он великим матерщинником...
Да, ВЕЛИКИМ не стал бы. Хорошим - возможно. Это достаточно элементарно понять. Вот Вы пишете: мол, не Арина же Родионовна ему привила любовь к мату...
Нет, конечно. Во всяком случае, не юному Саше. Зато ПРОСТОЙ НАРОД, к которому Пушкин тянулся необыкновенно, с которым ПОСТОЯННО общался (даже соседи-помещики неприятно были этим удивлены), - так вот, этот народ матом не ругался, он на нём говорил). Огромные пласты фольклора насквозь пропитаны матом, соответствующими сказками, пословицами, поговорками. Афанасьев их коллекционировал и издавал, да и другие фольклористы.
То есть ПИСАТЕЛЬ НАРОДНЫЙ НЕ МОЖЕТ НЕ ЛЮБИТЬ МАТА и не знать его. Это исключено. И Есенин был матерщинников необыкновенным, и многие другие замечательные поэты. Даже такой интеллектуал, как Бродский, любил крепкое словцо и обожал блатные песни - то есть "низовой" фольклор.
Сталкиваясь со стихией настоящего народного, кружевного, яркого, сочного мата, мастер художественного слова не может оставаться равнодушным к нему. Он может не использовать матерную лексику в своих произведениях - но, ПОГРУЖАЯСЬ В НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, он отдаёт дань увлечению "нецензурщиной". Именно в этом смысле Пушкин НЕ СОЗДАЛ БЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, не взломал бы множество преград между народной речью и книжной, ежели бы не понимал, что эти преграды МЕШАЮТ РАЗВИТИЮ ЯЗЫКА, а значит, развитию нации.
Что вовсе не означает культа площадной брани, грязных оскорблений, пошлости и мерзости.
То есть я утверждаю не то, что Пушкин не стал бы великим поэтом, если бы НЕ ПИСАЛ МАТЕРНЫХ СТИХОВ. Речь о другом: он не стал бы великим РУССКИМ поэтом, если бы НЕ ЛЮБИЛ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАТА и прекрасно бы им не владел, если бы не осознал, что "низовая культура" ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛНОПРАВНОЙ ЧАСТЬЮ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ.
Вы этого не понимаете. Пушкин - понимал. Поэтому Вы никогда бы не стали великой национальной поэтессой, даже будь у Вас способности к стихосложению.А он - стал.
Кстати, по нашим меркам Пушкин таки был "королём эпатажа". И действительно "взорвал" словесность. Потому что в то время "образный народный язык" и воспринимался в светском обществе также, как Вы воспринимаете сегодня мат.
Я в своём очерке привожу лишь несколько примеров.
Вот Вы пишете, что Пушкин прислушивался к народной речи, "но не к мату". Это Вы сами додумались или Вам Пушкин сообщил? ))) Повторяю: на сегодня СОВЕРШЕННО ОЧЕВИДНО, НЕОПРОВЕРЖИМО то, что Пушкин был матерщинником высочайшего уровня))).
И даже в письмах сожалел, что не может включать ненормативную лексику в свои произведения.
Я профессионально занимаюсь пушкинистикой, Татьяна. В этом смысле со мною спорить непросто).
Да Вы и не спорите. Вы откровенно игнорируете те пласты фактов, которые для Вас "неудобны".
А по поводу того, что детям знать нужно, а что не нужно... Перечитайте мой очерк, там есть прямые цитаты из Пушкина. Детям много чего не нужно знать. Но это не аргумент для запрещения публикации литературных произведений. Иначе нам пришлось бы вымарать две трети классического литературного наследия. В отрочестве мы даже "Дафниса и Хлою", "Золотого осла", "Декамерон", рассказы Мопассана читали как порнографические "картинки".
Не путайте детскую литературу со взрослой.
Фима Жиганец 05.06.2013 12:56 Заявить о нарушении
Я всегда считала что есть молитва и антимолитва - мат. Теперь же следует говорит о мате и матерщине. Мат - это крепость русского языка, матерщина - его грязь, как раз та самая антимолитва. И не всякий человек сможет понять и уловить ту грань, которая отделяет эти два пласта словесности.
Спасибо, Фима! Ваши изыскания впечатляют, как и отклики на эту статью. Удивительно, что среди комментаторов столь много, по-настоящему глубоких и демонстрирующих прекрасное знание темы читателей.
Пушкинский Ключ 30.03.2011 10:09 Заявить о нарушении