Рецензии на произведение «Самоубийство разума Толстой, Маяковский, Пастернак»

Рецензия на «Самоубийство разума Толстой, Маяковский, Пастернак» (Ольга Чернорицкая)

Здравствуйте, Ольга!
Только что зарегестрировался(после прочтения этой статьи)На стихире пишу пол года (Юрий Куликов).
Я увлекаюсь, как любитель эзотерикой и меня привлекло сразу же название статьи. Она мне понравилась, я много читал книг одного индийского мистика, на них стоит нынешнее мое мировозрение и статья, как бы поддержала все то что я знаю.
Я хочу задать вопросы, как Вы считаете присутствует ли в мистике причинаая связь и верите ли Вы в переселение душ. Вот такой я нескромный:)

Рад, что благодаря Вашей статье оказалася на прозеру, уже хочу написать что-нибудь.

С уажением, Юрий

Куликов Младший   29.12.2007 21:37     Заявить о нарушении
Рецензия на «Самоубийство разума Толстой, Маяковский, Пастернак» (Ольга Чернорицкая)

Прям докторская диссертация , такая же питательная и вкусная как докторская колбаса ! Шибко вы умная в писаниях своих , Ольга ... А какая вы в жизни ?
Дед Мыша из любопытствующих .

Михаил Лезинский   17.08.2007 21:55     Заявить о нарушении
Рецензия на «Самоубийство разума Толстой, Маяковский, Пастернак» (Ольга Чернорицкая)

Добрый день!

«А вот на стадии «Исповеди» Толстой довел себя до того, что вид голодного и обездоленного человека доводил его до слез, бедственное положение крестьян перестало им видеться диалектически».

Вы противопоставляете гармоничных Гегеля и Пастернака дисгармоничным Маяковскому и Толстому. Толстой к концу жизни понял то, что понимают бодхисаттвы: всё едино и все взаимосвязаны со всеми. Отсюда его боль и слёзы по голодным и обездоленным. С помощью хвалёной диалектики можно всё оправдать, в том числе и самого себя. Используя её, марксизм, ленинизм и сталинизм наделали столько горя. Любому тезису можно противопоставить антитезис и получить новое знание. В философии и ТЕОРИИ да. Но не в жизни. Жизнь не подчиняется никаким системам.

Толстой осуществил себя полностью. Его уход из дому был ПОСТУПКОМ. Не важно, что ему не хватило физических сил для дальнейших действий. В конце концов, никто не знает, когда «Мой путь с ухмылкой пресекут / И через дорогу трос натянут». Жизнь измеряется не прожитыми годами, не количеством совершённого, а качеством.

«Гегель настолько велик, что в рамки его системы умещаются и Шопенгауэр, и Толстой, и многие другие творцы и мыслители». Мне кажется, что измерять величие гениев, это всё равно, что рассуждать о том, кто круче: орловский рысак или владимирский тяжеловоз. На востоке говорят, что аромат просветления одинаков у всех просветлённых. Чтобы сравнивать великих, надо стать на позицию бога.

«Текст в себе и для себя сущее, себя порождающее и себя осознающее - это абсолютный текст». Это солипсизм в чистом виде. Кому текст тогда нужен? Он же будет отрицать сам себя! Самое совершенное и абсолютное – СМЕРТЬ. Поэтому система Гегеля и абсолютный текст Пастернака НЕЖИЗНЕННЫ. А Толстой со всеми своими метаниями, заблуждениями, отказами и отлучениями – ЖИВОЙ!

Идея растительности перекликается с мыслями об освобождении. При достижении определённого уровня развития человек довольствуется самым необходимым (самое простое жилище, одежда, еда, но при этом чувствует УДОВЛЕТВОРЕНИЕ от жизни; оказывается, чтобы быть счастливым ДОСТАТОЧНО того, что даёт природа).

Спасибо. С уважением
Виктор Йог

Виктор Йог   03.02.2004 15:18     Заявить о нарушении
"Вы противопоставляете гармоничных Гегеля и Пастернака дисгармоничным Маяковскому и Толстому".
Не путайте же меня! Вы весь обвинительный приговор на этом построили, тем не менее видеть мир гармоничным и быть гармоничным человеком - не одно и то же! Логическая несостыковочка у Вас получилась.

Ольга Чернорицкая   04.02.2004 09:22   Заявить о нарушении
"Вы противопоставляете гармоничных Гегеля и Пастернака дисгармоничным Маяковскому и Толстому".
Не путайте же меня! Вы весь обвинительный приговор на этом построили, тем не менее видеть мир гармоничным и быть гармоничным человеком - не одно и то же! Логическая несостыковочка у Вас получилась.

Ольга Чернорицкая   04.02.2004 09:25   Заявить о нарушении
Ольга, я и не думал обвинять. Я просто поделился мыслями, которые возникли у меня в процессе чтения.Судилищами и политикой я не занимаюсь.
С уважением
Виктор Йог

Виктор Йог   21.02.2004 03:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Самоубийство разума Толстой, Маяковский, Пастернак» (Ольга Чернорицкая)

Критик - писатель для писателей...
Всё очень интересно.
Безукоризненно исполненное созерцание.
Прелюбопытнейшие толкования.
Спорная летопись.

А я и не готов к аргументированному разговору...
Но подставлюсь.

1. "Шопенгауэр представляется выразителем Абсолютной идеи в этой всего лишь промежуточной фазе"
А любой писатель представляется выразителем мировой идеи в единственной и узкоспециальной фазе земной разумной жизни.

2. "К пятидесяти годам совесть замучила Толстого, совесть перед Абсолютом, коего он не достиг в своем творчестве"
К сорока годам Пастернак освободился от мук совести, достигши Абсолюта. (к слову: мне нравится именно ранний Пастернак, ещё не провозгласивший абсолютом простоту)

3. "Все лучшее он уже совершил и был списан небесной канцелярией как выполнивший свое предназначение"
Забавно. Советский пенсионер, которого партия отправила на заслуженный отдых. Думаете, я поверю?

4. "И если каждому мыслителю, проходящему эту стадию, мы будем пытаться приписать влияние Шопенгауэра, то это будет великий грех против Гегеля."
"Мыслитель" - если только Вы не замыкаете это понятие на великих, которым по рангу положено знать всё и вся (в чём я всё же сомневаюсь) - может равно игнорировать и того, и другого. Европейская культура во многом вторична. Вдобавок, закон развития Абсолюта не требует от субъекта этого развития экзамена по диамату, поскольку незнание (или неприятие) абстакций не освобождает человека связанных с ними пут :)

5. "Толстой на последнем этапе своего творчества не любил уже ни жизни, ни Бога"
Самый одиозный (на мой взгляд) пример голословности в тексте (есть и другие)

Ну и далее - концепция развивается, делаются выводы...
Безумно интересно.
Удачное словосочетание.

Владислав Былинский   03.02.2004 10:27     Заявить о нарушении
1. Кто-то остается в первой фазе, соответствующей духу Гегеля и тем не менее является ярким представителем своей эпохи. И это совсем не парадокс.

3. Не совсем советский.
А так, вообще, все мы скоро списаны будем. А Толстому еще "Хаджи-Мурата", пожалуй, можно было дать дописать. Не ахти что, конечно...

4. Да, вот именно: Толстой экзамена по диамату не сдавал, тем не менее во всем ему (диамату) соответствовал. То есть соответствовал он, конечно же Гегелю, хотя и не прочел его. Зато не соотвествовал в лучшую пору своего творчества Шопенгауэру, экзамен по которому сдал вполне.
5. Текст не особо аргументирован, это правда.

Ольга Чернорицкая   03.02.2004 13:45   Заявить о нарушении
Статья действительно интересная, но есть диссонанс между созерцательной и доказательной частью - первая дотошна, вторая, не в пример ей, несколько тороплива.
(положа руку на правый желудочек) - за Толстого обидно! ;)

Владислав Былинский   03.02.2004 19:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Самоубийство разума Толстой, Маяковский, Пастернак» (Ольга Чернорицкая)

Да, жалко конечно, что Толстой Гегеля не читал, от силы две страницы, в чем он, Чичерину стыдясь, признавался. Ну не понимал старик. Я вас тоже не понял. Вы что сказать-то хотели? А вот от Шопенгауэра он, в самом деле, был без ума, но это уже другая песня.
Ага. Вот это зацепило, Толстой писал «Войну и мир», - «выполняя, очевидно, в качестве медиума божественную волю».
Ну и, конечно же, пассажи о списании Л.Н. какой-то таинственной «небесной канцелярией».
Возможно, то, что вы пишите, умно и толково, даже, скорее всего так, однако нельзя же себя до такой экзальтации доводить. И, само собой, серьезно все это лично я воспринимать не могу. Опять же, не оспаривая и ничуть не иронизируя. Я просто на другой карусельке верчусь.
Любопытно, кстати, не совсем в тему вашей статьи, как вы относитесь к отлучению Л.Н. от церкви? Разумеется, мне интересна не моральная оценка, а вот читали ли вы всю эту полемику? Вот уже где мракобесие.
Если вам любопытно, у меня на страничке висит статья о Толстом – «Жить не по лжи».
Правда, она сыровата и беллеторизирована.
Удач.

Codrajona   27.01.2004 01:57     Заявить о нарушении
Про экзальтированность - не угадали, это скорее, попытка примерить некую зародившуюся теорию. На современных авторах это сделать труднее, чем на классиках, о которых нам известно гораздо больше. Про без ума от Шопенгауэра - не могу согласиться. Толстому вообще не свойственен восторженный взгляд на философию.
К Вам зайду. Заинтриговали.

Ольга Чернорицкая   27.01.2004 10:33   Заявить о нарушении
Здравствуйте Ольга, цитирую Вас – «Про без ума от Шопенгауэра - не могу согласиться. Толстому вообще не свойственен восторженный взгляд на философию», а теперь Толстого – «Не престающий восторг перед Шопенгауэром и ряд духовных наслаждений, которые я никогда не испытывал. Я не знаю, переменю ли я когда мнение, но теперь я уверен, что Шопенгауэр – гениальнейший из людей».
Из письма Толстого к Фету, 1869 год.

Так что Толстой был очень даже восторженным человеком, порой впадающим в умопомрачительные крайности, и чем старше он становился, тем сильнее это в нем проявлялось.

Но в данном случае это лишь частность, тем паче, что вы говорите лишь о «попытке примерить некую зародившуюся теорию». Откровенно говоря, я что-то мельком читал у Вас в рецензиях и статьях, но так толком и не понял сути вашей теории. Строго говоря, философия ведь вообще не наука, поэтому я всегда с холодцой отношусь к применению философского терминологического и понятийного аппарата к анализу текста. Все это может быть умно и толково, но вопиюще субъективно. Причем субъективность эта не «кухонная», как у Воронцовой-Юрьевой, к примеру, а совсем иного рода, в рамках той школы, в которой этот аппарат благоприобретен. Да и это было бы не страшно, если бы не это отвратительное последствие замыкания теории в самой себе.
Ну и, разумеется, меня смущает некий прослеживающийся в ваших статьях мистицизм, это о словах, о «божественной канцелярии» и «медиума божественной воли».
А так, довольно интересная статья.

Codrajona   29.01.2004 21:42   Заявить о нарушении
Ах, молодость, молодость! Что только не выскажешь в запальчивости. И Толстой значит, восторгов девичьих не чужд... Слава богу на творчестве тех лет это особо не отразилось. Всему свое время и место в великих произведениях.
Философия - это не наука, и слава б-гу, ведь наука - это обслуга человека, а философия - она сама по себе гуляет, сама себе хозяйка и сама себе указ. Замыкание каждой системы в себе тоже не случайно - во-первых, шар всегда красивше тел вогнутых, а во-вторых, каждая система тем себя сохраняет, что на других не лезет.

Ольга Чернорицкая   30.01.2004 10:00   Заявить о нарушении
Ну как же это не повлияло, "Крейцерова соната" написана целиком под влиянием Шопенгауэра. Может быть и не самое выдающееся произведение Толстого, но далеко не последнее и во всяком случае знаковое.

Codrajona   01.02.2004 15:11   Заявить о нарушении