Рецензии на произведение «Хрустальная сосна»

Рецензия на «Хрустальная сосна» (Виктор Улин)

ЗАПОЗДАЛО размещаю послесловие к роману.
=========
Итак, вы прочитали один из лучших моих романов. И теперь имеете право знать уже во всех подробностях реальные источники событий.
Как я уже отмечал в предисловии, сам я был именно в описываемом колхозе 3 раза.
Главный герой Евгений Воронцов полностью аутогенен в «колхозной» половине романа и примерно на 50% во второй.
Опять таки, как я уже писал, реальность описанных событий практически стопроцентна. Все события в лагере – вплоть до приезда деревенских ухажеров и объяснений командира насчет замужних девиц – были на самом деле. Были и эпидемии всеобъемлющих, свободных сексуальных отношений на природе – правда, достаточно тайных, за исключением Тамары и Геныча. О чем сказано ниже. Даже тщательно выписанные аварии, неурядицы и пожары АВМ были на самом деле. Была и авария измельчителя; я хорошо помню, как далеко разлетелись увесистые и страшные обломки его ножей. Другое дело, что меня они, слава богу, тогда не задели. Однако в один из дней 3го заезда, когда у нас не было работы, мы спали полуодетые под солнцем, я получил ожог груди и живота такой степени, что в самом деле испытал ночь бредовых кошмаров, а потом на несколько дней вернулся в город для лечения. Так что состояние больного человека в колхозе описано мною не с потолка.
Герои колхозной эпопеи собраны по несколько человек с каждого из трех заездов, хотя и носят иные имена.
Как ни странно, наиболее полно перенес в роман парней.
Саша-К, Костя Мореход, Володя и Геныч изображены с фотографической и поведенческой точностью
Что касается девиц, то абсолютный прототип (вплоть до родинки над верхней губой, выражения «собачья рожа» и веселых воплей о закончившемся процесса подмывания) имеет лишь Тамара. С которой я оказался вместе в 1й и в 3й свои заезды.
Прототип – хотя и лишенный черт героини – имеет Ольга. У этой молодой замужней женщины был ураганный колхозный роман с одним из парней, на основе которого я создал образ Лаврова. Никаких танцев, конечно, не было (будучи профессиональным танцором, у костра танцевал я сам), но дл парня это все кончилось достаточно плохо. Как и для Лаврова.
Сейчас мне самому неясно, откуда я взял Люду. Но образ ее, тип маленькой пустоголовой девчонки в прозрачном белом купальнике, стоит в моих глазах столь ярко, что я вынужден догадываться, что на самом деле (в каком-то другом отрезке моей биографии) я подобную девицу все-таки встречал.
Что же касается центральных колхозных образов, Кати и Вики, то они абсолютно вымышлены. Правда, в 1й и 2й заезды у меня имелись увлечения одной из девиц в бригаде (естественно, каждый раз разной), но до такой глубины наши отношения не дошли, и я принципиально не стал их изображать.
Хотя одну из этих девиц, которой я был сначала попросту ослеплен, лишь годы спустя поняв ее истинную суть, я вывел с фотографической (и почти биографической, включая мужа-американца) точностью как Инну, жену Евгения.
Женщины, дававшие многим, но не давшие мне, даже не подозревали, сколь опасной может быть моя литературная месть…
Есть прототипы и у нескольких персонажей второй части романа.
Списан с живого сосед Евгения, дядя Костя.
Начальник и Мироненко – я писал их с глубоко отвратительных мне сослуживцев по Академии Наук.
Виолетта тоже имеет свой прообраз, только в виде коллеги, мне симпатичной. Хотя никаких сексуальных отношений я с ней не имел.
Вообще сексуальные моменты биографии героя, носящие своего рода характер ключевых точек, вымышлены полностью – у меня самого ничего подобного не случалось.
Так сложились фактура и сюжетно-композиционное построение одного из любимых моих романов.
Все это время мне хотелось побывать там и увидеть те места. Но я не помнил точной дороги, да и времени не находилось. Недавно, лет через двадцать после описываемого мы с женой поехали туда, руководствуясь навигатором. Дороги проложили новые, и до железнодорожного переезда мы доехали часа за 2. Ромашковое поле, простирающееся от путей до дороги, сохранилось. Правда, никаких конструкций полевого стана я не заметил.
Дорога по краю деревни осталась прежней: нормально по ней можно было проехать лишь на танке.
А дальше…
Парома не было, вместо него ввысь взвивался современный мост.
Деревня, лежавшая ниже по течению реки, подступила почти к самому мосту.
Я растерялся. Я потерял ориентиры. Но все-таки помнил, что наш лагерь лежал чуть ниже парома.
Мы спустились туда. Никогда в жизни я бы не подумал, что за такой период может так измениться местность. Уютные болотца исчезли, как исчез и черемуховый лес. Луг был огромным и неживым.
Я долго бродил, пытаясь найти хоть какой-то ориентир – но не нашел ни пенька, на пары кирпичей от нашей лагерной столовой.
Лучше бы я не приезжал сюда.
С тяжелым сердцем мы двинулись в обратный путь.
И только сейчас, слева, я увидел старое деревенское кладбище, Которое, как мне показалось, за эти 20 лет, значительно расширилось…

Виктор Улин   04.05.2021 04:21     Заявить о нарушении
Рецензия на «Хрустальная сосна» (Виктор Улин)

Да, 80 года чувствуются. Нет той уверенной прыти с дамами, что приходит позже. Но и во всякие времена есть свой фильдеперс. Пока всё не надоело.
Зелёная.

Валерий Захаров 39   24.08.2018 14:45     Заявить о нарушении
И уходит еще позже....

СПАСИБО, Валерий!

Виктор Улин   24.08.2018 14:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хрустальная сосна» (Виктор Улин)

Хорошо написано, - ежели без штампов, относительно "пронзительной глубины". Вчера, совершенно случайно, купил Вашу "Ошибку". Надеюсь, в отпуске прочитаю.
С уважением, Петр Белосветов.

Петр Белосветов   23.09.2008 13:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Петр.
И за Ошибку, и за Сосну.

Признаюсь: некоторое количество штампов там введеном намереннно: ведь начало относится к совершеннно буколическим 80м годам

Виктор Улин   23.09.2008 18:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хрустальная сосна» (Виктор Улин)

Безусловно, ваше произведение заслуживает более профессионального анализа. Увы, мне это не по силам!
Написано талантливо и без возможного пафоса. Так жизненны все эти метания героя. Желание уйти от чувства одиночества, которое явно не выражено.
По-моему, высоко художественно и одновременно, глубоко реально!
Удачи!
С уважением!

Ольга Бурзина-Парамонова   04.04.2008 11:53     Заявить о нарушении
Дорогая Ольга !
Рад, что понравилась сосна.
Это реквием моему поколению.
Роман захватывает большой период времени,
и в итоге все меняется далеко не к лучшему, увы...

Виктор Улин   04.04.2008 19:22   Заявить о нарушении
Дочитываю, перенеся на бумагу!

Ольга Бурзина-Парамонова   05.04.2008 15:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хрустальная сосна» (Виктор Улин)

"Было тепло, как днем, и, возможно, еще теплее" - так мне стало от Вашей прозы. Первый вечер читала, потому что посоветовал один хороший человек, второй вечер - пыталась уговорить себя читать только до часу ночи, мол, завтра же на работу, а сегодня читала весь день, потому что на работу не пошла. Невероятные переливы настроений, а, главное, кажется мне - все мои. Как если бы я так чувствовала и писала. Абсолютно идентичный мне герой, "хотя был последним, конченным дураком". Так всегда делала настоящая литература. С великим восхищением, Ирина

Ирина Беспалова   02.03.2008 20:16     Заявить о нарушении
Милая Ирина !
"Было тепло как днем..."
Эти Ваши слова мне бы хотелось видеть на своей могиле.
Всерьез - "Сосна" мой любимый роман.
Абсолютно невостребованный уродами издателями и идущий вразрез с современным течением.
Я сам временами погружаюсь в него.
И рад. что не только я...

Виктор Улин   03.03.2008 19:11   Заявить о нарушении
Какой Вы настоящий. Я пошла Вас читать дальше. С уважением, Ирина

Ирина Беспалова   03.03.2008 20:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хрустальная сосна» (Виктор Улин)

Ну вот. Набирался сил за городом, набирался, баньку топил, воду носил, парился с час, ещё разным занимался, возвернулся, а тут предложили глянуть на СОСНУ, и я "глянул", и все накопленные на природе силы ушли на усвоение (ужас какой, только 1-й части этой самой СОСНЫ?!) - у меня, боюсь, жизни не хватит всю-то осилить, эту СОСНУ, а автор тут над читателями издёвки строит...
Ага, говорил я Вам - не тот формат для экрана, ну не тот! Матрос - ладно, а СОСНА - вон какая вымахала!
И недаром у читателей ру... то есть глаз на неё не поднимается.
То, что это настоященская русская проза - мне ли Вам говорить? Каждая деталька как через персти пропущена, кровушкой Вашей подпитана, нервами Вашими оживлена. А лица в повести - как скульптурная галерея: выпуклые, разные, все - симпатичные. И действие - неспешно течёт, сильно, как многоводная река по весне...
Вы, впрочем, и сами всё это знаете - вон уж столько времени этой СОСНЕ...
Издавали? Печатали? К стыду своему, всего движения современной русской прозы отслеживать не удаётся - пенсию зарабатываю иным трудом...
Спасибо за новое знакомство с Вашими Словесными детьми.
Уж теперь сам чтой-то выберу...

Пашнёв   01.10.2006 23:24     Заявить о нарушении
Спасибо, коллега.
Вы меня позабавили.
Я даже улыбнулся, что в последнее время делаю редко.
Сосна - это еще не самое большое мое произведение.
А если серьезно - еще раз СПАСИБО.
На Ваш вопрос отвечаю:
Издавали. Печатали. Издают. Экранизируют.

Виктор Улин   03.10.2006 14:11   Заявить о нарушении
И это правильно, Виктор!
Простодушному читателю можно и в торец.
Спасибо.
Чтоб знал впредь.
А то - вопросы наивные.
Вот тебе!
...Ну, я пошёл.

Пашнёв   03.10.2006 22:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хрустальная сосна» (Виктор Улин)

И вот я прочитала твой роман, Витя.
Очень эмоциональная, музыкальная, ностальгическая,
по-Улински пронзительная история.
Стиль уровня бестселлеров:))
Название точное. Мне по душе.
Больше всего понравилась первая часть. Достоинств множество.
Из жемчужин, что запомнилось: "Да и вообще сама нехитрая церемония обеда доставляла потрясающее, не достижимое в обычной жизни удовольствие". "Володя взглянул на него с матерным выражением лица, но промолчал."
И что всегда тебе хорошо удается - показал, что секс в нашей стране всегда был:)))
В концовке романа я с тобой "не совпаду". Зачем вы, мальчики, Лолиток любите? :)))
Спасибо, дорогой, за роман.
Удачи тебе на всех направлениях!

Верная читательница,

Ася Аськина   10.11.2003 17:38     Заявить о нарушении
Спасибо тебе, солнышко!
Да не люблю я лолиток, сто хренов им в глотку!
И Женя не любит. И девочка Женя - не лолитка,
хотя он сам ее так обзывает.
Просто она старше своего биологического возраста.
И не он любит ее, а она его.
То есть ей так кажется.
В сравнении с прыщавыми недоносками - воими ровесниками.
Счастья в этом не будет.
Но к жизни он возвращен.
На некоторое время.
По крайней мере, браунинг успеет спрятать.

Виктор Улин   14.11.2003 18:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хрустальная сосна» (Виктор Улин)

пришла читать

П. С: с ящика сгрузить все таки не смогла (((
здесь загрузилось

ваша:

Duimovochka   10.11.2003 02:57     Заявить о нарушении
Спасибо тебе за упорство...
Теперь буду ждать впечатлений:
Как ТЕБЕ понравилась в этом романе ТЫ?
(Лучше на рабочий мэйл, потому что
дома я обычно мертвый)

Виктор Улин   14.11.2003 18:05   Заявить о нарушении
читаю ещё
классно ты все-таки пишешь!

Duimovochka   16.11.2003 04:20   Заявить о нарушении